Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности в современной школе
Авторы: Ставропольцева Светлана Валентиновна, Гребенникова Елена Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 30.03.2018
Статья просмотрена: 763 раза
Библиографическое описание:
Ставропольцева, С. В. Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности в современной школе / С. В. Ставропольцева, Е. В. Гребенникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14000/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы разработки и применения квестов в учебной и внеурочной деятельности в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности. Статья содержит методическую разработку квеста, ориентированного на развитие у обучающихся умений и навыков автономного существования в природе, а также знание правил оказание само- и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: интерактивное обучения, интерактивные методы обучения, квест.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» был введен в школах в 1991 году. На сегодняшний день он значительно устарел и требует внедрения новых форм подготовки населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. В связи с этим, в настоящее время ведётся работа над Концепцией преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Ее реализацию в общеобразовательных организациях планируется начать с 1 сентября этого года. Концепция была подготовлена МЧС России и Минобрнауки России по поручению Президента Российской Федерации. Заместитель главы Минобрнауки Татьяна Синюгина отметила, что данная Концепция ориентирована на изменение мотивации к изучению учебного предмета, а также учитывает необходимость формирования у школьников практических навыков по действиям в экстремальных ситуациях.
Выступая на заседании Коллегии МЧС России, состоявшейся в марте 2018 года, министр Владимир Пучков подчеркнул, что в условиях возникающих опасностей и угроз природного и техногенного характера, важное значение приобретает обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, совершенствование культуры безопасности населения с использованием современных методик и технических средств обучения.
Таким образом, в настоящее время обучение основам безопасности жизнедеятельности должно осуществляться с использованием новых интерактивных методов и технологий обучения, которые позволят обучающимся творчески взаимодействовать друг с другом, развивая навыки работы в команде, а также формировать способность быстро принимать решения, действуя в условиях неопределенности.
По мнению Паниной Т. С. и Вавиловой Л. Н., интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, при которых все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем [1, с.8]. Интерактивное обучение основано на следующих принципах: опора на опыт обучающихся (преобразование имеющегося опыта); активность обучающихся; обязательная обратная связь; позиция учителя — «консультант-фасилитатор».
Понятие «интерактивные методы» («interactive» с английского: «inter» — означает «между», «меж», «aktiv» — от «akt» — «действовать») можно перевести как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов можно считать интерактивным, то есть, построенном на взаимодействии. По мнению Хархановой Г. С., под методами интерактивного обучения понимается совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения обучающихся между собой и в процессе общения с педагогом [2, с.29].
Задачи интерактивных методов обучения: научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации; научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения; научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты. Таким образом, интерактивное обучение представляет собой обучение «построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [3]. Каждый обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса, его опыт служит основным источником познания.
В настоящее время учёными-дидактами и педагогами-практиками разработано немало методов интерактивного обучения, одним из которых является квест. Квесты в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.
Виды педагогических квестов: линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую); штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи); кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Структура квеста включает в себя следующие элементы [4]:
‒ постановка задачи (введение) и распределение ролей;
‒ список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
‒ порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
‒ конечная цель (приз).
Анализ учебно-методической литературы и опыт преподавания основ безопасности жизнедеятельности в школе позволили разработать и успешно апробировать следующий квест [5, с. 36–44].
Квест «Робинзонада»
Подготовительный этап включает в себя следующие элементы:
- Формируются команды участников, сообщается основное требование к участникам: повторить пройденный материал по теме: «Автономное существование человека в природе».
- Команды придумывают себе название, разучивают песню, рисуют эмблему.
- Готовится оформление кабинета (художественное: рисуется пальма в натуральную величину и различные фрукты, и музыкальное: музыкальные паузы между конкурсами), а также карточки-задания к конкурсам.
- Вырабатывается критерий оценки за задание и итоговой оценки за игру, выбирается жюри, призы участникам и победителю.
В начале квеста «Робинзонада» ведущий приглашает все команды посетить необитаемый остров: «Здравствуйте, дорогие друзья! Ребята, хотите ли вы оказаться на необитаемом острове? Да? И мне очень хочется! Поэтому я приглашаю вас совершить путешествие на необитаемый остров. Итак, в путь!» Инсценировка любимой песни в первом туре настраивает ребят на праздник.
Основной этап включает в себя следующие элементы:
I. Музыкальный конкурс — все команды исполняют по одному куплету песни «Остров невезения».
II. Конкурс- ориентирование. Один из участников команды выбирает карточку-задание и рассказывает о способе ориентирования. Карточки-задания:
- Как правильно ориентироваться по звездам?
- Как правильно ориентироваться по часам?
- Как правильно ориентироваться по местным признакам?
- Дополнительный вопрос: определение местного полдня
III. Конкурс грибников — активный отдых. Задача участников выбрать из названий грибов съедобные и из «леса» (одного места) принести их «домой» (на другое место), по одному грибу в корзинке. Побеждает в конкурсе тот участник, который выберет больше съедобных грибов и быстрее других принесет их «домой» (место старта). Карточки — названия грибов: белый гриб, мухомор, сыроежка, бледная поганка, желчный гриб, подберезовик, лисичка, ложные опята, груздь, рыжик, масленок, шампиньон, опята, сморчок, сатанинский гриб. Дополнительный вопрос: назвать основное правило грибника (не знаешь гриб — не бери).
IV. Конкурс рыбаков — домашнее задание участников. Составить интересный рассказ «Как правильно ловить рыбу». Оцениваются знания ребят и самый лучший рассказчик.
V. Конкурс вопросов. Каждая команда задает вопрос другой команде. В вопросе должна быть отражена чрезвычайная ситуация в условиях автономного существования. Жюри оценивает правильность ответа.
VI. Конкурс “Спасите!” (средства сигнализации). Участник каждой команды выбирает карточку-задание и рассказывает о том или ином средстве сигнализации. Карточки — названия средств сигнализации:
- Дым костра.
- Сигнальное зеркало.
- Красящий порошок.
Дополнительный вопрос: каким из известных вам средств сигнализации можно воспользоваться зимой? (Можно вытоптать на снегу геометрические фигуры).
VII. Конкурс «Помогите!» (правила оказания первой помощи). Участник каждой команды выбирает карточку-задание. Жюри оценивает знания учащихся. Карточки — названия чрезвычайных ситуаций:
- Если вас укусила змея.
- Если у вас появились судороги.
- Если у вас солнечный удар.
VIII. Конкурс Пятниц (болельщиков). В этом конкурсе участвуют по три болельщика от каждой команды. Задание: назвать любые слова, термины по теме «Автономное существование человека в джунглях». Выбывает из конкурса тот участник, который делает продолжительную паузу (5 с.). Оставшийся — побеждает.
IX. Конкурс «Вода, вода...» (водообеспечение). Участники выбирают карточки задания. Оценивается правильность ответов учащихся. Карточки-задания:
- Как обеспечить себя водой в пустыне?
- Как обеспечить себя водой в джунглях?
- Способы обеззараживания воды.
Дополнительный вопрос: можно ли пить морскую воду? Обосновать ответ.
X. Блиц-конкурс — активизация резервных возможностей. Участнику каждой команды задается 4 блиц-вопроса. Вопросы участникам каждой команды:
- Назовите простейшие перевязочные средства.
- Первая помощь при обмороке.
- Назовите водоисточники.
Дополнительный ответ: пираньи — это...
- Назовите обеззараживающие средства.
- Первая помощь при укусе пчелы.
- Назовите ядовитых змей.
Дополнительный ответ: каракурт — это -
- Назовите сердечно-сосудистые средства.
- Первая помощь при признаках морской болезни.
- Чем утолить жажду в открытом море.
Дополнительный ответ: шаньян — это...
XI. Конкурс — лекарственные растения. Участники команд выстраиваются в линию и называют по очереди по одному лекарственному растению, при этом делая шаг. Тот, кто сделает больше шагов, побеждает в этом конкурсе.
Заключительная часть — подведение итогов, награждение. Каждой команде за победу в конкурсе присуждается свой фрукт (одной команде — апельсин, другой — банан, третьей — кокос). На пальму, которая расположена на самом видном месте в зале, за победу в конкурсе прикрепляются фрукты. Побеждает та команда, чьих фруктов на пальме окажется больше. Мистер Робинзон выбирается из всех участников (ученик, показавший лучшие знания в условиях автономного существования).
Методические рекомендации
- Квест проводится как путешествие по станциям. Побеждает та команда, которая быстрее и с большим количеством баллов пройдет их.
- Все конкурсы-задания комбинированные: контрольный минимум легко сочетается с активным отдыхом, контрольный максимум чередуется с более легкими заданиями.
- Обучающимся наглядно видно, чьих фруктов на пальме первенства больше. Этот прием позволяет активизировать творческие, резервные возможности учащихся.
- Задача педагога — подготовить обучающихся к чрезвычайным ситуациям в условиях автономного существования, то есть сформировать психологический стереотип: «Человек — часть окружающей среды, и чтобы выжить, надо знать и понимать законы природы и использовать их в своих интересах». Форма игровых заданий, эмоциональность ребят в решении проблемных ситуаций нестандартными приемами помогает легче усвоить данную тему и научиться применять знания на практике.
В заключение необходимо отметить, что включение в образовательный процесс квестов значительно повышает интерес обучающихся к изучению предмета, позволяет им участвовать в творческом процессе и наблюдать своими глазами результаты собственной работы. Таким образом, квесты не только улучшают восприятие учебного материала, но еще и стимулируют умственное развитие обучающихся поскольку предусматривают поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.
Литература:
- Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 176 с.
- Харханова Г. С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 142 с.
- Педагогический терминологический словарь. https://pedagogical_dictionary. academic.ru/
- Квест-технология в образовании и воспитании. Роль квест-технологий. http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy.
- Черемисов Н. С., Гребенникова Е. В. Психолого-педагогические аспекты повышения эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. — СПб: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2009, — 74с.
Похожие статьи
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности
Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...
Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности в современной школе
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения дидактических игр в учебной и внеурочной деятельности в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Статья содержит методические разработки дидактических игр, ориентированных на ра...
Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке
В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.
Прогулка как способ формирования экологических знаний детей
Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...
Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда
В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...
Ролевые игры как способ смены деятельности на уроках иностранного языка
В статье предлагается рассмотреть особенность использования ролевых игр на уроках иностранного языка. Особое внимание уделяется специфике ролевой игры, детальное изучение которой дает представление о её функциях, видах и целесообразности применения.
Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматриваются возможности организации экскурсий в учебно-воспитательном процессе по «Основам безопасности жизнедеятельности» на примере проведения экологической тропы; представлены результаты констатирующего эксперимента; методические аспе...
Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...
Вопросы подготовки студентов к обеспечению безопасного поведения детей (на примере педагогической практики в летнем лагере)
В статье рассматриваются вопросы прохождения студентами педагогической практики в летних лагерях, связанные с организацией безопасной жизнедеятельности детей. Приводятся памятки для воспитания культуры безопасности у студентов и школьников.
Похожие статьи
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности
Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...
Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности в современной школе
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения дидактических игр в учебной и внеурочной деятельности в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Статья содержит методические разработки дидактических игр, ориентированных на ра...
Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке
В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.
Прогулка как способ формирования экологических знаний детей
Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...
Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда
В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...
Ролевые игры как способ смены деятельности на уроках иностранного языка
В статье предлагается рассмотреть особенность использования ролевых игр на уроках иностранного языка. Особое внимание уделяется специфике ролевой игры, детальное изучение которой дает представление о её функциях, видах и целесообразности применения.
Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматриваются возможности организации экскурсий в учебно-воспитательном процессе по «Основам безопасности жизнедеятельности» на примере проведения экологической тропы; представлены результаты констатирующего эксперимента; методические аспе...
Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...
Вопросы подготовки студентов к обеспечению безопасного поведения детей (на примере педагогической практики в летнем лагере)
В статье рассматриваются вопросы прохождения студентами педагогической практики в летних лагерях, связанные с организацией безопасной жизнедеятельности детей. Приводятся памятки для воспитания культуры безопасности у студентов и школьников.