Модульный подход по спортивно-организованному физическому воспитанию студентов в процессе занятий мини-футболом
Автор: Исмагилов Дамир Канганович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 27.02.2018
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Исмагилов, Д. К. Модульный подход по спортивно-организованному физическому воспитанию студентов в процессе занятий мини-футболом / Д. К. Исмагилов. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13842/ (дата обращения: 16.11.2024).
Группа авторов [4] отмечают, что сегодняшнее система физического воспитания студентов недостаточно эффективно, не обеспечивает должного уровня здоровья и физического развития студентов, не формирует у них потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании интерес к физкультурно-спортивной деятельности. В педагогическом эксперименте доказано эффективность физического воспитания на основе кроссфита. Авторами высказана идея разработки и внедрения спортивно-организованного физического воспитания по видам спорта, которые избирают студенты.
Таким видом спорта, на основе опроса студентов Ташкентского университета информационных технологий (ТУИТ) определен мини-футбол. Специалисты [1,2,5] отмечают, что мини-футбол (футзал) является спортивной игрой, которая позволяет совершенствовать двигательные действия, а также развивать необходимые качества для предстоящей профессиональной деятельности человека.
Цель и организация исследования. Изменение структуры физического воспитания студентов реализовано на базе Ташкентского университета информационных технологий.
Содержание I модуля (сентябрь — ноябрь 2015 г.) состоит из упражнений аэробной направленности: гимнастические упражнения, ОФП, гимнастические элементы на снарядах, атлетическая гимнастика, элементы гиревого спорта, комплекс кроссфита, стречинг (Таблица 1).
Основные компоненты подготовки упражнений (I модуля) аэробной направленности: гимнастические упражнения, ОФП, гимнастические элементы на снарядах, атлетическая гимнастика элементы игрового спорта. Комплекс кроссфита, стречинг I модуль (сентябрь — ноябрь 2015 г.).
Основным содержанием II модуля являлись учебные и товарищеские игры (практические) занятия (декабрь 2015 — апрель 2016 г.) Игры рассматриваются как итог учебно-тренировочной работы, проведенной в I модуле. Игра вместе с тем самая сложная форма воспитания. Студент в обстановке соревнования в борьбе с соперником должен проявить все качества, которые воспитывались и развивались у них длительное время отдельными упражнениями. В ней проверялись окончательно как усвоились приобретенные навыки и морально-волевые качества. Обстановка игры (борьба с соперником, азарт соревнований). Требовали, чтобы студент уверенно владел технико-тактическими действиями, был достаточно физически подготовлен.
Таблица 1
Расчет часов прохождения студентами теоретического ипрактического материалов по мини-футболу вгодичном цикле
№ |
Содержание материала |
I модуль |
II модуль |
III модуль |
сентябрь-ноябрь 2015г. |
декабрь 2015г.— апрель 2016г. |
май 2016г. |
||
I |
Теоретический раздел |
3 |
1 |
|
II |
Практический раздел |
|||
2 |
Общеразвивающие упражнения |
2 |
1 |
1 |
3 |
Специальные упражнения |
3 |
1 |
|
4 |
Обучение и совершенствование индивидуальных тактических действий |
2 |
3 |
|
5 |
Обучение и совершенствование групповых тактических действий |
1 |
3 |
|
6 |
Обучение и совершенствование командных тактических действий |
1 |
3 |
|
7 |
Учебные товарищеские игры |
6 |
||
8 |
Разборы матчей с использованием педагогических наблюдений мониторинга сердечного ритма |
1 |
2 |
|
9 |
Тестирование |
1 |
1 |
|
10 |
Самостоятельные занятия |
+ |
+ |
|
ВСЕГО ЧАСОВ |
11 |
22 |
3 |
|
Чтобы успешно играть студент, кроме того должен быть подготовленным в нравственном и волевом отношении и иметь достаточное тактическое мышление. Результаты борьбы с противником служили основным критерием того успешно или неуспешно процесс подготовки.
Основная цель товарищеской игры достигнуть того, чтобы отдельные игроки, группа студентов и вся команда в целом, как в защите, так и в нападении действовали полноценно в сложных условиях борьбы. Перед каждой товарищеской игрой ставилась определенная задача. Совершенствование групповых и командных тактических действий по системе 3–1. 2–2. Розыгрыш стандартных положений (аута, углового, штрафного).
