Межличностные отношения как фактор самоактуализации профессиональных и личностных качеств курсантов учебного центра Российской Армии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 06.03.2018

Статья просмотрена: 1045 раз

Библиографическое описание:

Петров, А. А. Межличностные отношения как фактор самоактуализации профессиональных и личностных качеств курсантов учебного центра Российской Армии / А. А. Петров. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13940/ (дата обращения: 16.11.2024).



Раскроем содержание понятия «межличностные отношения», «фактор самоактуализации». Каждое из названных понятий включает два слова, поэтому чтобы раскрыть их сущность проанализируем содержание каждого термина. В словосочетании «межличностные отношения» ведущим понятием является «отношение», второе — характеризует его особенности (межличностное).

Отношение как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с объективной действительности проявляется в эмоционально-волевых установках для себя, в межличностных и межгрупповых общениях человека, группы людей, коллектива [2, с 221]. Межличностные отношения являются составной частью социальных и общественных, ранговых в воинских частях, обеспечивающих взаимодействие и общение всех военнослужащих. Все названные понятия связаны, в тоже самое время они отличаются.

Природу межличностных отношений можно глубоко раскрыть, если обосновать, что межличностные отношения и общественные нельзя ставить в один значимый ряд. Общественные отношения более широкое понятие, оно включает экономические, социальные, политические, которые, бесспорно, связаны с межличностными, но только опосредовано (Н. П. Фетискин).

Несмотря на тесную связь этих понятий педагоги, психологи выделяют отдельно признаки понятия «межличностные отношения» [5, с. 514]. Они раскрывают сущность этого понятия через эмоциональный аспект, который возникает и проявляется в настроениях и чувствах человека. По мнению П. И. Пидкасистого их можно классифицировать по двум основаниям:1) готовность сотрудничать, выполнять совместные действия (конъюнктивные чувства, основанные на желании общаться); 2) отсутствие желания сотрудничать, общаться (дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей).

Два связанных понятия «межличностные отношения» и «общение» в литературе нередко отождествляют. Однако вряд ли с такой позицией можно согласиться, особенно применительно к описанию жизнедеятельности военнослужащих в воинских подразделениях. Даже при отрицательных межличностных отношениях между равными (курсант — курсант) или между неравными (командир — курсант) общения предусмотрены Общевоинскими уставами Вооружённых Сил Российской Федерации. Они могут быть формальными и неформальными. В зависимости от вида общения между курсантами могут сформироваться разные отношения, в которых будут доминировать либо конъюнктивные, или дизъюнктивные чувства.

Это обстоятельство позволяет заключить, что классификация межличностных отношений по разным основаниям объективна. Если за основание выбирать глубину чувств, вовлеченность субъектов в различные действия, то тогда можно выделить отношения знакомства, приятельства, товарищества или отношения сугубо личностные, семейные, супружеские. Если в качестве основания для классификации выбрать дистанцию между людьми, продолжительность и частоту взаимодействия, то по мере углубления последних увеличивается частота контактов, при этом сокращается дистанция самого общения.

Приведенный пример убеждает в том, что связь между отношением и общением объективно существует, однако эти понятия не тождественны. Выявление этой связи способствует раскрытию сущности этих понятий, а также выделению педагогических условий их реализации.

Межличностные отношения исследователи [6, с. 11] делят на группы: положительные — отрицательные, одинаковые — неодинаковые. Сочетание различных групп отношений определяет определённый характер взаимоотношений. Они могут быть гармоничными или противоречивыми. Обычно в микрогруппу из двух человек объединяются люди, например, военнослужащие, с положительными отношениями друг к другу. Однако в микрогруппе из трёх человек гармоничность отношений может быть нарушена из-за того, что третий военнослужащий к одному из «группы — триады» относится негативно. Однако такая «микрогруппа — триада» может быть совместимой, если она действует совместно при выполнении приказа командира. При этом влияние отдельного члена группы нейтрализуется возложенными на группу требованиями по выполнению приказа. В этом случае вся группа начинает действовать вместе и сплочённо.

Взаимоотношения в отделении (взводе) могут быть конфликтными, частично конфликтными или гиперконфликтными. Причём сами конфликты порой характеризуются как «безысходные» или «неопределённые». Таким образом, если в отделении (взводе) возникли безысходные конфликты и нет выхода из них, то межличностные отношения следует отнести к разряду противоположных и несовместимых. При этом военнослужащий с положительным отношением к ситуации переживает сильнее создавшуюся обстановку, чем остальные члены группы. Если положительные и отрицательные отношения проявляются неопределённо, то взаимоотношения людей долгое время могут сохраняться тоже как неопределённые.

Особенности сложившихся межличностных отношений зависят от многих факторов. В соответствии с теорией отношений (В. Н. Мясищев) каждый человек (курсант) строит свои взаимоотношения с другими в соответствии с «моделью межличностной ориентации». Эта ориентация как правило направлена на: 1) желание быть приятным собеседником, нравиться всем, эмоционально общаться со всеми; 2) стремление устанавливать и сохранять дружеские отношения со всеми; 3) желания доминировать, влиять на других, или желание быть контролируемым, подчинённым.

На межличностные отношения влияют ещё и другие факторы: возраст, национальность, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения и другие личностные особенности человека. Отметим, что способность личности к положительным личностным отношениям во многом зависит от рефлексии собственного «Я». Эта способность проявляется в осмыслении, изучении, анализе событий и поступков в плане своих возможностей, потребностей, мотивов, значимости их для себя [4, с. 115].

Рефлексия собственного «Я» позволяет понять «Я — концепцию» — представление личности о самом себе. Эта система устойчивых и осознанных пониманий на основе которых строятся межличностные отношения, своё поведение [1, с. 115]. Концепции «Я — реальное», «Я — идеальное», «Я — прошлое», «Я — настоящее», «Я — будущее» позволяют развивать и совершенствовать межличностные отношения.

Чтобы знать, как идёт развитие этих отношений, необходимо выделить критерии «Я — концепции». К ним отнесём: 1) индивидуальность (без учёта индивидуальных особенностей личности (курсанта) невозможно осуществить межличностные отношения); 2) целостность (межличностные отношения строятся с учётом всех факторов, охватывающих все сферы деятельности курсанта); 3) перспективность (выстроенные приоритетные направления становления межличностных отношений насколько способствуют самоактуализации своих способностей и возможностей).

Для выявления их с целью выбора педагогических условий осуществления результативных межличностных отношений между курсантами учебного центра в процессе организации учебной, служебной и культурно-досуговой их деятельности нами проведён эксперимент по изучению таких качеств личности курсантов как: 1) умение слушать собеседника; 2) общаться друг с другом; 3) проявлять общительность, коммуникабельность.

Респондентам предложены три теста [6, с.17], в соответствии с описанной методикой проведён анализ ответов курсантов, выявлены результаты опроса. Первый тест — «Определение уровня общительности» включал шестнадцать вопросов: — 1) вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи; — 2) вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии; — 3) не откладываете ли визит к врачу до последнего момента; — 4) вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки; — 5) любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? — 6) раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос); — 7) верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга; — 8) постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад; — 9) в ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку; — 10) Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он; — 11) вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра); — 12) боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций; — 13) у вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете; — 14) услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступить в спор; — 15) вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме; — 16) охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? Из 47 респондентов очень общительных оказалось — 14 человек (30 %); 16 человек (34 %) оценивают свою общительность как среднюю; 6 человек (12,5 %) — как низкую; 11 человек (23,5 %) как предельно низкую, по выражению автора теста «коммуникативность носит у них «болезненный характер» (В. Ф. Ряховский).

Полученные результаты требуют особое внимание обратить на курсантов последней группы. Индивидуальный подход к изучению и анализу их предпочтений и возможностей, включение их в соответствующие виды деятельности может помочь им преодолеть замкнутость, низкую общительность.

К. Юнг предложил тест на проверку типа личности [6, с.20]. Согласно его методике, всех респондентов можно классифицировать по трём типам личности: экстраверсия; амбоверсия; интроверсия. Респондентам (47 человек) предложен тест, который включал 15 вопросов: — 1) как вы сходитесь с людьми; — 2) считаете ли вы себя обидчивым; — 3) склонны ли хохотать, смеяться от души; — 4) откровенны ли вы или скрытны; — 5) любите ли вы заниматься анализом своих переживаний; — 6) находясь в обществе, вы предпочитаете; — 7) часто ли переживаете недовольство собой; — 8) любите ли вы что-нибудь организовывать; — 9) хотелось бы вам вести интимный дневник; — 10) быстро ли вы переходите от решения к исполнению; — 11) легко ли вы меняете ваше настроение; — 12) любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды; — 13) ваши движение; — 14) вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях; — 15) в затруднительных случаях? Анализ ответов курсантов на вопросы теста позволил разделить их условно на три группы. Экстравертов в группе оказалось — 17 человек (34 %); амбивертов — 26 (65,2 %), а интровертов — 4 (0,8 %).

Проведённое исследование убедило в том, что в исследуемой группе больше всего оказалось амбивертов. т. е. курсантов, которые менее чем экстраверты, но более чем интроверты. Результаты ответов на вопросы этого теста, целесообразно сравнить с результатами ответов этих курсантов на вопросы первого теста. Сравнительный анализ опроса убедил в том, что большая часть общительных курсантов относится к амбивертам, а поэтому индивидуальный подход в работе с ними может дать положительный результат.

Проведённое исследование по результатам самооценки показало, что из 47 респондентов (3 учебных взвода) 17 курсантов (36 %) имеет низкий уровень общительности, 30 курсантов (64 %) — высокий и средний. Соответственно их коммуникабельность, т. е. средний уровень межличностного общения составил — 68 % (32 курсанта). В каждом взводе выявлены курсанты (один — два), имеющие высокие уровни общительности и коммуникабельности, иными словами по своим качествам они могут в своём подразделении (взводе) выполнять функции лидера группы и при определённых условиях положительно влиять на сослуживцев.

Результаты проведённого исследования потребовали выявления ещё одного важного качества личности — умения слушать и слышать. Респондентам (47 курсантов) предложен тест из 10 вопросов: — 1) стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам; — 2) раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению; — 3) может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость; — 4) избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестны или малознакомым вам человеком; — 5) имеете ли вы привычку перебивать говорящего; — 6) делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете о другом; — 7) меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник; — 8) меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы; — 9) поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы; — 10) бывает ли у вас снисходительный тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем говорите? Анализ результатов тестирования показал, 70 % из числа опрошенных (33 респондента) имеют высокий уровень развития этого важного качества личности, поэтому есть надежда, что при определённых разработанных педагогических условиях у курсантов можно сформулировать достаточный уровень межличностных отношений. Они будут способствовать самоактуализации учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов учебного центра, их стремлению к выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Таким образом, мной рассмотрены некоторые факторы (причины), которые могут привести курсантов к самоактуализации своих стремлений, выявлению и развитию личностных возможностей в установлении межличностных и межгрупповых отношений.

Литература:

  1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — 608 с.
  2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  3. Мясищев В. И. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  4. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. — М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
  5. Психология и педагогика / Под редакцией П. И. Пидкасистого: — М.: Изд-во Юрайт, 2012. — 724 с.
  6. Рогов Е. И. Психология общения. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, курсант, анализ ответов курсантов, взвод, возможность, группа, индивидуальный подход, качество личности, результат ответов, учебный центр.

Похожие статьи

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Формирование профессионально-коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки слушателей в вузах ФСИН России как педагогическая проблема

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Похожие статьи

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Формирование профессионально-коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки слушателей в вузах ФСИН России как педагогическая проблема

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы