Эстетическое воспитание детей в семье с позиций истории и современности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щербакова, Е. В. Эстетическое воспитание детей в семье с позиций истории и современности / Е. В. Щербакова, Т. Н. Щербакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 49-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13979/ (дата обращения: 15.11.2024).



Представленная статья позволяет получить разносторонние представления об одном из важнейших направлений формирования и развития ребенка, а именно об эстетическом направлении в воспитании. Эта тема раскрыта через ряд ключевых понятий, связанных с формированием четких нравственных и эстетических установок. Содержание материала статьи систематизирует и обобщает уже имеющиеся знания о процессах и явлениях педагогической действительности. Предлагаемый материал сочетает в себе исторический и акмеологический подход к изучению проблемы воспитания эстетической культуры человека. Авторы предпринимают попытку показать значение влияния семьи, родителей и старших родственников совместно со школьными педагогами воспитания в подрастающем поколении чувства красоты и гармонии, формирования отношенческих позиций через разные виды искусства. В представленном материале раскрывается ряд понятий, связанных с характеристикой системы нравственного воспитания школьников. Стержневым является междисциплинарный подход к изучению проблемы всестороннего и гармоничного развития личности, интеграция философских, педагогических и психологических теорий и концепций творческой деятельности. Материал статьи может помочь родителям и педагогам в освоении современных методов воспитания, будет способствовать расширению их педагогического кругозора. совершенствованию своего профессионального мастерства. Статья может быть интересна и полезна студентам педагогических вузов, родителям, а также аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам-практикам и всем заинтересованным лицам.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, всестороннее развитие личности, эстетическая культура, искусство, нравственность, художественное творчество, традиции воспитания

The presented article allows to receive versatile ideas about one of the most important directions of the child's formation and development, namely about the aesthetic direction in upbringing. This topic is revealed through a number of key concepts related to the formation of clear moral and aesthetic attitudes. The content of this article systematizes and generalizes already existing knowledge about the processes and phenomena of pedagogical reality. The proposed material combines a historical and archeological approach to studying the problem of educating the aesthetic culture of man. The authors attempt to show the importance of the influence of the family, parents and older relatives together with the school educators of education in the younger generation of a sense of beauty and harmony, the formation of relative positions through different types of art. The presented material reveals a number of concepts related to the characterization of the system of moral education of schoolchildren. Struzhnev is an interdisciplinary approach to the study of the problem of comprehensive and harmonious development of the individual, the integration of philosophical, pedagogical and psychological theories and concepts of creative activity. The article's material can help parents and teachers in mastering modern methods of upbringing, will help expand their pedagogical outlook. Perfection of the professional skill. The article can be interesting and useful for students of pedagogical universities, parents, as well as graduate students, students of advanced training courses, practitioners and all interested persons.

Key words: aesthetic education, all-round development of personality, aesthetic culture, art, morality, artistic creativity, traditions of upbringing

Многие годы существовал взгляд на семью, как только на помощника школы в воспитании детей. На самом деле можно утверждать, что семья — это и есть главный воспитатель любого ребенка. В настоящее время все больше появляется осознание того, что приоритет в воспитании любого ребенка принадлежит именно семье.

Современная семья обладает большими возможностями для гармоничного воспитания ребенка. Самые важные годы своего формирования ребенок находится в прямом контакте со своими родителями. Поэтому все, что получает он в семье, все отношенческие позиции, человек проносит через всю свою дальнейшую жизнь. Только мама и папа, прежде всего, являются первым и главным примером для своих детей.

В семье осуществляются различные виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, экологическое и т. д. В этой статье мы обратимся к проблеме эстетического воспитания, рассмотрим традиции воспитания в дворянских и крестьянских семьях, а также современный подход к эстетическому воспитанию детей в семье.

А. С. Макаренко писал, что «плохо воспитанные дети — это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом»

Дадим небольшую характеристику рассматриваемому направлению воспитания. Сама идея гармоничного и всестороннего развития личности не нова. Она появилась еще в эпоху Возрождения. В основе этой идеи были заложены требования реальной жизни. Одной из основных составляющих всестороннего развития является эстетическое воспитание личности.

