Информационные технологии как наиболее прогрессивные современные образовательные технологии при преподавании иностранного языка в вузе
Автор: Саргсян Асмик Людвиговна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 03.03.2018
Статья просмотрена: 284 раза
Библиографическое описание:
Саргсян, А. Л. Информационные технологии как наиболее прогрессивные современные образовательные технологии при преподавании иностранного языка в вузе / А. Л. Саргсян. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13896/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время возникновение новых средств обучения приводит к модернизации российского образования. Новые средства обучения побуждают к созданию новых технологий.
Для подготовки современных студентов педагогам необходимо пользоваться современными образовательными технологиями во время занятий. Внедрение в современное обучение новых методов и приемов для развития определенных навыков и умений у студентов, является одной из главных педагогических задач на сегодня.
Так как современные требования к образованию требуют новых подходов к методике преподавания иностранного языка в школе и в вузах, что обуславливает необходимость использования информационно-коммуникативных технологий, остается актуальной проблема внедрения новых методов обучения в образовательный процесс.
Использование информационно-коммуникативных технологий способствует развитию таких навыков как самообразование, самообучение, саморазвитие и, конечно же, углубленному изучению иностранного языка. В условиях современного образовательного процесса выделяют проблемы развития познавательной активности у учащихся и формирование у них УУД (универсальных учебных действий).
Использование информационно-коммуникативных технологий при преподавании иностранного языка обеспечивает эффективное достижение практических, развивающих и общеобразовательных целей, так как современные информационно-коммуникативные технологии обучения являются одним из средств повышения активизации познавательной деятельности у учащихся.
В современном образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии занимают прочное место в процессе обучения иностранным языкам. Согласно исследованиям, ученые пришли к выводу, что ИКТ имеют большее количество преимуществ в современном образовательном процессе, чем традиционные методы обучения. Среди них можно выделить следующие:
1) интенсивная самостоятельная работа;
2) индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
3) учёт способностей и особенностей каждого учащегося [1, С. 34].
Информационно-коммуникативные технологии — это современные методы преподавания, новые формы преподавания, новый и современный подход к преподаванию иностранных языков.
Под информационно-коммуникативными технологиями некоторые исследователи понимают сочетание современных технических средств, информационных ресурсов, методологии и моделей использования [1, С. 36]. Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин под информационными технологиями понимают систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства обучения как аудио, видео, компьютер и Интернет [1, С. 64].
При обучении практическому овладению иностранным языком перед преподавателем стоит цель — сформировать и развить коммуникативную культуру обучающихся. Так же, важной задачей для преподавателя является создание воображаемых и реальных ситуаций общения на занятиях иностранного языка. Для этого преподаватель может использовать различные методы и приемы работы на занятиях: ролевые игры, творческие проекты и др. Использование современных компьютерных технологий позволяет решить эту задачу.
Информационно-коммуникативные технологии как средства обучения связаны с такими характеристиками:
1) интерактивность — возможность составления диалогической речи и возможность самостоятельного оценивания;
2) независимость — одинаковые возможности во время обучения;
3) аутентичность — информационно-коммуникативные технологии предоставляют возможность для различных видов деятельности: восприятие речи и культуры;
4) адаптация — приспособление к уровню развития каждого обучающегося [2, С. 34].
Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях при изучении иностранных языков поможет:
1) развить творческие способности учащихся.
2) создать условия для самообразования учащихся.
3) улучшить уровень знаний учеников по интересующим их темам.
4) повысить производительность на занятиях.
5) улучшить уровень использования наглядности на занятиях.
6) обогатить знания обучающихся о культуре и истории стран изучаемого иностранного языка [2, С. 36–37].
Для работы с информационно-коммуникативными технологиями на занятиях по использованию страноведческого материала при преподавании иностранных языков следует помнить основные направления использования информационно-коммуникативных технологий:
1) использование электронных учебных пособий, которые демонстрируются современных технических средств;
2) использование интернет ресурсов в качестве справочного материала.
Во время работы с интернет источниками преподавателю необходимо заострять свое внимание на критическом оценивании подаваемого материала.
- Использование иллюстративного аудио и видео материала — обширное использование интернета позволяет обучающимся улучшить уже имеющиеся способности и навыки.
- Использование тренажеров и программ тестирования — многие интернет ссылки дают возможность преподавателям и обучающимся иметь доступ ко всевозможным онлайн тестам, заданиям и программам.
У преподавателей существуют положения, с помощью которых у них есть возможность составления собственных тестовых заданий:
1) использование интерактивных карт и атласов;
2) участие в интерактивных конференциях и конкурсах;
3) организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;
4) участие в международных проектах;
5) дистанционное обучение [3, С. 15].
Благодаря информационно-коммуникационным технологиям педагоги могут реализовывать свои всевозможные методические идеи, использование ИКТ позволяют сделать процесс изучения иностранных языков интереснее и более творческими. Для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода необходимо учитывать уровни языковой подготовки у обучающихся. Также должен соблюдаться принцип доступности и индивидуальное развитие каждого обучающегося. Использование ИКТ при обучении иностранным языкам, является необходимым организовать различные формы работы, а именно работу в группах, индивидуальную работу с материалом, а также парную работу. Следует не забывать, о присутствии педагога на занятиях, ведь ни одно техническое средство не сможет его заменить [3, С. 18].
Занятия по обучению иностранным языкам в современном высшем учебном заведении невозможно представить без привлечения информационно-коммуникативных технологи во время подготовки к занятию, ведь ИКТ — это новый подход к в системе образования, а не только современные методы преподавания [3, С. 26].
Развитие и формирование различных навыков и умений в учебном процессе могут осуществляться во всех видах деятельности на занятиях по иностранным языкам. Главное, чем должны овладеть обучающиеся — это умение пользоваться полученными знаниями.
От качества овладения лексическими и грамматическими аспектами изучаемого языка и умения работать с различным языковым материалом, зависит уровень сформированности коммуникативной компетенции в говорении.
С помощью ИКТ можно создавать различное ситуативное общение, снимать психологические барьеры и повышать интерес к изучаемому предмету. Наиболее часто используемые элементы информационно-коммуникативных технологий:
1) интерактивная доска;
2) электронные учебники и пособия;
3) электронные энциклопедии и справочники;
4) тренажеры и программы тестирования;
5) видео и аудио техника;
6) интерактивные карты и атласы;
7) научно-исследовательские работы и проекты;
8) DVD и CD диски с иллюстрациями [4, С. 35–38].
При преподавании страноведческого материала на занятиях по иностранному языку наиболее часто используются.
Современные возможности использования информации с помощью сети Интернет огромны. Имеющиеся условия получения и предоставления различной информации невозможно описать [4, С. 42–46].
Формирование и развитие таких навыков как чтение, говорение, аудирование и письмо на занятиях по страноведению, можно решить с помощью сети Интернет. Также развивается, формирование мотивации к изучению иностранного языка.
Во времена развития информационно-коммуникативных технологий, развитие технического обеспечения так же не стоит на месте. На смену обычной школьной доски и картинок пришел проектор — приспособление, с помощью которого изображение передается на большой экран.
В отличие от привычных, традиционных пособий, у проектора много плюсов:
1) размер изображения можно изменять в зависимости от расстояния проектора от экрана и с помощью подсвечивания, изображение воспринимается легче;
2) преподаватель может самостоятельно устанавливать время показа изображений;
3) преподаватель может с легкостью менять слайды и таким образом количество изображений, которые сопровождают подаваемый материал, может быть достаточно большим;
4) благодаря возможности самостоятельно переключать слайды сохраняется соответствие между устным выступлением и наглядностью;
5) слайды с течением времени не портятся и не занимают много места при хранении.
Следует сказать, что использование презентаций осуществляет различные подходы к работе со студентами, а именно: дифференцированный и индивидуальные подходы [5, С. 62].
В конце изучения каждой темы учащимся предлагается сделать проект, используя мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point.
Использование презентаций в данной программе на занятиях по изучению иностранных языков обеспечивает дифференциацию преподавания с учетом различных способностей обучающихся и позволяет определить уровень их обученности, способствует выполнению различных видов занятий в удобном для них темпе. Обучающиеся всё чаще предпочитают использование мультимедиа на занятиях традиционным видам деятельности [5, С. 69].
Во время подготовки и подборе материалов обучающимися к проектам, обучающиеся могут расширить свои познания в изучаемом предмете, изучая различную страноведческую информацию. Подачу и получение информации на занятиях по иностранному языку, позволяют разнообразить применение современных блогов, технологий, веб-квестов и веб-форумов. В процессе обучения филологическим дисциплинам вышеперечисленные формы использования информации расширяет способности обучающихся на всех формах обучения: очной, заочной, очно-заочной и дистанционной.
Выполнение творческих проектов при всех формах обучения стало возможным благодаря повсеместному внедрению информационно-коммуникативных технологий в процесс образования, с помощью которых развитие навыков и умений различных видов речевой деятельности, формируют личность обучающихся.
Литература:
- Андреев, А. А. Современные телекоммуникационные системы в образовании / А. А. Андреев, В. П. Меркулов // Педагогическая информатика. 1995. — № 1. — С. 34–64.
- Авдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Авдеев. — М.: Просвещение, 1994. — 334 с.
- Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А. А. Андреев // Информационные технологии. — 2001. — № 3. — С. 18–26.
- Андриевская В. В. Психология усвоения иностранного языка / В. В. Андриевская // Иностранные языки в вузе. — 2005. — № 6. — С. 36–38.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. — 184 с.