Интеллектуально-психологическая игра с элементами песочной терапии «В гармонии с природой» для родителей воспитанников ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исаева, В. В. Интеллектуально-психологическая игра с элементами песочной терапии «В гармонии с природой» для родителей воспитанников ДОУ / В. В. Исаева, Е. И. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13865/ (дата обращения: 16.11.2024).



От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Цель: оптимизация роли семьи в экологическом воспитании дошкольников средствами песочной терапии.

Задачи:

  1. Способствовать увеличению доли непосредственного участия родителей в организации и проведении экологических мероприятий в детском саду;
  2. Содействовать повышению уровня знаний родителей в области экологической психологии, природоохранной деятельности, тем самым способствовать росту и развитию экологического сознания.

Старший воспитатель. Наша сегодняшняя встреча пройдет в виде игры. Игра будет состоять из двух частей: первая — вводная — теоретическая — как в любой игре нужно оговорить определенные правила, и вторая — непосредственно игра.

Чтобы начать продуктивно работать, — давайте ответим на главный вопрос:

Как вы понимаете, — что такое воспитание?

Да, — это питание во всех смыслах этого слова: питание физическое, питание интеллектуальное или ментальное, питание эмоциональное, духовное.

А где же истоки духовного питания?

Основы личности, духовного и культурного облика, вкусы и привычки, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру закладываются именно в семье. Благодаря влиянию норм и устоев семьи происходит формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку семья обеспечивает:

– физическое благополучие: еда, жилье, одежда, забота о здоровье;

– эмоциональное благополучие: любовь, поддержка, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

– условия развития: удовлетворение потребности в общении, возможность ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Детский сад в свою очередь работает над становлением начал экологической культуры у детей, формированием ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы. При этом сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя и познание человеком самого себя, своих чувств и эмоций через непосредственное общение с природой.

Педагог-психолог работает в данном направлении в рамках песочной терапии: с малышами мы знакомимся с песком, его свойствами, с детьми старших группы мы проигрываем экологические сказки на песке, а затем в рисунке отображаем внутреннее состояние, вызванное той или иной сказкой, отображаем свои чувства, передаем эмоции.

Предлагаем ивам сегодня окунуться вдетство иоказаться вцарстве песка!

Педагог— психолог. На столе — разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целое из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.

Зачин «Песочное государство».

Сегодня мы с вами стоим вначале увлекательного пути, пройдя который, вы откроете для себя неизведанное и сказочное. Сегодня произойдет ваше знакомство с миром волшебного Песка. И начнем мы это знакомство со сказки (сказка — зачин, авторская).

За — Тридевять морей, за — Тридесятым царством

Жило — было — Песочное государство.

Среди сине-голубых небес

Хранит Песок там тайны из тысячи чудес.

Он укрывает дно морское,

Он открывает сердце людское,

Он помогает на себя взглянуть,

Душой здесь можно отдохнуть.

Песок к себе вас приглашает,

Вам много интересного он обещает.

Но правило есть одно:

Песчинкам покидать

Просторы царства не дано.

Их надо чтить и уважать,

Здороваться,

Новое узнавать,

Песочные сказки учиться читать,

Потом прощаться

И царство Песка покидать.

А время спустя вновь возвращаться,

И в песке играть.

Прикоснитесь сейчас к поверхности песка, поздоровайтесь с ним:

— Какой он?

— Что вы чувствуете, когда прикасаетесь к поверхности песка?

—Переверните ладонь тыльной стороной, как сейчас отзывается песок?

Задание 1 «Песочное зеркало». Посмотрите внимательно в «Песочное зеркало» вглядитесь в его поверхность, а теперь нарисуйте, какими вы себя увидели, это может быть и ваш собственный образ и образ продиктованный песком: природный объект или явление.

Участникам предлагаются альбомные листы, цветные карандаши, краски.

Какими вы увидели себя в песочном зеркале, поделитесь, пожалуйста, что вы нарисовали, что вам открыл песок?

Задание 2 «Встреча смудрецом».

Песок — часть природы, это сила, наделенная мудростью. А вот и сам мудрец (появление в песочнице фигурки мудреца). Мы прикоснулись к поверхности песка, а чтобы ближе познакомиться с его тайнами мудрец предлагает нам задание, готовы ли вы ответить на его вопросы?

Командам по очереди задаются вопросы из области экологии, природоохранной деятельности, экологической психологии.

Задание 3 «Песочные жители».