Под эстетическим воспитанием мы будем понимать процесс формирования способностей восприятия и понимания Прекрасного в жизни и искусстве, выработку эстетических знаний, вкусов человека, развитие его задатков и способностей в области восприятия искусства. Главная задача эстетического воспитания состоит в формировании эстетической культуры личности, которая включает в себя:

эстетическое чувство — эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;

эстетический вкус — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических взглядов и идеалов;

эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства;

эстетическая потребность — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях

Проблема эстетического воспитания ребенка в семье не является новой, она имеет свою историю. Термин «эстетика» от греческого «aisteticos» -воспринимаемый чувством. Еще Д.Дидро и Н. Г. Чернышевский как философы-материалисты считали, что объектом эстетики является Прекрасное. Эта категория является главной в системе эстетического воспитания.

Известный отечественный критик В. Г. Белинский писал, что в познании Мира есть только два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он говорил, что ученый мыслит фактами и понятиями, а писатель, художник — образами, картинами. Однако говорят они об одном и том же. Эстетическое воспитание имеет непреходящее значение в развитии нравственности. Так великий древний философ Аристотель утверждал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души. Она обладает должна быть непременно включена в число предметов воспитания молодежи. Музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и все другие виды художественного творчества составляют основу системы эстетического воспитания. На основании взглядов Платона и Гегеля стало фактом, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, а что красота суть основное эстетическое явление.

Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовлетворение и наслаждение тому, кто имеет определенную подготовку и владеет эстетической образованностью.

О воспитании в дворянских семьях можно судить по мемуарам, дневникам, письмам, художественным произведениям. Описание классического, традиционного воспитания детей в дворянских семьях в середине XIX века дает Л. Н. Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», где представлены не только воспоминания о собственном детстве, но наблюдения русской жизни в этот период.

Русское дворянство с петровских времен во многом ориентировалось на европейскую (французскую, английскую, немецкую) модель поведения. Дети получали хорошее домашнее воспитание. В дворянских семьях общепринятым времяпрепровождением было чтение (читали, причем не только русскую литературу (Пушкина, Тургенева и др.), но и английскую, и французскую). Чтение обязательно сопровождалось обсуждением прочитанного.

Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию женщин в семье. Девочек учили музицировать, петь. Например, княжна Мещерская серьезно занималась музыкой и готовилась к поступлению в консерваторию, что спасло ее при советской власти (она стала преподавать детям пение и музыку). Детей с раннего возраста вывозили в театр, учили воспринимать и понимать спектакли различных форм и содержания. Были распространены домашние театры из крепостных, дети дворян также могли участвовать в этих спектаклях.

Формировала эстетические вкусы детей и домашняя обстановка. Роскошные имения, парки с оранжереями, богатейшие библиотеки и частные коллекции произведений искусства — все это не могло не сказаться на восприятии прекрасного детьми из дворянских семей.

В мещанской и крестьянской среде также осуществлялось эстетическое воспитание, которое являлось частью жизни, сопровождало всю деятельность и жизнь человека, входило в игры детей, домашние дела. Эстетическое воспитание ребенка начиналось с первых дней его жизни, в процессе повседневного ухода за малышом. Мама, пеленая и убаюкивая младенца, расчесывая волосы гребешком, заплетая косу, обязательно разговаривала с ребенком, читала заговоры или молитвы, напевала песенки и прибаутки, пестушки, колыбельные песни и т. д.

Особое внимание придавалось элементам народной материальной и духовной культуры, которые окружали ребенка с самого рождения. Малыш мог любоваться предметами материальной культуры, подолгу их рассматривать, трогать руками, познакомиться с тем, как их изготавливают, а затем и самому включиться в процесс их изготовления.

