Исследование основных компонентов веб-ресурсов информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 03.04.2018

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Якуничева, Е. Н. Исследование основных компонентов веб-ресурсов информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования / Е. Н. Якуничева, К. А. Якуничева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14084/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлены результаты исследования размещения основных компонентов веб-ресурсов информационно-образовательной среды дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, информационно-образовательная среда, веб-ресурс.

В докладе «Мониторинг дополнительного профессионального образования в России», опубликованного специалистами Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), среди факторов, по которым в течение последних пяти лет работающие россияне различного возраста, желавшие получить дополнительное профессиональное образование (ДПО) и не сделавшие этого, в отдельную группу причин выделена недостаточная информированность населения. Первоисточником этих причин указывается отсутствие информации о надежных источниках ДПО. Доля людей, не получавших ДПО именно по этим причинам, составляет около 22 % среди опрошенных [1].

Согласно исследованиям, проведенным национальным исследовательским институтом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), по мнению организаторов курсов, привлечение и информирование слушателей посредством размещения информации на сайте учебного заведения идет на третьем месте в рейтинге самых эффективных способов (около 56,4 %), после прямых договоров с работодателями, а также заказов департамента труда и занятости. При этом, размещают информацию на своих сайтах подавляющее большинство опрошенных — 87 %, а повышение количества слушателей за последние три года отмечают в 53 % организаций [2].

Поэтому необходимо более внимательно относится к проблеме формирования информационно-образовательной среды ДПО (ИОС ДПО), особенно в той ее части, которая связана с размещением информации на соответствующих веб-сайтах.

Целью проведения данного исследования было выявление основных компонентов веб-ресурсов ИОС ДПО. Все основные элементы веб-сайтов были разделены на три категории: информационные, функциональные, юзабилити.

Информационные элементы можно определить как всю информацию или контент, который есть в распоряжении учреждения ДПО и включающий в себя все сведения о курсах, которые могут быть потенциально интересны обучающемуся.

Для выявления наиболее часто встречающихся элементов сетевых ресурсов ИОС ДПО было проведено исследование порядка 50ти сайтов (из них около 30 зарубежных и около 20 российских источников).

В результате анализа было выяснено, что чаще всего ресурсы выполняют роль исключительно информирования о содержании программы курсов, преподавателях, сроках и ценах. На зарубежных ресурсах часто на странице курса дается огромный перечень информации (широко используется формат ответов на вопросы в отдельных пунктах выпадающего списка, пример которого представлен на рис. 1), которая может понадобиться пользователю, от требований к обучающемуся до выходных документов и дальнейшего карьерного роста. Взаимодействие пользователя с сайтом чаще всего ограничивается заполнением и отправкой формы обратной связи или формы подачи заявки.

Рис. 1. Полная информация по курсу, представленная в формате ответов на вопросы

Однако, в некоторых случаях, отдельные дисциплины можно добавлять в корзину и оплачивать их онлайн (например, сайт университета Stanford, пример представлен на рис. 2).

Рис. 2. Корзина с выбранными дисциплинами на сайте университета Stanford

Немаловажным является предоставление возможности формирования потенциальным слушателем своего набора дисциплин в рамках выбранного курса. Это часто обосновано ограниченным количеством времени, которое может быть выделено на обучение, а также желанием получить определенные практические навыки. Эта возможность, в основном, присутствует на зарубежных веб-ресурсах, при этом она не влияет на конечную сумму оплаты.

Ещё один информационный элемент — краткая информация о курсе. Она часто представляется как отдельным блоком с ключевыми пунктами в стороне от основного блока со всей информацией, пример представлен на рис. 3, так и встраивается в основной блок, но с заметным пользователю оформлением (например, с помощью цвета или размера шрифта).

C:\Users\maru\Desktop\summary.JPG

Рис. 3. Краткая информация о курсе на сайте университета Oxford

Отдельно хотелось бы отметить некоторые элементы, представленные на сайте «Высшая школа Стилистики»:

– в кратком содержании указывается соотношение теоретических и практических занятий. Эта информация крайне важна для обучающихся, рассматривающих курсы с целью получить достаточную степень именно практических навыков. Пример представлен на рис. 4.

– варианты прохождения курса. Несомненно, наличие подобной информации зависит от обучающего учреждения, так как, например, статус вольного слушателя можно получить не во всех, но при наличии, например, дистанционного варианта прохождения курса, было бы полезно сразу же упоминать это на странице.

Рис. 4. Указание соотношения теоретических и практических занятий

Редко встречается такой элемент, как информация о курсах схожей тематики или по связанным сферам, а также ссылок на статьи о профессиях этой области.

Функциональные элементы представляют собой любые средства взаимодействия с информацией, например, различные сортировки и поиск, калькулятор стоимости и прочие. Однако, калькулятор стоимости курсов представляется на сайтах нечасто по причине того, что курсы обычно не предполагают гибкого изменения состава дисциплин или учета влияния других факторов. Например, калькулятор на сайте Central Pensylvania Institute имеет информационную сноску о том, что расчет приблизителен и основывается на фактических ценах, которые обучающиеся платили за прошлый год. Иногда в отдельных разделах предоставляется информация о скидках, как временных, для ближайших курсов, так и постоянных, например, при условии оплаты за весь курс сразу.

Заключение

Проведённый нами анализ различных источников показал, что помимо часто встречающихся компонентов, ставших уже традиционными, при построении веб-ресурсов ИОС ДПО необходимо обратить внимание и на те элементы, которые помогут слушателю найти и выбрать наиболее подходящую программу курсов для его дополнительного профессионального обучения.

Литература:

  1. Авраамова, Е. М. Мониторинг дополнительного профессионального образования в России / Е. М. Авраамова, А. В. Каравай, Т. Л. Клячко, Д. М. Логинов. — М.:Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. — 96 с.
  2. Озерова, О. К. Проблемы развития дополнительного профессионального образования. Информационный бюллетень № 7 (70) / О. К. Озерова, Д. Р. Бородина — М., НИУ ВШЭ, 2013.– 40 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное профессиональное образование, информационно-образовательная среда, курс, сайт университета, информация, краткая информация, основной блок, основной компонент веб-ресурсов, размещение информации, формат ответов.

Похожие статьи

Формирование информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования

В статье представлены основные аспекты и особенности формирования информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования. Определены критерии и показатели сформированности данной компетенции у обучающихся.

Сущность электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку

Данная статья посвящена сущности электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка в общеобразовательных школах как эффективное средство обучения в рамках Федерального образовательного стандартов основного общего образования (ФГОС ООО)...

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)

В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Цифровой мир финансовой грамотности

В статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Рассмотрены варианты и специфика применения современных цифровых образовательных ресурсов при формировании финансовой грамотности обучающихся системы...

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Особенности проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов для образовательной организации

Статья освещает использование информационных технологий в образовательной организации. В ней выделены требования к проектированию, этапы разработки электронных образовательных ресурсов.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы

Статья посвящена оценке качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципального образования. В ней рассмотрены проблемные зоны и определены перспективы развития муниципальной системы образования.

Потенциальные возможности использования электронных образовательных ресурсов в условиях реализации профессиональных модулей ФГОС СПО 3+

В статье определяется роль электронных образовательных ресурсов в системе подготовки специалистов среднего звена. Отмечается, что в современных условиях интенсивно наращивается материальная база учреждений СПО, но остаются нерешенными вопросы эффекти...

Похожие статьи

Формирование информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования

В статье представлены основные аспекты и особенности формирования информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования. Определены критерии и показатели сформированности данной компетенции у обучающихся.

Сущность электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку

Данная статья посвящена сущности электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка в общеобразовательных школах как эффективное средство обучения в рамках Федерального образовательного стандартов основного общего образования (ФГОС ООО)...

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)

В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Цифровой мир финансовой грамотности

В статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Рассмотрены варианты и специфика применения современных цифровых образовательных ресурсов при формировании финансовой грамотности обучающихся системы...

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Особенности проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов для образовательной организации

Статья освещает использование информационных технологий в образовательной организации. В ней выделены требования к проектированию, этапы разработки электронных образовательных ресурсов.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы

Статья посвящена оценке качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципального образования. В ней рассмотрены проблемные зоны и определены перспективы развития муниципальной системы образования.

Потенциальные возможности использования электронных образовательных ресурсов в условиях реализации профессиональных модулей ФГОС СПО 3+

В статье определяется роль электронных образовательных ресурсов в системе подготовки специалистов среднего звена. Отмечается, что в современных условиях интенсивно наращивается материальная база учреждений СПО, но остаются нерешенными вопросы эффекти...