Интеллектуально-психологическая игра с элементами песочной терапии «В гармонии с природой» для родителей воспитанников ДОУ
Авторы: Исаева Валентина Викторовна, Прокофьева Елена Ильинична
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 02.03.2018
Статья просмотрена: 269 раз
Библиографическое описание:
Исаева, В. В. Интеллектуально-психологическая игра с элементами песочной терапии «В гармонии с природой» для родителей воспитанников ДОУ / В. В. Исаева, Е. И. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13865/ (дата обращения: 16.11.2024).
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Цель: оптимизация роли семьи в экологическом воспитании дошкольников средствами песочной терапии.
Задачи:
- Способствовать увеличению доли непосредственного участия родителей в организации и проведении экологических мероприятий в детском саду;
- Содействовать повышению уровня знаний родителей в области экологической психологии, природоохранной деятельности, тем самым способствовать росту и развитию экологического сознания.
Старший воспитатель. Наша сегодняшняя встреча пройдет в виде игры. Игра будет состоять из двух частей: первая — вводная — теоретическая — как в любой игре нужно оговорить определенные правила, и вторая — непосредственно игра.
Чтобы начать продуктивно работать, — давайте ответим на главный вопрос:
Как вы понимаете, — что такое воспитание?
Да, — это питание во всех смыслах этого слова: питание физическое, питание интеллектуальное или ментальное, питание эмоциональное, духовное.
А где же истоки духовного питания?
Основы личности, духовного и культурного облика, вкусы и привычки, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру закладываются именно в семье. Благодаря влиянию норм и устоев семьи происходит формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку семья обеспечивает:
– физическое благополучие: еда, жилье, одежда, забота о здоровье;
– эмоциональное благополучие: любовь, поддержка, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
– условия развития: удовлетворение потребности в общении, возможность ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад в свою очередь работает над становлением начал экологической культуры у детей, формированием ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы. При этом сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя и познание человеком самого себя, своих чувств и эмоций через непосредственное общение с природой.
Педагог-психолог работает в данном направлении в рамках песочной терапии: с малышами мы знакомимся с песком, его свойствами, с детьми старших группы мы проигрываем экологические сказки на песке, а затем в рисунке отображаем внутреннее состояние, вызванное той или иной сказкой, отображаем свои чувства, передаем эмоции.
Предлагаем ивам сегодня окунуться вдетство иоказаться вцарстве песка!
Педагог— психолог. На столе — разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целое из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.
Зачин «Песочное государство».
Сегодня мы с вами стоим вначале увлекательного пути, пройдя который, вы откроете для себя неизведанное и сказочное. Сегодня произойдет ваше знакомство с миром волшебного Песка. И начнем мы это знакомство со сказки (сказка — зачин, авторская).
За — Тридевять морей, за — Тридесятым царством
Жило — было — Песочное государство.
Среди сине-голубых небес
Хранит Песок там тайны из тысячи чудес.
Он укрывает дно морское,
Он открывает сердце людское,
Он помогает на себя взглянуть,
Душой здесь можно отдохнуть.
Песок к себе вас приглашает,
Вам много интересного он обещает.
Но правило есть одно:
Песчинкам покидать
Просторы царства не дано.
Их надо чтить и уважать,
Здороваться,
Новое узнавать,
Песочные сказки учиться читать,
Потом прощаться
И царство Песка покидать.
А время спустя вновь возвращаться,
И в песке играть.
Прикоснитесь сейчас к поверхности песка, поздоровайтесь с ним:
— Какой он?
— Что вы чувствуете, когда прикасаетесь к поверхности песка?
—Переверните ладонь тыльной стороной, как сейчас отзывается песок?
Задание 1 «Песочное зеркало». Посмотрите внимательно в «Песочное зеркало» вглядитесь в его поверхность, а теперь нарисуйте, какими вы себя увидели, это может быть и ваш собственный образ и образ продиктованный песком: природный объект или явление.
Участникам предлагаются альбомные листы, цветные карандаши, краски.
Какими вы увидели себя в песочном зеркале, поделитесь, пожалуйста, что вы нарисовали, что вам открыл песок?
Задание 2 «Встреча смудрецом».
Песок — часть природы, это сила, наделенная мудростью. А вот и сам мудрец (появление в песочнице фигурки мудреца). Мы прикоснулись к поверхности песка, а чтобы ближе познакомиться с его тайнами мудрец предлагает нам задание, готовы ли вы ответить на его вопросы?
Командам по очереди задаются вопросы из области экологии, природоохранной деятельности, экологической психологии.
Задание 3 «Песочные жители».
Испытание мудреца мы прошли, теперь песок может нам приоткрыть свои тайны. Поверхность песка словно зеркало — притягивает и завораживает. Но за этим зеркалом, внутри прячется немало интересного и сказочного.
Я предлагаю вашим рукам погрузиться в песок, купаться и нырять в «песочном море», и познакомится со всеми его жителями (под песком закопаны фигурки песочных жителей:животных, птиц, насекомых), не показывая соперникам. После знакомства со всеми жителями, необходимо составить рассказ о песочном жителе, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь.
Задание 4 «Цветочная полянка».
Жители песочной страны обращаются к вам с просьбой. Есть у них в стране волшебный цветок — Цветик — Семицветик, но он перестал исполнять желания, заколдован был цветок до той поры, пока гости песочной страны не проявят чудеса экологических знаний и не пропишут свод правил: что хорошо — что плохо, и как себя нельзя вести не природе.
Необходимо написать правила поведения на природе, начинающиеся с частицы НЕ (участникам раздаются ромашки, где на каждом лепестке частица НЕ).
Жители нас благодарят за спасение Семицветика. Теперь все будут помнить правила, а волшебный цветок вновь может исполнять любые желания.
А нам пора покидать Песочное царстство.
По пескам, по барханам,
По тропам, по ямам,
Не успели обернуться,
И друг другу улыбнуться,
Как приехали домой,
Все довольные собой!
Задание 5 «Агит-листовка».
Расколдовали мы Цветик — Семицветик для жителей песочного царства, но и у нас не все люди добросовестно относятся к природе, посещая лес, оставляют мусор, жгут костры, ломают деревья. Предлагаю выпустить рекламную листовку с напоминанием, как нельзя вести себя в природе.
Командам задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту, а также продумать: как и где можно использовать полученные продукты.
Рефлексия. Спасибо за активную работу, уважаемые родители!
— Как Вам сегодняшнее путешествие?
— Что привнесло путешествие в Ваши сердца?
— С чем каждый из Вас сегодня выйдете с игры?
— Как Вы думаете, полезна ли такая работа с детьми в рамках формирования начал экологической культуры?
— Какие формы работы были бы интересны Вам в экологическом воспитании детей?
Поделитесь, пожалуйста! И, конечно же, предлагаю это сделать через песок.
Упражнение «Рука друга»
Капитан делает отпечаток ладони в песке, другие поочередно накладывают свою руку на отпечаток и делятся впечатлениями от игры.
Благодарим за сотрудничество и надеемся на дальнейшее продуктивное взаимодействие!
Литература:
- Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. — СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
- Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Циликина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье.- М.: ТЦ Сфера,2010
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. — М.: Академия, 2009.
- Прокофьева Е. И. Комплексная программа развития детско — родительских отношений через педагогическую песочницу: учебно — методическое пособие. — Самара,2014