Взаимодействие ДОУ с социумом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Взаимодействие ДОУ с социумом / О. А. Волкова, И. А. Картазаева, Е. В. Корнеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14080/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: взаимодействие дошкольного учреждения с социумом, партнерство, сотрудничество, ознакомление детей с субъектами социальной сферы.

В современной психолого-педагогической науке понятие «социализация» трактуется, как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта. И, конечно, очень важно обеспечить успешную социализацию подрастающего поколения. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.

Сложившаяся социально-политическая ситуация диктует определенный социальный заказ образовательным учреждениям, которые являются одним из институтов социализации подрастающего поколения. Вследствие этого одной из актуальных задач становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей.

В условиях современного общества, когда педагоги дошкольного образования, руководствуясь требованиями ФГОС, особое внимание социализации подрастающего поколения. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является овладение детьми достаточным количеством знаний о социальном мире, в котором они живут. Вследствие этого одной из актуальных задач, которые ставят перед собой педагоги дошкольного образования, становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. По мнению П. Н. Третьякова, социальное партнерство — это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом ее жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к образованию детей: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать педагогам, причем важно не только качество самих знаний, но и способов передачи информации. Способов, методов, возможностей масса, и один из которых- взаимодействие с другими организациями, с социальными партерами, так называемый «выход в свет». Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребенка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социально приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.

Как помочь ребенку войти в окружающий мир? Мы считаем, что важно познакомить детей с объектами ближайшего окружения города, в котором они живут, научить ребенка свободно ориентироваться там, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться. И, что немаловажно, одновременно воспитывать любовь и бережное отношение к своей малой родине, формировать ценностное отношение детей к культуре, через посещение библиотек, музеев, выставок.

Для этого нами разработана целая система мероприятий по ознакомлению детей с объектами социального окружения, перспективные планы взаимодействия с учреждениями-партнерами. Уже ранее упомянутый «выход» осуществляется постепенно, в зависимости от возраста и готовности детей. Знакомство с социальной сферой города мы начинаем со своего детского сада, который является частью социальной инфраструктуры города. Детский сад представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие социальные сферы, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина и др. Для наших младших дошкольников детский сад — это большой, непознанный мир, где много незнакомых, но интересных людей, предметов, вещей. Знакомя малышей с детским садом, воспитатели детально рассказывают о находящихся здесь предметах, объясняют их назначение, сообщают названия, показывают пример восприятия окружающего, своего отношения к нему. Такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей к дошкольному учреждению. Знакомые помещения, предметы и люди не пугают ребенка, становятся близкими и понятными.

Начиная со средней группы, воспитатели знакомят детей с объектами, находящимися за пределами детского сада. Социум, окружающий детский сад, представлен учреждениями образования, здравоохранения, культуры, сферы услуг. Проводятся целевые прогулки на ближайшие улицы, в процессе которых дети усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают общественные здания и жилые дома. Родители дошкольников оказывают помощь при подготовке продолжительных экскурсий и целевых прогулок, сопровождают группу детей. По темам прогулок и экскурсий в дошкольном учреждении организуются фотовыставки, открытые обобщающие занятия и досуговые мероприятия, создаются альбомы, макеты.

В старшем дошкольном возрасте главными объектами ознакомления с социумом города становятся школа, музей, библиотека. Детский сад активно взаимодействует с общеобразовательными школами, проводя совместные мероприятия, целевые посещения, экскурсии для дошкольников. Для создания у дошкольников целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с тольяттинским краеведческим музеем. Посещая краеведческий музей, дошкольники знакомятся с экспозицией «Ставрополь — провинциальный», которая рассказывает об истории города и края с древнейших времен до начала ХХ века. Для дошкольников работниками музея разработаны культурно-образовательные программы «Ручейки времени», «Народная игрушка», «Живая природа вокруг нас». Эти программы направлены на интеграцию различных видов деятельности ребенка, охватывает основные ориентиры его развития — познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Подлинные предметы народного быта, культуры являются ведущими средствами общения ребенка и взрослого в программе музея. В нее включены материалы для воспитателя и творческие задания для детей.

Каждое занятие имеет три этапа:

  1. Подготовительный, в котором воспитатели проводят подготовительную работу с детьми в группе, «готовят» детей к участию в музейном путешествии;
  2. Информационный — это само занятие в музее, которое планирует и проводит музейный педагог;
  3. Рефлексирующий — закрепление материала воспитателем с детьми в группе, присвоение ценностей, полученных в процессе первых двух этапов.

Последний этап очень важен в данной работе, так как позволяет ребенку принять и ввести в свою жизнь полученный социальный опыт. Основными формами на данном этапе являются беседы, игры-путешествия, развлечения, экскурсии, викторины, КВНы, сюжетно-ролевые и дидактические игры. В основу всех форм работы положен прием максимального и всестороннего погружения детей в тему. Большое значение уделяется продуктивной детской деятельности: создаются коллажи, альбомы, детские книжки, словари, сочиняются сказки, рассказы, изготовляются макеты и др.

Весьма эффективен в работе проектный метод. В ходе ознакомления с объектами социальной сферы педагогами совместно с детьми и родителями разрабатывают разнообразные проекты: «Слагаемые здорового образа жизни», «Как помочь Незнайке попасть в страну Знаний?», «Мы — тольяттинцы», «Права маленького гражданина», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Макет нашего детского сада», «Город будущего» и др. Использование проектного метода дает ребенку возможность экспериментировать, делать выводы, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения.

С целью закрепления полученных знаний также организуются специальные занятия-презентации полученных знаний в процессе реализации проекта, сюжетно-ролевые игры, развлечения, викторины, КВНы, и т. п. Основываясь на том, что ведущий вид детской деятельности на дошкольном этапе образования- это ирга, оснащается особая развивающая среда и организуются сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Рекламное агентство», «Телеведущий», игры-путешествия «Тольяттинской тропой», «Когда мы-пешеходы», которые помогают детям в увлекательной форме закрепить знания об окружающей действительности, интериоризировать социальные знания. Предметно-развивающая среда, в соответствии с ФГОС ДО должна быть спроектирована так, чтобы дошкольники могли в своей игровой, творческой и познавательной деятельности моделировать, отражать взрослые формы деятельности. Для этого мы совместно с родителями пытаемся создать в детском саду социальный мир в миниатюре, представить разнообразные социальные сферы. В каждой группе детского сада при активном участии родителей и детей созданы мини-музеи «Наш родной край», где размещены познавательные и иллюстрированные материалы о Тольятти, людях, прославивших город, природе края, фотоальбомы, детские и семейные работы.

Развитие социальных связей детского сада с общественными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка. Мы отмечаем, что наши дети стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, любознательными, внимательными, дружелюбными, почти готовыми выйти в большой взрослый мир, имея за плечами небольшой, но позитивный практический опыт общения с окружающим миром.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5–7 лет: Методическое пособие. — М,: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
  2. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, подрастающее поколение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, знание, окружающий мир, социальный мир, духовное развитие, природный творческий потенциал.

Ключевые слова

сотрудничество, партнерство, взаимодействие дошкольного учреждения с социумом, ознакомление детей с субъектами социальной сферы

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Осознанное родительство как важное условие взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Осознанное родительство как важное условие взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ

В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.