Формирование профессиональных компетенций студентов в ходе подготовки к чемпионату Worldskills Russia по компетенции «Кондитерское дело» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 28.03.2018

Статья просмотрена: 2418 раз

Библиографическое описание:

Колбина, О. В. Формирование профессиональных компетенций студентов в ходе подготовки к чемпионату Worldskills Russia по компетенции «Кондитерское дело» / О. В. Колбина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14051/ (дата обращения: 17.10.2024).



В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Для решения данных направлений в современном образовании укоренились Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт, а также стандарты Worldskills.

Worldskills — это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Чемпионатное движение, хоть и не является напрямую образовательной областью, но прочно вошло в практику подготовки молодых профессионалов, так как от конкурентоспособности на рынке труда зависит дальнейшая карьера, заработная плата, жизнь человека в целом. Современный, конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям стандарта и мировым тенденциям развития рынка труда, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, обладать набором необходимых профессиональных компетенций в разных областях человеческой и профессиональной деятельности. Как же подготовить студентов к практическому выполнению действий на чемпионате в условиях профессионально-педагогического колледжа?

Считаю, что только поэтапное введение студента в специальность и последующее его сопровождение на всех этапах профессионального обучения обеспечит осознанное формирование заинтересованности у студента получить специальность и быть востребованным в ней на рынке труда. Главной движущей силой участия студентов в чемпионатном движении является мотивация. Прежде всего, это мотив выбора профессии, это увлеченность делом, желание показать себя и свои профессиональные умения в конкретной области, не бояться быть замеченным работодателями, а также умение анализировать плюсы и минусы своей деятельности совместно с экспертом. При подготовке к чемпионату, педагог старается не просто передать собственный опыт, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладением новыми техниками и дальнейшего развития и профессионального роста.

В ходе подготовки необходимо отметить несколько этапов работы, позволяющих не только подготовить студента к чемпионату, но и сформировать у студента ряд личностных и профессиональных компетенций.

Начальный этап — внутриучрежденческий чемпионат «На пути к успеху» в ГБПОУ «Мишкинский профессионально-педагогический колледж», в ходе которого 5–6 студентов соревнуются между собой в умении показать свое мастерство и творчество в разных компетенциях, в том числе и в компетенции «Кондитерское дело». На этом этапе педагоги — эксперты анализируют не только субъективные и объективные аспекты деятельности студентов, но и их психологическое состояние, готовность в нестандартной ситуации оставаться спокойным, довести начатое дело до конца, адекватно реагировать на оценки и выгодно представить свою работу.

Для организации начального этапа наиболее важный параметр для будущих кандидатов — это желание — мотивация. Желание участвовать, профессионально развиваться, а также чётко понимать объём временных, эмоциональных и других видов затрат, которые связаны с подготовкой и участием в конкурсе. Второй важный параметр — цели участника по реализации себя в профессии, кем он себя видит в перспективе. Третий — способности к профессии и обучаемость. Если рассматривать профессию кондитера, наиболее важной характеристикой будущего участника является чувство вкуса и баланса, если технологии и оборудование можно изучить, недостающие навыки освоить, то вышеупомянутым параметром сложнее — он или есть, или его нет. Немаловажный аспект — это способность к критической самооценке, а также адекватное отношение к конструктивной критике и умение слушать, так как на чемпионате участник выступает не один, а в тесном взаимодействии со своим экспертом, и поэтому от умения слушать и слышать эксперта зависит результат выступлении. И еще одно важное требование — психологическая устойчивость, так как чемпионат продолжителен по времени, стрессоустойчивость позволяет участнику пройти всю дистанцию, не снижая уровня качества работы.

Второй этап — знакомство со стандартами Worldskills и технической документацией. Стандарты WSR подразделяются на несколько разделов, где расписано, что участник должен знать, понимать и быть в состоянии делать. Основной документ — регламент чемпионата, а также кодекс этики и техническая документация. Техническая документация состоит из: технического описания (ТО) — в техническом описании указываются «рамки» технологий и навыков, квалификация и объем работ, управление компетенцией и коммуникация, отраслевые требования техники безопасности; конкурсного задания (КЗ) — в конкурсном задании подробно и однозначно описываются конкретные задачи, которые должен выполнить конкурсант в течение отведенного времени, конкурсное задание разбито на модули. Каждый из модулей имеет свой вес в баллах; критериев оценок (КО) — критерии оценки состоят из аспектов. Каждый аспект имеет свой вес в баллах. Количество аспектов должно быть в пределах от 50 до 100. Вес каждого аспекта не должен превышать двух баллов; инфраструктурного листа (ИЛ) — инфраструктурный лист содержит перечень всего оборудования, инструмента и расходных материалов — всё из чего «состоит» площадка. Уверенное знание данных документов как экспертом, так и участником позволяет уверенно вести себя на конкурсной площадке, соблюдая основные требования регламента и учитывая объективную и субъективную оценку экспертов.

Третий этап — тренировочный — подготовка к региональному чемпионату «Молодые профессионалы», в ходе которого несколько студентов отрабатывают навыки для успешной реализации конкурсных заданий. Здесь очень большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Но необходимо отметить, что самостоятельная работа в современной образовательной модели вообще стоит на первом месте. Самое главное, он должен уметь продуктивно, рационально и качественно самостоятельно работать как в области теоретических, так и в области практических навыков. Педагог-эксперт выступает в роли направляющего. консультанта, советчика, который отслеживает результат деятельности и навыки студента. На тренировочном этапе можно подключить тех студентов, которые уже принимали участие в чемпионате для того, чтобы показать важность отработанных действий, необходимость тренировки таких качеств, как самостоятельность, креативность, умение действовать в трудной ситуации, быстро принимать решения, стрессоустойчивость.

Непосредственное участие эксперта и студента-участника в региональном чемпионате. Прежде всего, это согласованность действий в деятельности эксперта и участника, важно каждое действие, которое должно быть продуманно, сопряжено со временем и результатом деятельности. Педагоги и студенты ГБПОУ «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» участвуют в региональном этапе чемпионата по компетенции «Кондитерское дело» не первый год. В 2018 году пять студентов активно соревновались в течение двух дней по 5 часов. Общая тема соревнований — StreetArt уличное граффити. В первый день соревнований участникам необходимо было приготовить идентичные по виду и весу миниатюры в количестве 14 штук — это мини-пирожные, обязательным компонентом в которых необходимо было использовать песочный полуфабрикат. Вторым изделием первого дня были шоколадные батончики с ярко выраженным вкусом корицы. Во второй день соревнований участники готовили антреме — фруктово-муссовый торт, который необходимо было представить на сахарном постаменте, а также представили моделирование в виде двух идентичных фигурок — нужно было изобразить яблоко-монстр в авторском исполнении. Студенты отмечают, что чемпионат формирует у участников такие качества, как внимательность, скорость, развивает воображение и умение быстро принимать решения, помогает узнать, на что ты способен, а также понять свои ошибки, которые в дальнейшем нужно исправить и стремиться быть лучшим в своей профессии.

Стандарты Worldskills прочно вошли в образовательный процесс среднего профессионального образования, это требование времени, так как теоретические знания должны быть сформированы в определенных профессиональных умениях, и это предъявляет особые требования не только к студентам, но и к педагогам, которым необходимо изучить стандарты, проводить демонстрационный экзамен, так как в чемпионатном движении участвуют несколько студентов, в основном, это лучшие студенты, а в демонстрационном экзамене по стандартам Worldskills оттачивают свои умения все студенты по определенной компетенции. Необходимо научить и научиться выгодно показывать свои умения и навыки в профессиональной деятельности, так как это основной критерий конкурентоспособности специалиста на рынке труда.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, конкурсное задание, профессиональное образование, рынок труда, стандарт, техническая документация, умение, участник, демонстрационный экзамен, инфраструктурный лист.

Похожие статьи

Формирование финансовой грамотности в рамках реализации образовательного проекта «ТЕМП»

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Результаты деятельности краевой инновационной площадки «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями»

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Формирование профессиональных компетенций студентов по традиционной технологии обработки материала «конский волос»

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности в процессе организации и проведения муниципального творческого конкурса «Компьютерная графика»

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование профессиональных компетенций студентов фармацевтического колледжа с ограниченными возможностями здоровья по зрению с применением информационных технологий

Похожие статьи

Формирование финансовой грамотности в рамках реализации образовательного проекта «ТЕМП»

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Результаты деятельности краевой инновационной площадки «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями»

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Формирование профессиональных компетенций студентов по традиционной технологии обработки материала «конский волос»

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности в процессе организации и проведения муниципального творческого конкурса «Компьютерная графика»

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование профессиональных компетенций студентов фармацевтического колледжа с ограниченными возможностями здоровья по зрению с применением информационных технологий