Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе
Авторы: Макаренкова Ирина Дмитриевна, Чернышева Татьяна Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.04.2018
Статья просмотрена: 1102 раза
Библиографическое описание:
Макаренкова, И. Д. Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе / И. Д. Макаренкова, Т. С. Чернышева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14091/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современный урок нацелен на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Технология проблемно-диалогического обучения, автором которой является Мельникова Елена Леонидовна, является одним из самых эффективных возможностей реализации ФГОС, так как предполагает более качественное усвоение знаний, исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Проблемно-диалогическое обучение даёт творческое усвоение знаний учениками через специально организованный учителем диалог. Технологический аспект предполагает ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. При введениинового материала учитель добивается постановки учебной проблемы, поиска её решения и подведения итогов деятельности самими учащимися. Учебная проблема создаётся через побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом.
УМК «Английский в фокусе -5» предназначен для учащихся общеобразовательной школы. Технология проблемного диалога позволяет поэтапно формировать знания и развивать все составляющие коммуникативной компетенции школьников, используя задания и упражнения УМК. Технология проблемного диалога соответствует интересам, возрастным и реальным возможностям учеников 5 класса.
Проблемно-диалогический урок даёт учителю возможность проектировать и конструировать социальную среду развития учащихся. Ученик активно участвует в учебном процессе, который имеет деятельностную направленность. Результатом такого обучения становится готовность осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур.
УМК позволяет активно использовать технологию проблемного диалога с целью заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
На первом этапе урока создаётся проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Она должна быть интересной, доступной и понятной школьникам. После осознания проблемной ситуации школьники самостоятельно формулируют вопрос, искать ответ на который они будут на протяжении урока.
Второй этап — актуализация имеющихся у учеников знаний для решения поставленной задачи. Учитель делает акцент на те знания. которые понадобятся школьникам для изучения новой темы.
Третий этап — поиск решения проблемы учениками, он посвящен совместному «открытию» знаний. Технология проблемно-диалогического обучения предполагает три способа поиска решения поставленной проблемы: побуждающий диалог, подводящий от проблемы диалог и подводящий без проблемы диалог. Данные методы поиска решения учебной проблемы позволяют организовать подлинно творческую деятельность учеников, развивать их речь и логическое мышление.
Четвёртый этап — выражение решения. УМК представляет различные варианты представления результата работы в виде схемы, таблицы, словесного высказывания, экскурсии и т. д.
Пятый этап— применение знаний учениками. На этом этапе могут применяться индивидуальная или групповая форма работы.
Последний этап урока посвящен рефлексии и подведению итогов работы. Рефлексия может быть организована через подведение итога урока по вопросам плана, оценочные листы, сигнальные карточки.
Рассмотрим примеры использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе на основе УМК «Английский в фокусе — 5».
Тема урока |
Приёмы реализации технологии проблемно-диалогического обучения |
Целевое назначение |
1.Школы Англии |
Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» (фотографии разных типов школ), подводящий диалог |
Метод постановки учебной проблемы, предъявление материала, захватывающего внимание учеников |
2.Британские сувениры |
Прием «знаю- не знаю», приём «группировка» |
Организация побуждающего диалога с целью определения темы урока и вопроса для исследования, актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы |
3. Типичный английский дом (заполнение плана) |
Приём «столкновения разных мнений учеников», приём представления практического задания, не сходного с предыдущими |
Создание проблемной ситуации, открытие и применение нового знания, выражение решения в виде составления плана |
4. Американские киногерои (создание постера) |
Приём «задание на ошибку», приём «исключение» |
Актуализация учениками своих знаний, создание проблемной ситуации, представление решения проблемы в виде постера |
5. Пушистые друзья (краткое описание характеристика животного) |
Приём «удивляй», приём «исследовательское задание» |
Выдвижение и проверка гипотезы, поиск решения проблемы, решение в виде словесной характеристики животного |
6.Достопримечательности (ролевая игра «Экскурсия») |
Прием «словесная паутина», заполнение таблицы, побуждающий диалог |
Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока, актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы |
7. Погода (создание веб-страницы с таблицей и географической картой) |
Приём «с удивлением» (между житейским представлением учащихся и научным фактом») |
Побуждающий к гипотезе диалог, поиск решения проблемы, открытие и применение нового знания |
8. День Благодарения (создание викторины) |
Подводящий диалог для открытия нового знания |
Обеспечение творческой деятельности учеников, создание проблемной ситуации |
9. Лондон (описание достопримечательности) |
Приём «тема- вопрос- план» |
Формирование логического мышления и речи учащихся, поиск решения проблемы |
10. Шотландия (настольная игра) |
Побуждающий диалог к открытию новых знаний путём проб и ошибок |
Выполнение мыслительных заданий, выражение решения через ролевую игру |
Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения позволяет ученикам посредством диалога поставить учебную проблему и вызывает у них интерес к изучаемому материалу. Учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует изучение нового материала. Процесс получения новых знаний с использованием технологии проблемного диалога является более эффективным и интересным за счёт использования методов постановки проблемы, формирования познавательной мотивации, методов поиска решения и продуктивных заданий, что даёт возможность эффективно реализовать требования ФГОС.
Литература:
- Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык: Английский в фокусе / Spotlight: Учебник для 5 кл. общеобразоват. организаций — Москва: Просвещение, 2014. — 164 с.
- Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык: Книга для учителя. 5 класс / учебное пособие для общеобразоват. организаций — Москва: Просвещение, 2017. — 192 с.
- Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 5–55.
- Мельникова Е. Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. Образовательная система «Школа 2100". Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов.М., Баласс, 2009. С. 164–283.
- Образовательные технологии. Сборник материалов. — М.: Баласс, 2008. — 160 с.
- Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. Мельников Е. Л. // Начальная школа: плюс До и После, № 9, 2012 г.