Большое значение в процессе эстетического воспитания играло устное народное творчество: былины, сказки, предания, обычаи, песни, танцы. Качая ребенка в колыбели, пели колыбельные песни (сначала родители или нянечки, а с 6–7 лет уже старшая девочка нянчила младших детей и пела им). Также девочка пела, играя с куклой; могла придумывать свои стишки, так как говорение в рифму становилось со временем привычкой.

Н. А. Иваницкий, собравший обширнейший материал о быте крестьянства Вологодской губернии отмечал, многие прекрасные песни о любви, отличающиеся несравнимой нежностью, глубиною чувства и безукоризненные по форме были сложены безграмотными деревенскими девушками, не имеющими ни малейшего понятия о стихосложении (юноши сочиняли стихи значительно реже).

Следует также отметить, что народ ценил красоту не только предметов и явлений природы, но и поступков, дел, чувств человека. Чувство прекрасного являлось неотъемлемой частью жизни народа повсюду: в природе, труде, отношениях между людьми.

Вопросам эстетического воспитания детей в семье уделяли большое внимание многие известные педагоги прошлого. Великий Л. Н. Толстой, в Яснополянской школе придавал огромное значение преподаванию, пения музыки, рисования

Один из основателей педагогической науки и народной школы в России К. Д. Ушинский (1824–1871) в своих трудах отмечал, что в условиях любой семьи имеются большие возможности для эстетического воспитания. Содержание этого воспитания, по мнению педагога, зависит в решающей степени от культуры родителей, образа жизни семьи, повседневных отношений между ее членами. Он писал: «Я думаю, что эстетически действовать прямо на детей трудно, и что надобно взрослых образовывать эстетически. Статуи, картины, природа действуют скорее на взрослых, и они уже вносят это влияние в жизнь, в слова, в телодвижения, в домашний круг, в одежду, в обращение с детьми, — и уже в этой форме дети воспринимают изящное» (3, с.607–608).

В процессе прогулок с ребенком большое значение имеет показ красоты родной природы. По К. Д. Ушинскому природа — это лучший воспитатель: «А воля, а простор, природа... А эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями?... Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога»...

П. Ф. Каптерев (1849–1922) считал приобщение детей в семье к тем или иным видам искусства средством развития их воображения, чувства, способом расширения интеллектуального кругозора. В этой связи он придавал большое значение чтению в семье, особенно художественной литературы, а также занятиям музыкой, рисованием, увлечение поэзией. Именно знакомство с искусством, считал он, развивает эмоционально-эстетическую сферу личности.

Эстетическое влияние современной семьи на ребенка тоже многопланово, оно осуществляется через предметно-пространственную обстановку дома, отношения между членами семьи, через совместные переживания радостей и огорчений, через совместный досуг и различные виды совместного художественно-эстетического творчества взрослых и детей.

Выделим средства эстетического воспитания ребенка в семье:

‒ эстетическая среда (эстетика быта, обстановки, внешнего вида детей и родителей, красота ежедневных отношений между людьми);

‒ природа;

‒ искусство (музыка, литература, архитектура, театр и т. д.);

‒ художественная деятельность детей;

‒ досуговая деятельность;

‒ дружеское общение.

Выбор средств эстетического воспитания во многом определяется возможностями и творческим воображением родителей. Это могут быть экскурсии в музей, на выставку, поход в лес, на речку; совместный просмотр и обсуждение нового фильма или театрального спектакля; совместное чтение; совместная подготовка праздника (оформление помещения, подготовка подарков, концертных номеров). Все это способствует сближению родителей и детей, формирует сходные критерии оценки предметов, явлений, процессов, различных эстетических интересов и ценностей.

Родителям важно также обогащать эстетический кругозор своих детей через приобщение ребенка к путешествиям, к постижению других культур, к развитию навыков сравнения, сопоставления культурных традиций разных народов.

Одним из важнейших средств нравственно-эстетического воспитания детей в семье являются традиции и обычаи семьи, которые имеют и культурологическое наполнение (например, совместные посещения театра, семейные вечера с музицированием, постановка домашних спектаклей, создание домашнего музея, коллекционирование, техническое творчество, рисование и т. д.).

В воспитании эстетической культуры значимой оказывается сама эстетическая среда семьи. В домашней обстановке формируются такие качества, как чистотоплотность, аккуратность, интерес к декоративным бытовым элементам, рукоделию и выполнению разнообразных поделок. К красоте быта. Есть много семей, где интерес к произведениям искусства и художественного творчества, плетению кружев, вязанию и вышивке передается из поколения в поколение. Эстетические вкусы ребенка развивает внутреннее убранство квартиры, ее оформление то, домашние цветы, со вкусом подобранные обои, портьеры на окнах, посуда, расстановка мебели. Обсуждается и покупка одежды. Необходимо приучать детей выбирать вещи практичные, удобные, красивые, в соответствии по цвету и стилю возрасту и современной моде, возрасту и фигуре.

К средствам эстетического воспитания относится и знакомство с народным творчеством (народный фольклор, пословицы, поговорки, былины, народные сказки, игры, декоративно-прикладное искусство). В настоящее время уделяется большое внимание к фольклору и народным играм в семье во многом благодаря внешним влияниям (например, на уроках литературы изучают подобный материал).

В нравственно-эстетическом воспитании детей неоценима роль художественной литературы. С ранних лет родители дарят детям книги с яркими картинками, а когда он становится старше, записывают его в библиотеку, что способствует развитию детского кругозора. Дети, подражая героям книг, понимать, что хорошо, а что плохо, осваивают нормы человеческого общежития.

Родители в повседневной жизни учат ребенка видеть прекрасное. На прогулке они обращают внимание детей на архитектуру зданий, на красоту праздничного оформления города или села, на памятники. Все это пробуждают эстетические чувства, укрепляет любовь к Родине и родной природе.

Важным элементом эстетического воспитания является обращение ребенка к художественному творчеству, музыке, изобразительному искусству и литературе. По мнению Л. Н. Толстого у каждого ребенка есть природные потребности в художественном творчестве, нуждающиеся в развитии и использовании их в воспитательных целях.

Чтобы эстетическое восприятие развивалось быстрее, необходимо как можно чаще заучивать с ребенком наизусть стихи, песни, просматривать репродукций картин.

Огромное значение в эстетическом воспитании ребенка имеет природа. На совместных прогулках в лесу, в поле, на речке, родители обращают внимание ребенка на красоту распускающихся или осенних листьев, на цветы, на бабочек, червячков, муравьев и птичек. Это учит любознательности, наблюдательности, побуждает охранять и беречь природу. Вместе с родителями ребенок не только видит и познает логические законы природного развития. Ребенок любопытен, и задает обычно много вопросов. А родители терпеливо объясняют ему, как вырастает дерево, как растет хлебный колос на поле и цветок на клумбе, как зреет клубника на грядке, как и зачем делать кормушку для птица зимой.

Особую роль в эстетическом воспитании играет музыка. Очень важно приобщать ребенка слушать не только легкую задорную музыку, но и уметь слышать оперу и симфонии.

Можно совместно с детьми посещать концерты, где рассказывается о жизни и творчестве композиторов, ходить с ними в оперу, на балет. Сами дети любят устраивать дома самодеятельные концерты, на которых с удовольствием поют, танцуют и декламируют стихи для всех членов семьи. Школьный хор и ансамбль, музыкальная школа, прослушивание музыки позволит детям сформировать хороший музыкальный вкус.

Изобразительное искусство также позволяет растущему человеку постигать красоту и богатство мира. Живопись формирует душу. Нужно всячески поддерживать детское желание рисовать, покупать ребенку краски, карандаши, обеспечить бумагой. Ни в коем случае нельзя осуждать неудачные «произведения» детского творчества, даже если они кажутся родителям неудачными. Нужно объяснить, что прежде чем нарисовать предмет, следует его внимательно рассмотреть, увидеть все его особенности и оттенки.

Родители должны по мере возможности чаще посещать вместе с детьми выставки картин, скульптуры, изделий народного художественного творчества. Такие походы способствуют эстетическому восприятию мира.

Поднимая проблемы эстетического развития ребенка, нельзя не упомянуть возможности таких видов искусства, как кино и театр. Достойные детские спектакли и фильмы расширяют кругозор детей, учат их понимать жизненные ситуации, учат различать хорошее и плохое. Все фильмы и телепередачи должны, конечно, соответствовать возрасту ребенка и быть дозировано по времени. Разнообразие и обилие эмоций и впечатлений утомляет нервную систему ребенка. А. С. Макаренко рекомендовал давать разрешение детям смотреть в кино не более трёх раз в месяц, чтобы не страдала учеба и успеваемость, и чтобы дети успевали выполнять и другие обязанности.

Подводя итог своим рассуждениям, мы скажем о том, что эстетическое воспитание является неотъемлемой частью жизни человека. Оно осуществляется в различных видах совместной деятельности детей и родителей и влияет на полноценное развитие ребенка, формирует его как гармоничную личность. Каждый родитель должен и сегодня хорошо помнить слова великого А. П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». К такому идеалу нужно стремиться родителям, которые хотят воспитать своих детей на лучших образцах великой мировой культуры и искусства.

Литература:

  1. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. Монография. Спб.,2002
  2. Жданова С. Н. Педагогика эстетического освоения мира: монография. Оренбург, 2006.
  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб, 2012.
  4. Педагогика эстетической среды: теория и опыт. Сб. науч. тр. Минск, 2002.
  5. Репринцев А. В. Эстетическое отношение личности к действительности: Сущность, структура, формирование. Курск, 2000.
  6. Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп: Сб. научных статей. М.,2007.
  7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.,2001
  8. Щербакова Т. Н. Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, ребенок, семья, родитель, художественное творчество, эстетическое воспитание ребенка, вид искусства, искусство, домашняя обстановка, изобразительное искусство.

Похожие статьи

Профессиональное самосовершенствование педагога

Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности. Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической проф...

Особенности культурного взаимодействия как часть социально-психологической характеристики учебного коллектива

Статья раскрывает общие характеристики социальной культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В современных ус...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Жизненные ценности современного преподавателя университета

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа поведенческих характеристик преподавателя английского языка и других предметов, а тем более сложившейся социальной ситуацией в целом. Наша задача — определить жизненные установки сов...

Межпредметные связи в выпускных квалификационных работах студентов технологического образования

Статья посвящена проблеме межпредметных связей при выполнении студентами технологического образования выпускных квалификационных работ. В работе раскрываются основные задачи, что является основным компонентом научно-технических знаний. Предметом изу...

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения

Данная статья проводит анализ проблематики этического и патриотического формирования современного молодого поколения, выделяет важность культурного наследия и традиционных духовных ценностей в процессе патриотического становления обучающийся молодежи...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена роли воспитания нравственных ценностей и патриотической идентичности в дошкольном образовании. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте дети начинают формировать свою мировоззренческую основу и базовые ценности, которые в дальне...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Похожие статьи

Профессиональное самосовершенствование педагога

Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности. Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической проф...

Особенности культурного взаимодействия как часть социально-психологической характеристики учебного коллектива

Статья раскрывает общие характеристики социальной культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В современных ус...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Жизненные ценности современного преподавателя университета

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа поведенческих характеристик преподавателя английского языка и других предметов, а тем более сложившейся социальной ситуацией в целом. Наша задача — определить жизненные установки сов...

Межпредметные связи в выпускных квалификационных работах студентов технологического образования

Статья посвящена проблеме межпредметных связей при выполнении студентами технологического образования выпускных квалификационных работ. В работе раскрываются основные задачи, что является основным компонентом научно-технических знаний. Предметом изу...

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения

Данная статья проводит анализ проблематики этического и патриотического формирования современного молодого поколения, выделяет важность культурного наследия и традиционных духовных ценностей в процессе патриотического становления обучающийся молодежи...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена роли воспитания нравственных ценностей и патриотической идентичности в дошкольном образовании. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте дети начинают формировать свою мировоззренческую основу и базовые ценности, которые в дальне...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...