Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности в современной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ставропольцева, С. В. Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности в современной школе / С. В. Ставропольцева, Е. В. Гребенникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14000/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы разработки и применения квестов в учебной и внеурочной деятельности в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности. Статья содержит методическую разработку квеста, ориентированного на развитие у обучающихся умений и навыков автономного существования в природе, а также знание правил оказание само- и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: интерактивное обучения, интерактивные методы обучения, квест.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» был введен в школах в 1991 году. На сегодняшний день он значительно устарел и требует внедрения новых форм подготовки населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. В связи с этим, в настоящее время ведётся работа над Концепцией преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Ее реализацию в общеобразовательных организациях планируется начать с 1 сентября этого года. Концепция была подготовлена МЧС России и Минобрнауки России по поручению Президента Российской Федерации. Заместитель главы Минобрнауки Татьяна Синюгина отметила, что данная Концепция ориентирована на изменение мотивации к изучению учебного предмета, а также учитывает необходимость формирования у школьников практических навыков по действиям в экстремальных ситуациях.

Выступая на заседании Коллегии МЧС России, состоявшейся в марте 2018 года, министр Владимир Пучков подчеркнул, что в условиях возникающих опасностей и угроз природного и техногенного характера, важное значение приобретает обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, совершенствование культуры безопасности населения с использованием современных методик и технических средств обучения.

Таким образом, в настоящее время обучение основам безопасности жизнедеятельности должно осуществляться с использованием новых интерактивных методов и технологий обучения, которые позволят обучающимся творчески взаимодействовать друг с другом, развивая навыки работы в команде, а также формировать способность быстро принимать решения, действуя в условиях неопределенности.

По мнению Паниной Т. С. и Вавиловой Л. Н., интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, при которых все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем [1, с.8]. Интерактивное обучение основано на следующих принципах: опора на опыт обучающихся (преобразование имеющегося опыта); активность обучающихся; обязательная обратная связь; позиция учителя — «консультант-фасилитатор».

Понятие «интерактивные методы» («interactive» с английского: «inter» — означает «между», «меж», «aktiv» — от «akt» — «действовать») можно перевести как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов можно считать интерактивным, то есть, построенном на взаимодействии. По мнению Хархановой Г. С., под методами интерактивного обучения понимается совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения обучающихся между собой и в процессе общения с педагогом [2, с.29].

Задачи интерактивных методов обучения: научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации; научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения; научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты. Таким образом, интерактивное обучение представляет собой обучение «построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [3]. Каждый обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса, его опыт служит основным источником познания.

В настоящее время учёными-дидактами и педагогами-практиками разработано немало методов интерактивного обучения, одним из которых является квест. Квесты в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

Виды педагогических квестов: линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую); штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи); кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

Структура квеста включает в себя следующие элементы [4]:

‒ постановка задачи (введение) и распределение ролей;

‒ список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);

‒ порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);

‒ конечная цель (приз).

Анализ учебно-методической литературы и опыт преподавания основ безопасности жизнедеятельности в школе позволили разработать и успешно апробировать следующий квест [5, с. 36–44].

Квест «Робинзонада»

Подготовительный этап включает в себя следующие элементы:

  1. Формируются команды участников, сообщается основное требование к участникам: повторить пройденный материал по теме: «Автономное существование человека в природе».
  2. Команды придумывают себе название, разучивают песню, рисуют эмблему.
  3. Готовится оформление кабинета (художественное: рисуется пальма в натуральную величину и различные фрукты, и музыкальное: музыкальные паузы между конкурсами), а также карточки-задания к конкурсам.
  4. Вырабатывается критерий оценки за задание и итоговой оценки за игру, выбирается жюри, призы участникам и победителю.

В начале квеста «Робинзонада» ведущий приглашает все команды посетить необитаемый остров: «Здравствуйте, дорогие друзья! Ребята, хотите ли вы оказаться на необитаемом острове? Да? И мне очень хочется! Поэтому я приглашаю вас совершить путешествие на необитаемый остров. Итак, в путь!» Инсценировка любимой песни в первом туре настраивает ребят на праздник.

Основной этап включает в себя следующие элементы:

I. Музыкальный конкурс — все команды исполняют по одному куплету песни «Остров невезения».

II. Конкурс- ориентирование. Один из участников команды выбирает карточку-задание и рассказывает о способе ориентирования. Карточки-задания:

  1. Как правильно ориентироваться по звездам?
  1. Как правильно ориентироваться по часам?
  1. Как правильно ориентироваться по местным признакам?
  2. Дополнительный вопрос: определение местного полдня

III. Конкурс грибников — активный отдых. Задача участников выбрать из названий грибов съедобные и из «леса» (одного места) принести их «домой» (на другое место), по одному грибу в корзинке. Побеждает в конкурсе тот участник, который выберет больше съедобных грибов и быстрее других принесет их «домой» (место старта). Карточки — названия грибов: белый гриб, мухомор, сыроежка, бледная поганка, желчный гриб, подберезовик, лисичка, ложные опята, груздь, рыжик, масленок, шампиньон, опята, сморчок, сатанинский гриб. Дополнительный вопрос: назвать основное правило грибника (не знаешь гриб — не бери).

IV. Конкурс рыбаков — домашнее задание участников. Составить интересный рассказ «Как правильно ловить рыбу». Оцениваются знания ребят и самый лучший рассказчик.

V. Конкурс вопросов. Каждая команда задает вопрос другой команде. В вопросе должна быть отражена чрезвычайная ситуация в условиях автономного существования. Жюри оценивает правильность ответа.

VI. Конкурс “Спасите!” (средства сигнализации). Участник каждой команды выбирает карточку-задание и рассказывает о том или ином средстве сигнализации. Карточки — названия средств сигнализации:

  1. Дым костра.
  2. Сигнальное зеркало.
  3. Красящий порошок.

Дополнительный вопрос: каким из известных вам средств сигнализации можно воспользоваться зимой? (Можно вытоптать на снегу геометрические фигуры).

VII. Конкурс «Помогите!» (правила оказания первой помощи). Участник каждой команды выбирает карточку-задание. Жюри оценивает знания учащихся. Карточки — названия чрезвычайных ситуаций:

  1. Если вас укусила змея.
  2. Если у вас появились судороги.
  3. Если у вас солнечный удар.

VIII. Конкурс Пятниц (болельщиков). В этом конкурсе участвуют по три болельщика от каждой команды. Задание: назвать любые слова, термины по теме «Автономное существование человека в джунглях». Выбывает из конкурса тот участник, который делает продолжительную паузу (5 с.). Оставшийся — побеждает.

IX. Конкурс «Вода, вода...» (водообеспечение). Участники выбирают карточки задания. Оценивается правильность ответов учащихся. Карточки-задания:

  1. Как обеспечить себя водой в пустыне?
  1. Как обеспечить себя водой в джунглях?
  1. Способы обеззараживания воды.

Дополнительный вопрос: можно ли пить морскую воду? Обосновать ответ.

X. Блиц-конкурс — активизация резервных возможностей. Участнику каждой команды задается 4 блиц-вопроса. Вопросы участникам каждой команды:

  1. Назовите простейшие перевязочные средства.
  1. Первая помощь при обмороке.
  1. Назовите водоисточники.

Дополнительный ответ: пираньи — это...

  1. Назовите обеззараживающие средства.
  2. Первая помощь при укусе пчелы.
  3. Назовите ядовитых змей.

Дополнительный ответ: каракурт — это -

  1. Назовите сердечно-сосудистые средства.
  1. Первая помощь при признаках морской болезни.
  1. Чем утолить жажду в открытом море.

Дополнительный ответ: шаньян — это...

XI. Конкурс — лекарственные растения. Участники команд выстраиваются в линию и называют по очереди по одному лекарственному растению, при этом делая шаг. Тот, кто сделает больше шагов, побеждает в этом конкурсе.

Заключительная часть — подведение итогов, награждение. Каждой команде за победу в конкурсе присуждается свой фрукт (одной команде — апельсин, другой — банан, третьей — кокос). На пальму, которая расположена на самом видном месте в зале, за победу в конкурсе прикрепляются фрукты. Побеждает та команда, чьих фруктов на пальме окажется больше. Мистер Робинзон выбирается из всех участников (ученик, показавший лучшие знания в условиях автономного существования).

Методические рекомендации

  1. Квест проводится как путешествие по станциям. Побеждает та команда, которая быстрее и с большим количеством баллов пройдет их.
  2. Все конкурсы-задания комбинированные: контрольный минимум легко сочетается с активным отдыхом, контрольный максимум чередуется с более легкими заданиями.
  3. Обучающимся наглядно видно, чьих фруктов на пальме первенства больше. Этот прием позволяет активизировать творческие, резервные возможности учащихся.
  4. Задача педагога — подготовить обучающихся к чрезвычайным ситуациям в условиях автономного существования, то есть сформировать психологический стереотип: «Человек — часть окружающей среды, и чтобы выжить, надо знать и понимать законы природы и использовать их в своих интересах». Форма игровых заданий, эмоциональность ребят в решении проблемных ситуаций нестандартными приемами помогает легче усвоить данную тему и научиться применять знания на практике.

В заключение необходимо отметить, что включение в образовательный процесс квестов значительно повышает интерес обучающихся к изучению предмета, позволяет им участвовать в творческом процессе и наблюдать своими глазами результаты собственной работы. Таким образом, квесты не только улучшают восприятие учебного материала, но еще и стимулируют умственное развитие обучающихся поскольку предусматривают поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Литература:

  1. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 176 с.
  2. Харханова Г. С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 142 с.
  3. Педагогический терминологический словарь. https://pedagogical_dictionary. academic.ru/
  4. Квест-технология в образовании и воспитании. Роль квест-технологий. http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy.
  5. Черемисов Н. С., Гребенникова Е. В. Психолого-педагогические аспекты повышения эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. — СПб: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2009, — 74с.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивное обучение, команда, автономное существование, конкурс, средство сигнализации, участник, дополнительный ответ, квест, необитаемый остров, поставленная задача.

Ключевые слова

квест, интерактивные методы обучения, интерактивное обучения

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности в современной школе

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения дидактических игр в учебной и внеурочной деятельности в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Статья содержит методические разработки дидактических игр, ориентированных на ра...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Прогулка как способ формирования экологических знаний детей

Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Ролевые игры как способ смены деятельности на уроках иностранного языка

В статье предлагается рассмотреть особенность использования ролевых игр на уроках иностранного языка. Особое внимание уделяется специфике ролевой игры, детальное изучение которой дает представление о её функциях, видах и целесообразности применения.

Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматриваются возможности организации экскурсий в учебно-воспитательном процессе по «Основам безопасности жизнедеятельности» на примере проведения экологической тропы; представлены результаты констатирующего эксперимента; методические аспе...

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Вопросы подготовки студентов к обеспечению безопасного поведения детей (на примере педагогической практики в летнем лагере)

В статье рассматриваются вопросы прохождения студентами педагогической практики в летних лагерях, связанные с организацией безопасной жизнедеятельности детей. Приводятся памятки для воспитания культуры безопасности у студентов и школьников.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности в современной школе

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения дидактических игр в учебной и внеурочной деятельности в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Статья содержит методические разработки дидактических игр, ориентированных на ра...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Прогулка как способ формирования экологических знаний детей

Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Ролевые игры как способ смены деятельности на уроках иностранного языка

В статье предлагается рассмотреть особенность использования ролевых игр на уроках иностранного языка. Особое внимание уделяется специфике ролевой игры, детальное изучение которой дает представление о её функциях, видах и целесообразности применения.

Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматриваются возможности организации экскурсий в учебно-воспитательном процессе по «Основам безопасности жизнедеятельности» на примере проведения экологической тропы; представлены результаты констатирующего эксперимента; методические аспе...

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Вопросы подготовки студентов к обеспечению безопасного поведения детей (на примере педагогической практики в летнем лагере)

В статье рассматриваются вопросы прохождения студентами педагогической практики в летних лагерях, связанные с организацией безопасной жизнедеятельности детей. Приводятся памятки для воспитания культуры безопасности у студентов и школьников.