С целью обучения и совершенствования групповых и командных тактических действий использовались: ситуационный метод (игровые ситуаций) в сочетании условий и обстоятельств, создающих игровую обстановку на площадках и информационно-коммуникационный (монитор сердечного ритма определяющий частоту сердечных сокращений и видеозапись) процесс непосредственного общения и обмена информаций (преподаватель-студент. в сочетании условий и обстоятельств, создающих игровую обстановку на площадках.
Таблица 2
Оценочная таблица рейтинговых нормативов для студентов, занимающихся средствами мини-футбола
№ |
Нормативы |
Баллы |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
I модуль (I— IIIсеместры) |
||||||
1 |
Подтягивание, количество |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
2 |
Прыжок в верх с места, см. |
52 |
49 |
46 |
43 |
40 |
3 |
Пятикратный прыжок с места, м |
14 |
12,30 |
11 |
9,30 |
8 |
4 |
Бег 10 м. сек |
1´66´´ |
1´71´´ |
1´76´´ |
1´81´´ |
1´86´´ |
5 |
Повторный бег 3х50м. сек |
22´47´´ |
22´45´´ |
22´51´´ |
22´56´´ |
22´61´´ |
II модуль (I— IV семестры) |
||||||
6 |
Двигательная активность, м |
3085 |
2736 |
2387 |
2038 |
1689 |
7 |
Общее количество передач мяча, кол-во |
60 |
56 |
52 |
48 |
44 |
8 |
Общее количество технико-тактических действий, кол-во |
140 |
131 |
122 |
113 |
104 |
9 |
Эффективность технико- тактических действий, % |
92 |
90 |
88 |
86 |
84 |
В третьем модуле (май 2016 г.) осуществлялась работа по теоретическому разделу, использовались общеразвивающие упражнения, спортивные игры (волейбол, гандбол, баскетбол, футбол на четверть поля) и самостоятельные занятия (подготовленные студентами и одобренные педагогом).
Мониторинг осуществлялся на основе тестов: установленных связей интегральной подготовленности. В первом модуле I-III семестры: подтягивание, прыжки с места, пятикратный прыжок, бег 10 м, повторный бег 3×50 м. А во II модуле I-IV семестры: двигательная активность, общее количество передач мяча и ТТД, Эффективность ТТД (Таблица 2).
Результаты исследований по использованию элементов мини-футбола на основе модульного подхода в нефизкультурном вузе убедительно доказывают, что для успешной реализации задач гармонично физического развития студентов необходим целый комплекс средств спортивной тренировки, оптимально воздействующих на физическое и умственное развитие, функциональное и психоэмоциональное состояние. Для этого обоснованная технология использования мини-футбола на базе модульного подхода успешно решает задачи научно-методического обеспечения с использованием монитора сердечного ритма, средств мультимедиа (видеозапись, планшет, педагогические наблюдения), а с другой способствует реальному переходу от обязательных форм занятий физического воспитания к спортивной направленности по виду спорта, повышенную мотивацию к систематическим занятиям спортом в предстоящей трудовой деятельности, что является основой здорового образа жизни.
Литература:
- Алиев В. Г. Мини-футбол (футзал): учебник В. Г. Алиев, С. Н. Андреев, В. П. Губа.- М. Советский спорт. 2012–554с.
- Злыгостев О. В., Татьяненко С. А. Взаимосвязь двигательной подготовленности с коэффициентом здоровья студентов индустриального вуза в процессе занятий мини-футболом. / Теория и практика физической культуры. 2017. — № 12 — С.31–32.
- Злыгостев О. В. Модульно-целевое проектирование скоростно-силовой подготовки футболистов на этапе начальной спортивной специализации: Дис...канд. пед.наук, Тула — 2013. — 140 с.
- Кокорев Д. А., Везеницын О. В., Выприков Д. В., Бодров И. М. Структура и содержание процесса физической подготовки студентов на основе кроссфита. / Теория и практика физической культуры. 2017 № 9 С.19–21.
- Мутко В. Л. Мини-футбол в высших учебных заведениях. Учебно-методическое пособие. Советский спорт-2010.-320с.