Загадки как средство развития связной доказательной речи детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 28.02.2018

Статья просмотрена: 2493 раза

Библиографическое описание:

Артемьева, О. И. Загадки как средство развития связной доказательной речи детей дошкольного возраста / О. И. Артемьева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13884/ (дата обращения: 19.12.2024).



Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

С. Л. Рубинштейн связностью считал «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Таким образом, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

В методике развития речи детей термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего, продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание, название раздела работы по развитию речи.

Дошкольный период детства — это период интенсивного развития личности. Общее развитие личности ребенка во многом обусловлено уровнем развития его речи (С. Л. Рубинштейн).

В период дошкольного детства развитие речи является одной из важнейших задач умственного воспитания и подготовки к школьному обучению (Н. Н. Подьяков).

Выделяют два вида связной речи — диалогическую и монологическую. Наиболее сложной формой монолога является его изложение в виде доказательства (Т. А. Ладыженская).

Доказательная речь, не предполагает повторения ребенком того, чему его научили, а является продуктом самостоятельной мыслительной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте большинство психических процессов начинают отличаться своей произвольностью, появляется осознанное отношение ребенка к речи. Происходит интенсивное развитие монологической речи.

При правильной организации воспитательной работы дошкольник начинает улавливать причинные связи, отношения между наблюдаемыми явлениями и рассуждать о них. У ребенка этого возраста начинают впервые складываться простейшие формы логического мышления. Устанавливаются более тесные взаимосвязи мышления и речи, что приводит к появлению развернутого мыслительного процесса, способности рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Дошкольник ищет целесообразность в устройстве в действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. К концу дошкольного детства нарастает понимание причинности. Так как ребенку становится доступным понимание причинности, то мы можем говорить о его чувствительности к противоречиям, и о появлении элементов критичности мышления.

Монологическая речь является более сложным, произвольным видом речи (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба). Монолог-доказательство является самой развитой и наиболее сложной формой связной монологической речи. Монологической речи свойственны особые логические отношения между входящими в ее состав суждениями. В монологе доказываются какие — либо утверждения, приводятся примеры, сопоставляются предметы и явления, делаются выводы. Ведущей функцией речи-доказательства является сообщение в виде объяснения. Содержанием является логическое высказывание о любой стороне действительности, поэтому основой доказательства является словесно-логическое мышление.

Основными направлениями работы по развитию речи-доказательства являются формирование умений вычленять существенные признаки предметов для подтверждения выдвинутых тезисов, обучение умению использовать различные языковые средства для связи смысловых частей.

Важнейшим условием для формирования доказательной речи является организация содержательного общения детей со взрослым и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. (М. М. Алексеева, В. И. Яшина).

Обучение доказательной речи целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе.

С этой целью могут быть использованы следующие задания:

‒ складывание разрезных картинок и объяснение своих действий;

‒ выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности;

‒ определение несоответствий явлений, изображенных на картинках;

‒ выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке:

‒ классификация картинок;

‒ отгадывание загадок (М. М. Алексеева, В. И. Яшина).

В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

В основе всех определений одни и те же признаки:

‒ по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

‒ описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

‒ как правило это описание лаконично;

‒ загадке часто присущ ритм.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность, растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и пр.

Современная жизнь становится все богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, технологическом прогрессе.

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете или явлении может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку — значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить ребенку.

Воспитательные и образовательные возможности загадок многообразны. Средствами загадки формирую любовь к народному творчеству, родному языку, живому и образному слову.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Дошкольникам, как правило, нравится отгадывать загадки, это процесс вызывает у них интерес, радость. Разгадывание загадок развивает способность ребенка к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, переносное значение слов.

Обучение детей отгадыванию загадок позволяет познакомить их со структурой речи-доказательства, а также способствует формированию умения построения высказываний –доказательств.

