Особенности проведения специальных тренировок по противопожарной защите в образовательных организациях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 26.03.2018

Статья просмотрена: 1207 раз

Библиографическое описание:

Айол, А. А. Особенности проведения специальных тренировок по противопожарной защите в образовательных организациях / А. А. Айол. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14011/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются особенности организации и проведения специальной тренировки по противопожарной защите в образовательных организациях.

Ключевые слова: пожарная безопасность, система противопожарной защиты, специальная тренировка по противопожарной защите.

Специфика развития нашего общества заключается, в том числе и в том, что количество потенциальных опасностей вокруг современного человека неуклонно возрастает. В связи с интенсивным развитием науки, производства, технологий виды всевозможных опасностей постоянно увеличиваются. Одной из наиболее распространённых опасностей нашего мира остаются техногенные пожары. Увеличение количества компактно проживающих и работающих людей в современных мегаполисах, использование новых строительных технологий и материалов, а также особенности трафика транспортной инфраструктуры крупных городов приводит к тому, что для обеспечения безопасности на рабочем месте от поражающих факторов техногенных пожаров в организациях, в том числе и в образовательных, должна быть создана и успешно реализовываться система обеспечения пожарной безопасности.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определил, что «…системой обеспечения пожарной безопасности является совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ…».

В Федеральном законе от 22 июля 2008года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определил, что «…система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности…». В свою очередь «…система противопожарной защиты объединяет комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию)…».

Одним из основных мероприятий, позволяющих существенно повысить эффективность защиты людей от воздействия опасных факторов пожара является специальная тренировка по противопожарной защите (далее — СУТ). В ходе проведения СУТ решаются следующие задачи:

‒ проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

‒ проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

‒ обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

‒ повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара [3].

Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действий персонала во время тренировки и правильности принятых решений по результатам критического разбора (обсуждения) тренировок после их завершения.

Тренировки в значительной степени зависят также от результатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки персонала. Обучение персонала оказывается более успешным, если инструктажи проводились перед началом тренировок, в связи с этим все её участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки, используя план эвакуации, объясняет задачу каждого участника.

Проведение СУТ определяется приказом руководителя организации, в котором отражается цель, дата и время, руководитель тренировки, начальник штаба тренировки.

Начальником штаба тренировки разрабатывается план проведения, в котором отражается тема, её цели, состав участников и календарный план подготовки и проведения тренировки. В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения, задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей. Порядок (этапы) проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утверждённым руководителем тренировки [4].

При подготовке специальной тренировки в образовательной организации для повышения качества проведения основных этапов целесообразно создать штаб тренировки, в состав которого включить ответственных:

‒ за подготовку материально-технического обеспечения тренировки;

‒ за организацию взаимодействия с объектами, определенными в качестве пунктов временного размещения;

‒ за организацию взаимодействия со структурными подразделениями государственной противопожарной службы, в зоне ответственности которой располагается образовательная организация;

‒ за организацию взаимодействия со структурными подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения (для организации эвакуационных мероприятий в пункты временного размещения).

Началом практической отработки мероприятий тренировки является подача звукового и (или) световых сигналов о возникновении пожара от системы оповещения о пожаре во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей. Звуковой сигнал оповещения должен отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

С получением сигнала о возникновении пожара все участники тренировки проводят мероприятия в соответствии с инструкцией по действиям в случае возникновения пожара, открывают все (запасные) эвакуационные выходы и в установленной последовательности производят эвакуацию. Эвакуация производится через ближайший и (или) наиболее защищенный от опасных факторов пожара эвакуационный выход, передвижение всех при этом должно быть быстрым, но не бегом, без лишней суеты и торопливости.

Эвакуация не должна мешать действиям пожарных по тушению пожара.

В ходе практической тренировки руководитель тушения пожара контролирует правильность проведения эвакуации, а также время, в течение которого проведена полная эвакуация людей из здания.

После эвакуации из здания проводится списочное уточнение всех эвакуированных, осуществляется доклад руководителю тушению пожара.

Посредники проводят обход помещений здания на предмет установления людей, его не покинувших.

Обслуживающий персонал, не занятый в проведении эвакуации, начинает тушение пожара имеющимися на объекте первичными средствами пожаротушения и проводит работы по эвакуации имущества и других материальных ценностей из здания [4].

В ходе подготовки СУТ начальник штаба тренировки обязан спланировать места временного размещения участников тренировки и маршруты выдвижения к ним. Согласовать эти маршруты со структурными подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения, особенно места пересечения автомобильных дорог и автомагистралей.

При проведении СУТ в обязательном порядке должен быть отработан вопрос перемещения персонала и обучающихся к пункту временного размещения и возвращение на территорию организации. Отработка данного элемента позволит закрепить у преподавательского состава навыки управления обучающимися в нестандартных ситуациях, а также позволит им совершенствовать свои знания в вопросах обеспечения безопасности.

В связи с тем, что основной целью любой тренировки является «…совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций…» [5] специальную тренировку по противопожарной защите можно проводить при любых погодных условиях.

Для того, чтобы в случае плохой погоды (снег, дождь, сильный ветер) обучающиеся с одной стороны не получили вред своему здоровью, а с другой стороны закрепили навыки экстренной эвакуации из здания при пожаре целесообразно до за несколько минут до начала тренировки организовать получение обучающимися верхней одежды и надевание ее в учебных аудиториях. Заблаговременное проведение этого мероприятия позволит сосредоточить основные усилия руководителю и штабу тренировки на отработке ключевого элемента — экстренной эвакуации из здания при пожаре.

Кроме вышеперечисленных элементов с постоянным составом, не занятым работой с обучающимися в ходе СУТ может быть отработан целый перечень мероприятий:

‒ действия первого обнаружившего пожар;

‒ действия с первичными средствами пожаротушения при обнаружении возгорания на территории организации;

‒ оказание первой помощи пострадавшим от поражающих факторов пожара (ожоги, потеря сознания, отравление токсичными продуктами горения);

‒ организация эвакуации материальных ценностей силами образовательной организации и другие действия.

Заключительным этапом СУТ является разбор тренировки. Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей в ходе пожара и при проведении работ, направленных на локализацию пожара и минимизации его последствий, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности работников образовательной организации и обучающихся. В заключение разбора руководитель тренировки подводит итоги и дает общую и индивидуальную оценку всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Если при проведении тренировки поставленные цели не были достигнуты, должностные лица не обеспечили решения поставленных задач, то проводятся повторные тренировки этих подразделений на данном или другом объекте [4].

Литература:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  2. Федеральный закон от 22 июля 2008года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  3. Приказ МЧС РФ от 24 апреля 2013 года № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;
  4. «Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности», МЧС РФ В. А. Пучков, Москва, 2014 год;
  5. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Основные термины (генерируются автоматически): противопожарная защита, пожарная безопасность, возникновение пожара, специальная тренировка, образовательная организация, временное размещение, начальник штаба тренировки, организация взаимодействия, проведение тренировки, руководитель тренировки.

Ключевые слова

пожарная безопасность, система противопожарной защиты, специальная тренировка по противопожарной защите

Похожие статьи

Современные подходы к обеспечению пожарной безопасности спортивных объектов

В статье автор рассматривает современные подходы к обеспечению пожарной безопасности и возможность их применения в рамках обеспечения пожароохраны при эксплуатации спортивных сооружений.

Особенности подготовки детей младшего школьного возраста основам пожарной безопасности

Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.

Профилактика в области пожарной безопасности на территории Кемеровской области — Кузбасса

В данной статье рассмотрены основные нормативные правовые акты и программы органов местного самоуправления по предотвращению и предупреждению пожаров, а также профилактические мероприятия в области пожарной безопасности на территории Кемеровской обла...

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Организация и планирование физической подготовки сотрудников УИС

В данной работе исследуется порядок организации и планирования физической подготовки сотрудников УИС.

Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке

В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...

К вопросу о боевых приемах борьбы (рукопашного боя) на занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России

Данная статья рассматривает практическую значимость обучения умениям и навыкам применения боевых приемов борьбы в стрессовых ситуациях курсантами образовательных организаций ФСИН России, поскольку физическая подготовка является значимой составляющей ...

Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассмотрены подходы к определению понятия спорта и физической культуры, а также некоторые аспекты влияния физической подготовки на работоспособность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Характерные черты профессионально-прикладной физической подготовки в работе сотрудников таможенных органов

В статье автор рассматривает особенности профессионально-прикладной физической подготовки для сотрудников таможенных органов.

Похожие статьи

Современные подходы к обеспечению пожарной безопасности спортивных объектов

В статье автор рассматривает современные подходы к обеспечению пожарной безопасности и возможность их применения в рамках обеспечения пожароохраны при эксплуатации спортивных сооружений.

Особенности подготовки детей младшего школьного возраста основам пожарной безопасности

Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.

Профилактика в области пожарной безопасности на территории Кемеровской области — Кузбасса

В данной статье рассмотрены основные нормативные правовые акты и программы органов местного самоуправления по предотвращению и предупреждению пожаров, а также профилактические мероприятия в области пожарной безопасности на территории Кемеровской обла...

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Организация и планирование физической подготовки сотрудников УИС

В данной работе исследуется порядок организации и планирования физической подготовки сотрудников УИС.

Способы формирования психологической устойчивости курсантов во время проведения занятий по огневой подготовке

В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики...

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...

К вопросу о боевых приемах борьбы (рукопашного боя) на занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России

Данная статья рассматривает практическую значимость обучения умениям и навыкам применения боевых приемов борьбы в стрессовых ситуациях курсантами образовательных организаций ФСИН России, поскольку физическая подготовка является значимой составляющей ...

Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассмотрены подходы к определению понятия спорта и физической культуры, а также некоторые аспекты влияния физической подготовки на работоспособность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Характерные черты профессионально-прикладной физической подготовки в работе сотрудников таможенных органов

В статье автор рассматривает особенности профессионально-прикладной физической подготовки для сотрудников таможенных органов.