Основные направления в работе с леворукими детьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Основные направления в работе с леворукими детьми / В. Н. Хаустова, И. В. Бондаренко, О. М. Панкова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13848/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная проблема является актуальной, исходя из анализа уровня речевого и интеллектуального развития учащихся начальных классов. Количество детей, испытывающих значительные трудности в усвоении программы, не уменьшается. Высокие требования современной школы к качеству знаний вступают в противоречие с замедленным темпом умственного и физического развития детей. Это явление получило название децелерация. Психолого-педагогический мониторинг, проведённый в крупнейших городах страны, показал, что индекс интеллекта выпускников 9-х и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5–3 %. Примерно на столько же возрастает ежегодно число «исключительных» детей, поступающих в первый класс. Низкий уровень готовности к школьному обучению, важнейший показатель которого — развитие речи, имеют 19–25 % первоклассников. По данным Министерства здравоохранения РФ, среди дошкольного и младшего школьного возраста леворукие дети составляют от 7 до 10 %.

Решение проблемы леворукости возможно лишь на основе учета психолого-физиологических предпосылок этого явления у детей, т. е. их индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Рекомендации психологов, педагогов и врачей по проблеме леворукости сводятся к следующему: перед началом занятий в школе необходимо побеседовать с родителями ребенка, с воспитателями детского учреждения о том, какой руке ребенок отдает предпочтение в процессе деятельности. Вопросы сопровождаются просьбой продемонстрировать то или иное действие. Целесообразно провести тестирование на определение ведущей ноги, руки, глаза и уха. Эти данные необходимо записать и учитывать при комплектовании групп и планировании коррекционной работы. На логопедическом пункте занимаются учащиеся начальных классов, имеющие речевые недостатки и недостатки чтения и письма. Именно речь является средством получения и выражения знаний. Поэтому развитие речевых навыков и коррекция недостатков всех компонентов речевой системы — основа успешного обучения.

1-й шаг коррекционной деятельностидиагностика состояния речевых навыков и уровня сформированности психических функций учащихся младших классов.

Коррекционная работа строится, исходя из результатов логопедического обследования младших школьников в начале и конце учебного года и включает изучение анамнеза каждого ребёнка (особенно поступающего в первый класс), анкетирование родителей с целью выявить особенности раннего развития детей, условий их воспитания, оценки уровня развития речи родителями. Сюда входит не только исследование состояния речевых функций, но и изучение уровня развития мелкой моторики, зрительно-моторных координации, пространственных и временных представлений, психических функций, тесно связанных с речью это произвольное внимание, восприятие, память и мышление. Специальные методики позволяют изучить состояние основных речевых и психических функций, лежащих в основе чтения и письма, у детей, поступающих в первый класс.

2-й шаг — разработка программы коррекционной деятельности и на её основе календарно-тематического планирования занятий.

3-й шаг — её реализация, создание благоприятных условий для коррекции речевых недостатков младших школьников путём активизации познавательной деятельности, комплексного применения методов и приёмов психолого-педагогического воздействия, здоровьесберегающих технологий, сотрудничества с учителями и родителями.

Проявление внимательного отношения к леворуким детям включает в себя и организацию учебной деятельности в классе. Такой ребенок должен сидеть один или со сверстником, который тоже пишет левой рукой, чтобы перед его глазами не было примера праворукости, последнее может быть причиной задержки процесса овладения письмом. При обучении письму учитель должен знать, что такого ребенка не надо принуждать к наклонному письму, так как это отрицательно влияет на формирование у него навыка письма.

Требования для леворуких школьников значительно отличается от требований, которые предъявляются к детям, пишущим правой рукой, и сводятся к следующему.

  1. Посадка при письме. При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена вправо.
  2. Положение рук, кисти и приемы держания ручки. Положение рук: руки при письме должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и снизу придерживала бы лист. Положение кисти рук: кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Приемы держания ручки: ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5–2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки при письме левой рукой — влево, а движение кисти и пальцев — вправо).
  3. Положение тетради. Тетрадь лежит с наклоном влево так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен в середину его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен в середину груди ребенка.

Тренировать левую руку нужно так же, как и правую. Каждый может развивать одинаково и правую и левую руку, если начнет это делать в раннем детстве. Известно, что тренировка пальцев способствует развитию интеллекта. С этой точки зрения не следует пренебрегать левой рукой. Для этого используются прописи для обеих рук.

Правильное решение проблемы леворукости невозможно без участия семьи. Для ребенка должны быть созданы благоприятные условия: правильно организован учебный уголок (освещение — справа, учебники и тетради должны лежать слева и т. д.). Нередко учащиеся с речевой патологией воспитываются в неблагополучных семьях, где родители часто не имеют представления о проблемах дочери или сына. Повысить заинтересованность родителей в успехах своих детей, ответственность за их обучение и воспитание удается путём введения в практику работы проведения родительских собраний в начале учебного года.

Методические рекомендации ведущих педагогов-дефектологов и практикующих учителей-логопедов Т. А. Алтуховой, Л. Г. Милостивенко, Т.А Емелиной, О. Б. Иншаковой, Л. М. Козыревой, В. Б. Эдигея, Р. И. Лалаевой, А. Л. Сиротюк используемые в работе, позволяют развивать речевую активность наиболее эффективно: не просто формировать речевые умения и навыки, а раскрывать творческие возможности каждого ребенка, подводить к решению проблемных ситуаций, «поднимать» речевое развитие детей на новый уровень.

Литература:

  1. Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтения учащихся начальных классов с трудностями обучения. Издательство БГУ, 1998
  2. Ануфриев А. Ф. Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М, 2000.
  3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. -Л.: 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): левая рука, ребенок, класс, коррекционная деятельность, коррекционная работа, ногтевая фаланга, письмо, положение рук, правая рука, прием держания ручки.

Похожие статьи

Исследовательская деятельность — одна из форм работы с одарёнными детьми

Основные функции воспитательной работы в младшей школе

Мандалотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности

Основные методы диагностики аутизма у детей дошкольного возраста

Особенности в организации форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста в США

Основные педагогические аспекты работы учителя-дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития мышления младших школьников

Исследовательская деятельность в начальной школе как форма работы с одаренными детьми

Особенности использования театральной деятельности в развитии речи и в работе с неуверенными детьми

Похожие статьи

Исследовательская деятельность — одна из форм работы с одарёнными детьми

Основные функции воспитательной работы в младшей школе

Мандалотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности

Основные методы диагностики аутизма у детей дошкольного возраста

Особенности в организации форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста в США

Основные педагогические аспекты работы учителя-дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития мышления младших школьников

Исследовательская деятельность в начальной школе как форма работы с одаренными детьми

Особенности использования театральной деятельности в развитии речи и в работе с неуверенными детьми