Испытание мудреца мы прошли, теперь песок может нам приоткрыть свои тайны. Поверхность песка словно зеркало — притягивает и завораживает. Но за этим зеркалом, внутри прячется немало интересного и сказочного.

Я предлагаю вашим рукам погрузиться в песок, купаться и нырять в «песочном море», и познакомится со всеми его жителями (под песком закопаны фигурки песочных жителей:животных, птиц, насекомых), не показывая соперникам. После знакомства со всеми жителями, необходимо составить рассказ о песочном жителе, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь.

Задание 4 «Цветочная полянка».

Жители песочной страны обращаются к вам с просьбой. Есть у них в стране волшебный цветок — Цветик — Семицветик, но он перестал исполнять желания, заколдован был цветок до той поры, пока гости песочной страны не проявят чудеса экологических знаний и не пропишут свод правил: что хорошо — что плохо, и как себя нельзя вести не природе.

Необходимо написать правила поведения на природе, начинающиеся с частицы НЕ (участникам раздаются ромашки, где на каждом лепестке частица НЕ).

Жители нас благодарят за спасение Семицветика. Теперь все будут помнить правила, а волшебный цветок вновь может исполнять любые желания.

А нам пора покидать Песочное царстство.

По пескам, по барханам,

По тропам, по ямам,

Не успели обернуться,

И друг другу улыбнуться,

Как приехали домой,

Все довольные собой!

Задание 5 «Агит-листовка».

Расколдовали мы Цветик — Семицветик для жителей песочного царства, но и у нас не все люди добросовестно относятся к природе, посещая лес, оставляют мусор, жгут костры, ломают деревья. Предлагаю выпустить рекламную листовку с напоминанием, как нельзя вести себя в природе.

Командам задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту, а также продумать: как и где можно использовать полученные продукты.

Рефлексия. Спасибо за активную работу, уважаемые родители!

— Как Вам сегодняшнее путешествие?

— Что привнесло путешествие в Ваши сердца?

— С чем каждый из Вас сегодня выйдете с игры?

— Как Вы думаете, полезна ли такая работа с детьми в рамках формирования начал экологической культуры?

— Какие формы работы были бы интересны Вам в экологическом воспитании детей?

Поделитесь, пожалуйста! И, конечно же, предлагаю это сделать через песок.

Упражнение «Рука друга»

Капитан делает отпечаток ладони в песке, другие поочередно накладывают свою руку на отпечаток и делятся впечатлениями от игры.

Благодарим за сотрудничество и надеемся на дальнейшее продуктивное взаимодействие!

Литература:

  1. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. — СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
  3. Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Циликина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье.- М.: ТЦ Сфера,2010
  4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. — М.: Академия, 2009.
  5. Прокофьева Е. И. Комплексная программа развития детско — родительских отношений через педагогическую песочницу: учебно — методическое пособие. — Самара,2014
Основные термины (генерируются автоматически): песок, поверхность песка, волшебный цветок, детский сад, песочная страна, песочная терапия, природоохранная деятельность, экологическая культура, экологическая психология, экологическое сознание.

Похожие статьи

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Интегрированное занятие с использованием песочной терапии «Весна пришла» для детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Деловая игра для родителей и детей «Безопасность детей старшего дошкольного возраста»

Конспект развивающего занятия «Путешествие в страну эмоций» для детей 5–6 лет

Конспект квест-игры на тему «Формирование у дошкольников основ экологической безопасности»

Познавательное занятия «Путешествие по Кузбассу» для детей подготовительной группы

Интегрированное занятие в старшей группе комбинированной направленности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием игровых технологий «Волшебница зима»

Конспект открытой образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра с песком по познавательному развитию на тему «Приметы весны»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Летние семейные проекты (нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ)

Похожие статьи

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Интегрированное занятие с использованием песочной терапии «Весна пришла» для детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Деловая игра для родителей и детей «Безопасность детей старшего дошкольного возраста»

Конспект развивающего занятия «Путешествие в страну эмоций» для детей 5–6 лет

Конспект квест-игры на тему «Формирование у дошкольников основ экологической безопасности»

Познавательное занятия «Путешествие по Кузбассу» для детей подготовительной группы

Интегрированное занятие в старшей группе комбинированной направленности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием игровых технологий «Волшебница зима»

Конспект открытой образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра с песком по познавательному развитию на тему «Приметы весны»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Летние семейные проекты (нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ)