Экономическое образование и воспитание младших школьников
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Науменко Наталья Александровна, Солошенко Наталья Николаевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 24.02.2018
Статья просмотрена: 1983 раза
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Экономическое образование и воспитание младших школьников / В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко, Н. Н. Солошенко. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13847/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современному человеку сложно прожить без экономических знаний. Экономика пронизывает всю жизнь человека с рождения и до самого конца. Наша работа по экономическому воспитанию детей — попытка вооружить детей экономическими знаниями, научить их меньше совершать ошибок в сложном взрослом мире и разумному подходу ко многим хозяйственным проблемам. Добиться успеха в условиях рыночной экономики сможет тот, кто научился определять цель деятельности, предвидеть варианты достижения этой цели, анализировать результаты деятельности, преодолевать возникшие трудности
«Экономическое образование и воспитание учащихся младших классов на уроках и внеклассных занятиях» отвечает требованиям современного образования, т. к. экономическое воспитание — часть целостного воспитательного процесса. Основная его функция — содействие постижению ребенком культуры современного общества. Экономическая культура характеризуется развитием экономического мышления, свободным владением экономическими понятиями и категориями. Погружение ребенка в мир экономики основывается на двух подходах: а) репродукция известного человечеству опыта; б) открытие истин в моделируемых и приближенных к реальной жизни ситуациях.
В младшем школьном возрасте закладываются основы экономической культуры. Об эффективности этого процесса свидетельствует уровень экономической воспитанности детей. Экономическая воспитанность включает следующие компоненты: экономические знания, экономические умения, нравственные качества личности. Усвоение младшими школьниками экономических знаний начинается с наблюдения за отдельными явлениями, с ознакомления с фактами, которые ученик видит, выделяет, сравнивает.
Экономическое воспитание многосторонний, сложный процесс. С одной стороны широкий экономический кругозор, высокоразвитые умения, способствующие нравственному воспитанию личности, а с другой — младшие школьники накапливают знания, умения, стремятся достигать в ежедневной практической деятельности определенных результатов. Наука и практика располагают значительным потенциалом, особенно в плане разработки методического аспекта вопроса. Современное воспитание призвано обеспечивать развитие личности и что управлять следует не личностью, а процессом ее развития. В связи с этим основными чертами проекта являются:
- Технологическое оформление способов педагогической деятельности, направленных на реализацию личностно-деятельностного подхода в воспитании.
- Приоритет практического аспекта экономического образования над теоретическим.
- Интеграция экономических знаний, усвоенных в ходе учебного процесса.
- Системность в усвоении знаний и приобретении умений.
Нами разработан структурный план «Экономическая азбука», который позволяет актуализировать, систематизировать, расширять знания детей в области экономики, усвоенные на уроках. Практика показывает, что ориентация в финансовых вопросах невозможна без знаний и опыта, приобретенных в детстве. Не только слова, но и обстоятельства должна прививать понятия о том, как зарабатывать и ценить деньги. Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должны быть тайной для ребенка. Дети принимают участие в обсуждении семейного бюджета. В первом классе проводим игру «Посчитаем, сколько дел» 2–3 раза в год, привлекая к сотрудничеству родителей. Задача этой игры заключается в том, чтобы выявить круг домашних обязанностей детей и степень их вовлеченности в работу по дому. Эта игра воспитывает у детей интерес к домашним обязанностям. Дети рассказывают, какие домашние поручения они выполняют (уборка помещений, мытье посуды, покупка продуктов, уход за домашними животными, растениями). Количество постоянных обязанностей детей увеличивается.
Для проведения практикума «Сколько стоит» проводим подготовительную работу. Заранее просим детей уточнить у родителей цену, количество потребляемых семьей продуктов питания. Затем идем на экскурсию в школьную столовую. Дети узнают, из каких продуктов готовятся школьные завтраки и обеды. Как итог: дети вместе с родителями заполняют таблицу и вычисляют стоимость завтрака. А на следующем уроке математики решаем задачи, используя данные таблицы «Завтрак». Детям объясняется значение слов «стоимость», «товар», «цена».
Как показывает практика, активизации интереса детей к экономическим явлениям, способствуют задания поискового характера. Так на занятии «Потребности и возможности» формируются представления о потребностях, как желаниях и нуждах человека. Весь класс делится на микрогруппы, которые получают задания, выполняют работу и делают выбор. При этом дети узнают профессии людей, которые помогают удовлетворить потребности человека.
При проведении мероприятий по экономическому воспитанию стремимся к достижению оптимального сочетания видов деятельности. На каждом занятии дети включаются в познавательную, игровую, трудовую деятельность. При этом стоит отметить, что индивидуальные познавательные процессы, проявление и развитие способностей ребенка происходит в общении и в совместной деятельности с другими людьми.
Необходимо знакомить учащихся с экономическими терминами, что способствует усвоению детьми понятийного аппарата, развитию экономического кругозора. Развитие экономического кругозора учащихся проявляется не только в расширении словарного запаса и усвоения новых экономических понятий, но и в качественных изменениях.
Активизации интереса у детей к экономическим явлениям способствуют задания поискового характера, а также многообразные формы организации совместной деятельности детей и взрослых. Включение учащихся в деятельность обеспечивает их знакомство с реальной жизнью, вырабатывает умение пользоваться знаниями, как результатом собственного опыта.
В ходе опыта выявлены условия эффективности экономического воспитания младших школьников. Это включение детей в различные виды деятельности; определение содержания, форм и методов организации деятельности детей, соответствующих их возрасту, опора на личный опыт ребенка.
Проводя наблюдения за детьми, мы пришли к следующим выводам:
1) у учащихся значительно повышается уровень знаний по основным предметам;
2) повышается уровень интеллектуальной деятельности;
3) наблюдается рост познавательных интересов;
4) происходит эмоциональное развитие детей;
5) значительно возрастает творческая активность;
6) значительно улучшается качество знаний по предметам.
Литература:
- Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся. — М., 2003.
- Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике / Сост. Г. М. Евменова, О. И. Меньшикова. -М., 2003.
- Кунгурова Н. И. Экономика: занимательная и полезная: Пособие для учителя. Мн., 2007.