Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе
Авторы: Маковкина Лилия Николаевна, Сорокина Елена Ивановна, Сыроежкина Дарья Васильевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 07.03.2018
Статья просмотрена: 10222 раза
Библиографическое описание:
Маковкина, Л. Н. Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе / Л. Н. Маковкина, Е. И. Сорокина, Д. В. Сыроежкина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13819/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрены практические методы обучения, которые используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.
Ключевые слова: практическая работа, лаборатория, метод обучения.
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала студентами широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые: М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и др.
Лабораторно-практическая работа — это такой метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:
- постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;
- определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;
3. непосредственное выполнение лабораторно-практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
4. подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.
Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в рамках которого осуществляется тот или иной научный эксперимент, направленный на получение результатов, имеющих значение с точки зрения успешного освоения студентами учебной программы.
В процессе лабораторной работы студент:
– изучает практический ход тех или иных процессов, исследует явления в рамках заданной темы — применяя методы, освоенные на лекциях;
– сопоставляет результаты полученной работы с теоретическими концепциями;
– осуществляет интерпретацию итогов лабораторной работы, оценивает применимость полученных данных на практике, в качестве источника научного знания.
В ряде случаев студентам требуется провести защиту своей лабораторной работы, в рамках которой некоторой аудитории слушателей представляются подробности проведения исследования, а также доказательства правомерности выводов, к которым пришел учащийся. Часто защита лабораторной работы осуществляется в порядке индивидуального взаимодействия студента с преподавателем. В этом случае по итогам исследования учащийся формирует отчет (по установленной или разработанной самостоятельно форме), который направляется на проверку.
Следует отметить, что успешное выполнение лабораторной работы, как правило, является важным критерием успешной сдачи экзаменов студентом. Преподаватель рассматривает возможность выставления высоких оценок учащимся только в том случае, если они сумеют предоставить до сдачи экзаменов практические результаты применения знаний, полученных на лекциях.
Практическая работа — это задание для студента, которое должно быть выполнено по теме, определенной преподавателем. Предполагается также использование рекомендованной им литературы при подготовке к практической работе и плана изучения материала. Рассматриваемое задание в ряде случаев включает дополнительную поверку знаний студента — посредством тестирования или, например, написания контрольной работы.
Главная цель проведения практической работы заключается в выработке у студента практических умений, связанных с обобщением и интерпретацией тех или иных научных материалов. Кроме того, ожидается, что результаты практических занятий будут впоследствии использоваться учащимися для освоения новых тем.
Задача преподавателя, содействующего подготовке студентов к мероприятиям, о которых идет речь, заключается в составлении последовательного алгоритма освоения учащимися необходимых знаний, а также в подборе методов объективной оценки соответствующих знаний. В данном случае возможен индивидуальный подход, когда проверка умений студента осуществляется тем способом, который наиболее комфортен для учащегося с точки зрения изложения информации для преподавателя. Для одних студентов более удобна письменная форма проверки знаний, другим — устная. Преподаватель может учитывать предпочтения тех и других.
В ходе проведения практического занятия задача преподавателя — понять текущий уровень знаний учащихся, выявить ошибки, характеризующие понимание темы с их стороны, и способствовать исправлению недочетов в освоении знаний — с тем, чтобы уже на экзамене студент изложил понимание темы более корректно.
Главное отличие практической работы от лабораторной заключается в целях их проведения. Так, типичная практическая работа инициируется преподавателем в основном для проверки объема знаний, лабораторная — для оценки способностей учащихся применять полученные знания на практике, в ходе эксперимента.
Различия между работами, о которых идет речь, прослеживается также на уровне методов проверки знаний учащихся. В случае с практическими работами это устный или письменный опрос, тестирование. При лабораторных мероприятиях инструментом проверки знаний студента может быть процедура защиты результатов исследования.
Следует отметить, что лабораторная и практическая работы имеют ряд общих признаков. Таких как, например:
- выполнение в соответствии с планом, рекомендованным преподавателем, а также с использованием заданного перечня литературных источников;
- направленность на выявление текущего уровня знаний учащегося.
Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем.
Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения. Одной из целей образования является развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.
Литература:
- Интегральная диагностика межличностных отношений в среде переменного состава образовательных учреждений ФСИН России как средство улучшения воспитательной работы: Практические рекомендации / Шатохина Л. В. — Рязань:Академия ФСИН России, 2014. — 21 с.: ISBN 978–5-7743–0633–6
- Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие/Симонов В. П. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 320 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978–5-9558–0336–4, 500 экз.
- Педагогика и психология/Кудряшева Л. А. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 160 с.: 84x108 1/32. — (Краткий курс) (Обложка) ISBN 978–5-9558–0444–6, 500 экз
Похожие статьи
К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ
В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.
Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения
Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...
Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии как средство повышения эффективности усвоения знаний
В статье раскрыты активные методы и приемы обучения на уроках биологии, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии
В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии. В процессе учебного проектирования возникают возможности для использования учащимися своих знаний о механических, физических, хими...
Содержание приемов организации учебного исследования в процессе изучения математики
В статье рассматривается один из приемов организации учебного исследования в процессе обучения математике.
Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения
В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.
Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.
Дистанционное обучение: планирование и проведение урока
В данной статье авторы обобщили опыт проведения уроков в период дистанционного обучения в период пандемии, и на основе полученного опыта предлагают варианты планирования и проведения урока с целью повышения качества полученных знаний и умений.
О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики
В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.
Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы
В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...
Похожие статьи
К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ
В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.
Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения
Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...
Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии как средство повышения эффективности усвоения знаний
В статье раскрыты активные методы и приемы обучения на уроках биологии, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии
В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии. В процессе учебного проектирования возникают возможности для использования учащимися своих знаний о механических, физических, хими...
Содержание приемов организации учебного исследования в процессе изучения математики
В статье рассматривается один из приемов организации учебного исследования в процессе обучения математике.
Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения
В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.
Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.
Дистанционное обучение: планирование и проведение урока
В данной статье авторы обобщили опыт проведения уроков в период дистанционного обучения в период пандемии, и на основе полученного опыта предлагают варианты планирования и проведения урока с целью повышения качества полученных знаний и умений.
О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики
В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.
Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы
В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...