Культура речевой деятельности педагога
Авторы: Синаторов Андрей Леонидович, Андреева Ольга Николаевна, Степанова Наталия Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.03.2018
Статья просмотрена: 9471 раз
Библиографическое описание:
Синаторов, А. Л. Культура речевой деятельности педагога / А. Л. Синаторов, О. Н. Андреева, Н. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13969/ (дата обращения: 16.11.2024).
Культура любого человека проявляется во всем, но прежде всего в том, как он общается, как говорит, слушает, как он мыслит и из каких побуждений он действует. Поскольку все это отражается в первую очередь в речи, именно умение общаться принято оценивать как культуру речи в широком смысле. Иначе говоря, культура речи представляет собой культуру речевой деятельности в целом, и, следовательно, культура речи характеризует все ситуации общения, распространяется на все виды речевой деятельности, на вербальную и невербальную составляющие речи, на все стили и жанры речи, отражает систему ценностей личности.
Культура речи в современном понимании — это область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной речи в заданных или смоделированных условиях общения. Она характеризует образованность (ширину и глубину знаний), воспитанность, интеллигентность (умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать правильное встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой себя держать).
Для педагога высокий уровень культуры речи особенно важен, поскольку, с одной стороны он всегда должен представлять собой такую личность, которая интересна ученикам, у которой есть чему учиться, а с другой стороны, обучение во многом строиться на том, что учащиеся воспринимают и перенимают у педагога не только знания, но и его отношение к миру, способы действий, вплоть до конкретных речевых оборотов и «любимых» словечек.
Культура речи является составной частью культуры в целом, поэтому чтобы более глубоко понять сущность культуры речи, необходимо вспомнить, что представляет собой любая культура. В общем смысле культура включает в себя все достижения человеческого общества в различных областях жизни.
Культура — «это выражение человеческих отношений в предметах, поступках, словах, которым люди придают значение, смысл, ценность. Суть феноменов культуры состоит в том, что они имеют значение для людей, а то, что имеет для людей значение, постепенно обращается в знак», — так пояснил психолог А. А. Брудный. [2]
Важнейшим критерием выраженности культуры человека выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, учениками, знакомыми и незнакомыми людьми.
Общение — это процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности.
Педагог реализует в общении определенные цели своей деятельности, и при этом хочет быть услышанным и понятым. Педагогическое общение несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакты между людьми.
Общение — сложный вид человеческих отношений. При кажущейся простоте любой вид общения с любым человеком подчиняется довольно сложным закономерностям объективного и субъективного характера. Знание людьми глубинных оснований различных видов общения — непременное условие их эффективной деятельности. Но особенно в этом знании нуждаются педагоги. От педагога требуются особые способности и умения в культуре речевой деятельности.
Профессиональная культура общения педагога — социально значимый показатель его способностей, умения осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми, понимать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе решения поставленных педагогической деятельностью задач. Чем шире творческий диапазон применяемых педагогом приемов и средств общения, тем более высок уровень его культуры.
Культура речевой деятельности в свое содержание обязательно включает как передачу (ретрансляцию) знаний, умений и навыков на основе творческого, продуктивного их преподнесения, так и создание постоянно нового — формирование нравственной, гуманной, адаптивной личности.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский называл речевую культуру «зеркалом его духовной культуры» и требовал от учителя мастерского владения словом: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным». [5]
Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.
Культура речи — совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач обращения; совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве; область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи.
Язык часто называют инструментом общения. Речь же можно сравнить с игрой на инструменте. Сколько людей, столько и исполнителей. Вспомним эпизод из известной сказки Пушкина, когда переодетая царевна оказалась в лесной избушке у семи братьев: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали».
Но дело не только во впечатлении, которое производит речь. Слова — оболочка мыслей. Культура речи занимает важнейшее место в работе педагога. Ведь слово — это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней культуры и духовного богатства.
Именно при помощи речи педагог сообщает нужную информацию, развивает и расширяет горизонты интеллекта учащихся, побуждает учеников к деятельности, управляет вниманием, образует мир представлений и понятий. Искусство красноречия — это искусство «глаголом жечь сердца людей». Выразительность языка — понятие вполне определенное. Он может быть серым, тусклым и ярким, великолепным; сухим и сочным; бедным, ограниченным и богатым; монотонным и эмоциональным. Эти полярные качества проявляются в зависимости от степени овладения речевой культурой.
Поэтому речь педагога — это важный элемент его педагогического мастерства.
Речевые огрехи педагогов — явление не столь редкое и не столь безобидное, как кажется на первый взгляд. Произносительные, грамматические и стилистические погрешности в языке учителей школ и вузовских преподавателей воспринимаются как норма и автоматически переносятся в речевые навыки обучаемых.
Итак, правильное произношение и ударение, выбор грамматических конструкций, сочетаемость и правильное употребление слов и выражений — суть неотъемлемые качества культуры речевой культуры педагога.
Умение держаться перед аудиторией — одно из слагаемых ораторского мастерства. Слова и действия едины. У педагога действие выражается мыслью и жестом, позой, мимикой. И жест, и мимика всегда подкрепляют мысль, наглядно ее демонстрируют, проясняют подтекст сказанного. Мимика подчеркивает и эмоциональную окраску слова.
Самому красноречивому оратору будет трудно убедить и зажечь вас, если он будет говорить с туго связанными руками и ногами. Слова, не подтвержденные жестами, лишаются главного — своей страстности и искренности. Значит, им не легко будет найти отклик в душе учащегося. Напротив, нередко жест воздействует на человека сильнее всяких слов — заставляя действовать или, наоборот, успокаивает. Жест сообщает то, что находится между строк и делает общение более полным и ярким.
Преподаватели с высоким мастерством речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении.
В ходе педагогического общения педагог овладевает новыми гранями профессиональной позиции как субъект равноправного общения, психотерапевт и актер. Коммуникативные умения и навыки развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности учителя. К ним относятся педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, обладание педагогической этикой.
Педагогический такт — это чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это простота, искренность без фальши, доверие, рекомендации и советы без навязчивости, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости.
Педагогический такт — это характерная профессиональная особенность педагога. В любой профессии есть нечто особенное, что отличает ее от других профессий.
Особенность профессии учителя, прежде всего, проявляется в его педагогическом такте. В педагогической деятельности такт определяется не только способностью избежать конфликта, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие. Педагогический такт, конечно, связан со всеми остальными качествами учителя, но имеет и свою специфику: он правильно определяется как чувство. Главный признак педагогического такта — нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.
В тесной связи с педагогическим тактом стоит педагогическая эмпатия и толерантность. Эмпатия — это достижение эмоционального состояния, понимание и проникновение в переживания другого человека, эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека. Все эти состояния должны основываться на доверии ученика учителю не только во время учебного процесса, но и в любой ситуации общения и в любом речевом жанре.
Богатство речи — качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых и речевых средств. Богатство речи — обязательное условие успешного общения в разных ситуациях и потому одно из важнейших ее достоинств. Точность речи — это ее безусловное достоинство, показатель речевого мастерства. Точность речи — необходимое условие ее адекватного и полного понимания, а значит, и эффективности речевого общения в целом.
Логичность речи — это качество речи, которое должно быть ей присуще обязательно, а если логичность соблюдена во всем, то она становится одним из важнейших достоинств речи.
Считается, что основу культуры речевой деятельности педагога составляет правильность. Языковые нормы коммуникативно ориентированы, т. е. их предназначение — сделать общий языковой код единым и тем самым способствующим наиболее полному взаимопониманию.
Немаловажно и то, что пренебрежение нормами языка может стать причиной коммуникативной неудачи из-за того, что оно свидетельствует о недостаточном уровне культуры.
Культура речи педагога представляет собой культуру его речевой деятельности в целом, которая оценивается главным образом с позиций ее соответствия этическим и коммуникативным нормам, реализуемым через более частные речевые и языковые нормы.
Литература:
- Риторика: учеб. под ред. Н. А. Ипполитовой. — М., изд-во Проспект, 2008
- Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998
- Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога. М., 2003
- Балыхина Т. М., Лысякова М. В., Рыбаков М. А.Учимся общению: учебный курс русского языка и культуры речи для учащихся высших учебных заведений России. М., Изд-во РУДН, 2004
- Сухомлинский В. А. Избр. Произведения: в 5 т. Киев: Рад. Шк., 1979–1980.
- Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. Ростов н/Д: Феникс, 2003
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955
- Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник.-М.: ИНФРА-М,2003
- Кукушин В.С Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Москва: ИКЦ;Ростов,2005