Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста
Автор: Комиссарова Людмила Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 06.03.2018
Статья просмотрена: 3242 раза
Библиографическое описание:
Комиссарова, Л. В. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста / Л. В. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13953/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье описан опыт работы педагога дошкольного учреждения по организации работы с использованием пластилиновой живописи с целью формирования мелкой моторики пальцев рук.
Ключевые слова: мелкая моторика, пластилинография, пластилиновые картины, приёмы лепки.
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года, рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов.
К 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Поэтому развивать мелкую моторику важно с раннего, младшего и среднего дошкольного возраста. Дети с плохо развитой ручной моторикой оказываются обедненными. Они часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.
Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует такая форма работы с пластилином, как пластилинография. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук пластилинография влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Поэтому я стала в своей работе уделять большее внимание развитию мелкой моторики рук посредством пластилинографии.
Пластилинография — создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности.
Мною были определены цели и задачи по данному направлению.
Цель: развитие мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно — творческой деятельности по пластилинографии.
Задачи:
– освоить основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание);
– совершенствовать навыки работать на заданном пространстве;
– формировать умение детей слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
– воспитывать умения аккуратной работы с пластилином;
– развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
– развивать интерес к процессу и результатам работы.
На начальном этапе дети познакомились с нетрадиционной техникой пластилинографией. Ребята рассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, узнали, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ. Обговорили, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разобрали правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками. Поговорили о том, что после работы следует навести порядок на столе. Поиграли с пластилином, знакомясь с приемами пластилинографии: отщипывали пальчиками, надавливали на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывали пластилин по поверхности основы от центра к краям контура.
Кроме того, ребята освоили следующие приёмы: размазывать пластилин, будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок. Для большей выразительности работ приступили к использованию природного материала и других вспомогательных предметов: бусинок, стразов, зубочисток, бисера, научились пользоваться стекой — печаткой. Следует отметить, что на данном этапе дети научились выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует овладеть основными приемами, такими как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска пластилина стеком или резачком на отдельные куски. Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Работу по пластилинографии провожу в образовательной деятельности, в совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей. Чтобы вызвать интерес у детей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой — либо сюжет. Так, например, предлагаю детям вылепить угощение на праздник для куклы Кати– вкусное печенье и конфеты, а затем к ней приходят друзья в гости и «пьют» чай с печеньями. А на следующее занятие к детям приходит письмо от ежика, где он просит помочь ему найти друзей. И дети довольны– ведь это они помогли зверушкам!
Мозаичная пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Это достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Совместно с детьми сделаны картины «Плывет кораблик», «Елочка — красавица», «Грибы в корзинке».
Свою работу в данном направлении строю в соответствии с комплексно-тематическим планированием, с учётом сезона и календарных праздников. Так, например, осенью сделали картины «Осеннее дерево»; «Ежик» (с использованием природных материалов, иголки из семечек подсолнуха); зимой — «Веселый снеговик», «Пингвин — мечтатель»; к новогодним праздникам — «Ёлочный шар»; ко Дню святого Валентина — сердечки (где использовали для украшения горох, манку, бусинки), ко Дню Защитника Отечества-подарки папам.
Изучив правила дорожного движения, выполнили коллективную работу, уже в более сложной технике (модульная пластилинография), где изобразили дома, дорогу, пешеходный переход, светофор, пешеходов и машины). Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов. Познакомившись с хохломскими узорами, мы с ребятами решили стать настоящими мастерами и расписать посуду ложки и пластиковые стаканчики пластилином (изобразив ягодки, листики и травинки).
Выполнив творческие работы, устраиваем вместе с ребятами в группе выставки и вернисажи, где дети рассматривают свои произведения, отмечают лучшие, подробно рассказывают о сюжете, о том, какими приемами выполняли работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз! На этом этапе предлагаю детям сюжетно — ролевую игру «Картинная галерея», где мы с ребятами рисуем афишу, пригласительные билеты, подготавливаем места для зрителей, распределяем роли, назначаем экскурсовода, кассира, администратора галереи, и дети как настоящие экскурсоводы проводят показ творческих работ. В такой игровой форме дети научились выделять в своих работах главный замысел и оттенять второстепенные детали.
В результате целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, меняется нажим при работе с карандашом, повысилась творческая активность воспитанников.
Результаты работы позволяют говорить о том, что использование пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Мои воспитанники освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, сформировано умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.
Воспитанникам предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует ФГОС ДО.
Литература:
- Лыкова И. А., Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО. — М: Издательский дом «Цветной мир», 2014. — 144 с.
- Новацкая М. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми.-СПб.: Питер, 2014.-64 с.: ил.- (Серия «Вы и ваш ребенок»).
- Шкицкая И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009. — 61 с.
Похожие статьи
Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста
В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности
В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования изобразительной деятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе «Песочная терапия», раскрыты различные игровые формы работы с песком.
Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития
В статье рассматривается опыт использования нетрадиционных коррекционных-развивающих технологий арт-терапии, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития с целью дальнейшего внедрения в практику общеобразоват...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
В статье поднимается проблема развития совокупности скоординированных действий ребенка младшего дошкольного возраста, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Автором разработана система развития мышечной, зрительной и...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму
Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста
Настоящая статья посвящена анализу и характеристике влияния мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста. Автором представлены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей. Кроме того, представлены отдельные асп...
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений
В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.
Похожие статьи
Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста
В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности
В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования изобразительной деятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе «Песочная терапия», раскрыты различные игровые формы работы с песком.
Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития
В статье рассматривается опыт использования нетрадиционных коррекционных-развивающих технологий арт-терапии, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития с целью дальнейшего внедрения в практику общеобразоват...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
В статье поднимается проблема развития совокупности скоординированных действий ребенка младшего дошкольного возраста, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Автором разработана система развития мышечной, зрительной и...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму
Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста
Настоящая статья посвящена анализу и характеристике влияния мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста. Автором представлены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей. Кроме того, представлены отдельные асп...
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений
В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.