Специфические и неспецифические нагрузки в педагогическом процессе подготовительного периода футболистов
Автор: Давлетмуратов Султан Рузимович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 27.02.2018
Статья просмотрена: 2020 раз
Библиографическое описание:
Давлетмуратов, С. Р. Специфические и неспецифические нагрузки в педагогическом процессе подготовительного периода футболистов / С. Р. Давлетмуратов. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13856/ (дата обращения: 16.11.2024).
Автор, на основании педагогических наблюдений, проведенных над футболистами высшей лиги чемпионата Узбекистана, выявил, что наиболее эффективными в учебно-тренировочном процессе являются упражнения специфического характера. Однако, объём таких упражнений в наблюдаемой команде невелик, в связи с чем была предложена программа, в которой доля специфических средств увеличена за счёт снижения неспецифических. Это позволило повысить эффективность технико-тактических действий в соревнованиях.
Ключевые слова: педагогический контроль, этапы подготовительного периода, соотношение специфических и неспецифических средств, эффективность технико-тактических действий.
В годичном цикле подготовки квалифицированных футболистов особо важное место занимает подготовительный период, ибо именно от качества этого периода зависит успешность выступления в соревнованиях (1,2,4). Поэтому, не случайно, в спортивной-педагогической литературе значительное количество работ посвящено вопросам оптимальности нагрузок различной направленности, при этом соотношение специфических и неспецифических средств изучено слабо (3).
В связи с этим нами был проведён педагогический анализ подготовительного периода профессиональной команды высшей лиги чемпионата Узбекистан «Алмалык», в котором изучались вопросы использования специфических и неспецифических нагрузок в учебно-тренировочных занятиях. К специфическим нагрузкам отнесли все технико-тактические упражнение с мячом, а также игровые упражнения, где есть сходства с соревновательными упражнениями и тактическими комбинациями. К неспецифическим нагрузкам отнесли упражнения, выполняемые без мяча.
Как известно, подготовительный период делится на общий подготовительный и специально подготовительный этапы. И в каждом этапе соотношение специфических и неспецифических нагрузки варьируется в зависимости от целей и задач этапа.
Педагогические наблюдения показали, что в команде «Алмалык» подготовительный период составил 12 недельных микроциклов. Из них 5 недельных микроцикла было отведено на общеподготовительный этап и 7 недельных микроцикла на специально подготовительный этап. Соотношение в подготовительном периоде специфических и неспецифических нагрузок представлено на рис. 1.
Примечание:
Спец. Неспец.
Рис. 1.
Полученные в ходе педагогических наблюдений данные показали, что соотношение специфических и неспецифических нагрузок в общеподготовительном этапе подготовительного периода футболистов команды, не соответствуют теоретическим представлениям теории и методики футбола. Так, на общеподготовительном этапе команды объем специфических нагрузок составил в среднем 65 %, а неспецифические нагрузки составили 35 %. Тогда как эти показатели должны были бы быть на оборот. Так как, задачами общеподготовительного этапа как известно является повышение общей физической подготовки. Эту сторону эффективнее совершенствовать упражнениями из других видов спорта, где возможно четко регулировать параметры нагрузок
В то же время объемы специфических нагрузок в 11 и 12 микроцикле составили 80–90 %, а объем неспецифических нагрузок 10–20 % и это вполне оправданно, так как эти микроциклы должны проходить по подобию соревновательного периода.
Результаты проведенных педагогических исследований показали, что данный вариант оказался неэффективным в тренировочном процессе команды и к концу сезона у футболистов был отмечен низкий уровень функционального и физического состояния и как следствие снижение коэффициента эффективности технико-тактических действий в матчах.
В связи с вышеизложенным нами были составлены и рекомендованы тренировочные программы и средства по подготовке футболистов на этапах подготовительного периода, где приведены иные соотношения специфических и неспецифических нагрузок. В ней наибольший объем неспецифических упражнений используется на протяжении всего периода. Однако, его объем от этапа к этапу снижается. Так, если в первом микроцикле он составлял 60 %, то в 5 МКЦ — 40 %, а к концу периода 20–25 %.
Соответственно, объем специфических упражнений от цикла к циклу возрастает и к концу периода доходит до 80 %. Здесь также следует отметить более выраженную периодичность в динамике специализированных упражнений. То есть после трех-четырех микроциклов с постоянно усложняющимся коэффициентом сложности проводиться один микроцикл превалирующих с неспецифическими упражнениями.
Выводы: таким образом, проведённое на основе педагогических наблюдений исследование показало, что целесообразно в начале периода, когда стоит задача повышения общей физической подготовки наиболее эффективны неспецифические упражнения. А уже на специально-подготовительном этапе и особенно на завершающем, при совершенствовании технико-тактических действий и планирование игровых взаимодействий удельный вес специфических упражнений должен быть больше.
Анализ данных соревновательной деятельности, полученных в ходе педагогического эксперимента, выявил существенное повышение эффективности основных технико-тактических действий. Эффективность длинных передач — t=2,2; отбора мяча — t=2,2; обводки — t=2,3; ударов по воротам — t=2,4. Обобщенный коэффициент эффективности всех ТТД повысился с 0,62 до 0,71 при t=3,9, тогда как до эксперимента эти показатели равнялись: к.э. — 0,61–0,67 при t=1,9. По показателям двигательной активности в процессе педагогического эксперимента достоверность различий наблюдается в беге с максимальной скоростью t=2,4.
Литература:
- Беляев А. В. Построение и содержание микроциклов на общеподготовительном этапе подготовительного периода высоко- квалифицированных волейболистов: Метод. рекомендации.-М., 1990.- 21 с.
- Годик М. А. Физическая подготовка футболистов в подготовительном периоде //Фан-спорта, Ташкент.- 2007.- № 3. –С. 18–23.
- Колобов В. Н. Нормирование и контроль специализированных тренировочных упражнений квалифицированных футболистов.: Автореф. дис....канд. пед. наук.- М., 1987. — 23 с.
- Лалаков Г. С. Построения тренировочных микроциклов в подготовительном периоде футболистов 17–19 лет.: Автореф. дис....канд. пед. наук. — Омск, 1984. — 21 с.
Ключевые слова
педагогический контроль, этапы подготовительного периода, соотношение специфических и неспецифических средств, эффективность технико-тактических действийПохожие статьи
Анализ различных факторов эффективности соревновательной деятельности в студенческом мини-футболе
В статье рассматриваются особенности соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Для повышения эффективности соревновательного процесса необходима оценка комплекса факторов, которые влияют на результативность соревновательной детальност...
Биологическое обоснование тренировочно-соревновательной деятельности в национальной борьбе
Рассматриваются возможности учёта биомеханических критериев в тренировочно-соревновательном процессе национальной борьбы. Установлено, что использование в процессе учебно-тренировочных занятий комплекса упражнений скоростно-силовой направленности, ра...
Специальная физическая подготовка юных гимнасток с применением метода интервальной тренировки Табата
В статье представлены результаты исследований эффективности разработанного авторами метода развития специальных физических качеств у спортсменок 7–10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Авторами доказано, что разработанный на основе протоко...
Влияние упражнений с выраженным координационным компонентом на техническую подготовленность юных хоккеистов
Поскольку катание на коньках в хоккее предъявляет повышенные требования к координационным способностям спортсменов, предполагалось, что включение в тренировочный процесс юных хоккеистов упражнений с выраженным координационным компонентом будет способ...
Тренировки по бегу: эффективные способы поддержания здоровья курсантов институтов ФСИН России
Целью данной научной работы является изучение роли беговых упражнений в развитии физического здоровья курсантов институтов ФСИН. Для достижения этой цели были проведены исследования среди курсантов институтов ФСИН, которые участвовали в специально ра...
Анализ подготовки тренеров по футболу к управлению детской командой
Автором исследования изучается и анализируется уровень подготовки тренеров-преподавателей по футболу к управлению командой и воспитанниками в тренировочно-соревновательной деятельности. В исследовании использованы самооценка и оценка личностных и про...
Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Авторами описываются основные составляющие экологического образования и доказывается их назначение в...
Адаптационные процессы под влиянием физических нагрузок
Отладить адаптационные процессы спортигровиков поможет правильно организованная тренерская деятельность. Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям игровиков, формировании эмоционального конта...
Анализ системы врачебно-педагогического контроля, действующего на территории Республики Беларусь (на примере специализированного по плаванию класса)
В статье представлены сведения о действующих на территории Республики Беларусь средствах и методах врачебно-педагогического контроля за занимающимися плаванием в специализированных по спорту классах. Использование в тренировочном процессе данных сред...
Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров
В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...
Похожие статьи
Анализ различных факторов эффективности соревновательной деятельности в студенческом мини-футболе
В статье рассматриваются особенности соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Для повышения эффективности соревновательного процесса необходима оценка комплекса факторов, которые влияют на результативность соревновательной детальност...
Биологическое обоснование тренировочно-соревновательной деятельности в национальной борьбе
Рассматриваются возможности учёта биомеханических критериев в тренировочно-соревновательном процессе национальной борьбы. Установлено, что использование в процессе учебно-тренировочных занятий комплекса упражнений скоростно-силовой направленности, ра...
Специальная физическая подготовка юных гимнасток с применением метода интервальной тренировки Табата
В статье представлены результаты исследований эффективности разработанного авторами метода развития специальных физических качеств у спортсменок 7–10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Авторами доказано, что разработанный на основе протоко...
Влияние упражнений с выраженным координационным компонентом на техническую подготовленность юных хоккеистов
Поскольку катание на коньках в хоккее предъявляет повышенные требования к координационным способностям спортсменов, предполагалось, что включение в тренировочный процесс юных хоккеистов упражнений с выраженным координационным компонентом будет способ...
Тренировки по бегу: эффективные способы поддержания здоровья курсантов институтов ФСИН России
Целью данной научной работы является изучение роли беговых упражнений в развитии физического здоровья курсантов институтов ФСИН. Для достижения этой цели были проведены исследования среди курсантов институтов ФСИН, которые участвовали в специально ра...
Анализ подготовки тренеров по футболу к управлению детской командой
Автором исследования изучается и анализируется уровень подготовки тренеров-преподавателей по футболу к управлению командой и воспитанниками в тренировочно-соревновательной деятельности. В исследовании использованы самооценка и оценка личностных и про...
Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Авторами описываются основные составляющие экологического образования и доказывается их назначение в...
Адаптационные процессы под влиянием физических нагрузок
Отладить адаптационные процессы спортигровиков поможет правильно организованная тренерская деятельность. Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям игровиков, формировании эмоционального конта...
Анализ системы врачебно-педагогического контроля, действующего на территории Республики Беларусь (на примере специализированного по плаванию класса)
В статье представлены сведения о действующих на территории Республики Беларусь средствах и методах врачебно-педагогического контроля за занимающимися плаванием в специализированных по спорту классах. Использование в тренировочном процессе данных сред...
Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров
В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...