В процессе обучения отгадыванию загадок важно решать следующие задачи:

  1. знакомство дошкольников со структурой процесса отгадывания загадок и двумя способами доказательства отгадок (индуктивным и дедуктивным), отражающих по своему строению схему доказательства.
  2. отбор загадок по своему содержанию близкие интересам детей (загадки о природе, предметах). Загадки должны отбираться в соответствии со следующими критериями:

‒ доступность и соответствие опыту детей.

‒ соответствие интересам детей.

‒ соответствие степени трудности логической задачи уровню развития умственных операций, которые предстоит совершить детям.

  1. применение игр, обучающих детей построению доказательства. Необходимо использовать игры, которые способствуют обучению детей отгадыванию загадок на основе двух способов доказательства отгадки с опорой на модель.
  2. использование предметных моделей, характеризующих структуру рассуждения — доказательства при отгадывании загадок.

Предлагая ребенку отгадать загадку, необходимо обращать внимание на необходимость объяснить свою отгадку и доказать ее. Для ознакомления детей с дедуктивным и индуктивным способами отгадывания загадок, а также общей структурой речи-доказательства можно использовать предметные модели. Необходимо познакомить детей со значением каждой карточки модели, возможностями их использования при отгадывании загадок.

Модель, которая отражает структуру рассуждения и доказательства при индуктивном способе отгадывания загадок должна включать в себя следующие карточки: «что искать?», «где искать?», «признаки», «гипотеза», «объединение признаков», «вывод». Модель, отражающая структуру доказательства при дедуктивном способе отгадывания загадок — «гипотеза», «доказательство, доводы», «отгадка». Модели в значительной степени помогают детям в построение своего доказательства, включая в него тезис, доводы и выводы.

Весьма эффективными приемами при развитии доказательной речи дошкольников, являются загадывание загадок от лица какого- то героя и игры-соревнования. В основе игр-соревнований, например «Кто быстрее?», лежит мотив самоутверждения и самореализации, их цель — упражнять детей в отгадывании загадок дедуктивным и индуктивным способом, учить доказывать свою точку зрения.

При загадывании загадок от лица какого- то героя обязательным условием должно быть объяснение отгадки так, чтобы герою было понятно. В ходе таких игр дети самостоятельно размышляют, рассуждают, приводят доводы, т. е. доказывают свою правоту. Зачастую дети неверно отгадывают загадки, но очень активно доказывают свой вариант отгадки. Возможно, это обуславливается самой ситуацией соревнования, желанием ребенка быстрее всех дать отгадку.

Необходимо обращать внимание детей на модель, отражающую структуру доказательства, чтобы избегать отсутствия каких-либо составных его частей

Как правило, старшим дошкольникам легче заметить ошибки в структуре доказательств других детей, нежели своих. Дети наиболее остро реагируют на нарушение структуры доказательства отвечающего ребенка, тогда как в своих высказываниях они часто не видят ошибки.

Соревнования или конкурсы отгадывания загадок, заставляют детей быть более внимательными к своим высказываниям-доказательствам, т. к. от правильности их отгадок и доказательств зависит судьба команды.

Обучение детей отгадыванию загадок, применение с этой целью различных методов и приемов, в том числе игровых методов и методов моделирования, способствует развитию связной речи старших дошкольников в целом, речи-доказательства в частности.

Литература:

  1. Л. С. Выготский Мышление и речь, — Издательство «Лабиринт», М., 1999
  2. С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии — СПб: Питер 2000
  3. А. В. Запорожец О развитии рассуждения у ребенка младшего возраста
  4. Жан Пиаже Речь и мышление ребенка — М.: Римис, 2008
  5. А. А. Нестеренко Страна загадок- Ростов-на-Дону, 1993
  6. В. П. Глухов Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — М.:АРКТИ, 2010
  7. Ю. Г. Илларионова Учите детей отгадывать загадки — М.: Просвещение, 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): отгадывание загадок, ребенок, загадка, доказательная речь, логическая задача, монологическая речь, обучение детей, связная речь, дошкольное детство, индуктивный способ.

Похожие статьи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Методика формирования связной монологической речи у дошкольников

Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников

Похожие статьи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Методика формирования связной монологической речи у дошкольников

Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников