Значение дидактических игр при подготовке креативно способных учеников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Мамадалиев, Б. К. Значение дидактических игр при подготовке креативно способных учеников / Б. К. Мамадалиев. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 34-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14048/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье показано значение дидактических игр при повышении креативных способностей учеников. Приведен ряд логических и дидактических игр, даны способы их решения и правила составления аналогичных задач.

Ключевые слова: креативно развитых, дидактических игр, логические задачи, решение задач, разделение жидкостей, фальшивой монеты, предугадать, повышение эффективности, обучение математике.

Одни из основных задач народного образования это подготовка креативно развитых учеников к высшему образованию. Преподаватели математики имеют огромные возможности при решении этой задачи. Одним из таких возможностей являются на уроках математики и факультативных занятиях обучение учеников различным способам решения логических задач и дидактических игр.

Логические задачи заслуживают внимания не только в силу их внешней занимательности, но и потому, что решение их, как и решение задач математических, способствует развитию сообразительности, настойчивости, умения находить в условии задачи то «слабое место», использование которого приводит, в конечном счете, к решению задачи. Приведем несколько типичных примеров:

Игра Баше

Из кучи, содержащей сначала п предметов, двое играющих берут поочередно каждый раз по произвольному числу предметов (но не меньше одного и не больше а предметов за один раз). Выигрывает тот.

Цзяньшидзы (игра сдвумя кучами предметов)

Значительно сложнее теория китайской народной игры цзяньшидзы («выбирание камней»). Условия ее таковы.

Из двух куч, состоящих из любых предметов, двое играющих поочередно могут брать либо: 1) произвольное число предметов из одной кучи (хоть сразу все предметы, но не меньше одного), либо 2) одновременно по одинаковому (тоже произвольному) числу предметов, но не меньше, чем по одному предмету из каждой кучи.

Выигравшим считается игрок, который при очередном ходе заберет все оставшиеся предметы.

Ним (игра стремя кучами предметов)

Происхождение этой игры неизвестно, сущность же ее такова: даны три кучи предметов; двое играющих могут поочередно брать произвольное число предметов (но не меньше одного) из одной какой-нибудь кучи (каждый раз выбор ее предоставляется на усмотрение игрока). Выигрывает тот.

Выявление фальшивой монеты

Большую популярность в последние годы приобрели задачи на выявление фальшивой монеты, которая отличается от нормальных монет только своим весом.

В простейшем варианте требуется с помощью k взвешиваний на равноплечих весах выявить единственную фальшивую монету из кучи, содержащей всего п=3к монет.

Здесь достаточно, разбив монеты на три группы по 3к-1 монет в каждой, положить любые две группы на чашки весов, что сразу выявит группу из 3к-1 монет, содержащую фальшивую монету.

Поступая с этой группой таким же образом, выявим группу из 3к-2 монет, содержащую фальшивую монету и. т.д. Значительно труднее задачи, в условии которых не указывается, легче или тяжелее фальшивая монета.

Задачи на разделение жидкостей

Из полного сосуда емкостью в 8 литров надо отлить 4 литра молоко, пользуясь двумя пустыми сосудами емкостью в пять и в три литра.

Допустим, что мы отольем сначала в средний сосуд 5 литров. Если дальше избегать явно лишних, удлиняющих решение действий, то легко прийти к решению, характеризуемому схемой:

8, 0, 0→3, 5, 0→3, 2, 3→6, 2, 0→6, 0, 2→1, 5, 2→1, 4, 3→4, 4, 0.

Из этой схемы видно, что из большого сосуда жидкость каждый раз отливают в пустой средний сосуд, а затем возвращают назад порциями, равными емкости малого сосуда.

В другом способе решения задачи малый и средний сосуды меняются ролями: жидкость из большого сосуда отливают в пустой малый сосуд и возвращают обратно порциями, равными емкости среднего сосуда:

8, 0, 0→5, 0, 3→5, 3, 0→2, 3, 3→2, 5, 1→7, 0, 1→7, 1, 0→4, 1, 3→4, 4, 0.

Если в общем случае обозначить через a, b, c (a- четное число, a>b>c и, конечно, ) емкости трех сосудов, то при взаимно простых b и с и при оба способа ведут к цели, что следует из разрешимости в целых положительных числах уравнений:

и ,

отвечающих соответственно первому и второму способу.

Но уже при a=b+c-2 один из способов может оказаться непригодным, но тогда обязательно другой способ приведет к цели. Например, при a=20, b=13 и c=9 десять литров молоко отделить можно только вторым способом.

Действительно: (20,13,9)→(2,9,9) →(2,13,5) →(15,0,5) →(12,5,0) →(6,5,9) →(6,13,1) → (19,0,1) →(19,1,0) →(10,1,9) →(10,10,0). Задавая на a, b, c различные значения можно составить пакет аналогичных задач с разными трудностями. Используя эти задачи на уроках математики можно выбрать одарённых учеников по математике и развивать их креативных способностей.

При a задача может оказаться неразрешимой, в чем можно убедится, взяв, a=16, b=12, c=7.

1. Три приятеля: Андрей, Борис и Вадим- сидели без головных уборов друг за другом, причем Борису и Вадиму было запрещено оглядываться назад. Борис же видел голову сидящего внизу Вадима, а Андрей- головы обоих своих приятелей.

Из мешка, содержавшего две белые и три черные шапки (об этом все были осведомлены), каждому была надета шапка неизвестного (для него) цвета, а две шапки неизвестного (для всех) цвета остались в мешке.

Андрей заявил, что он не может определить цвета своей шапки. Борис слышал ответ Андрея и сказал, что и у него не хватает данных для определения цвета шапки, находящейся на его голове. Мог ли Вадим на основании ответов своих приятелей определить цвет своей шапки?

Особо следует отметить задачи, для решения которых требуется тщательный анализ многочисленных данных, иногда мало связанных с искомыми величинами. Например:

2. В велогонках приняли участие пять школьников. После гонок пять болельщиков заявили:

I. Серёжа занял второе место, а Коля — третье.

II. Надя заняла третье место, а Толя — пятое.

III. Толя занял первое место, а Надя — второе.

IV. Сережа занял второе место, а Ваня — четвертое.

V. Коля занял первое место, а Ваня — четвертое.

Зная, что одно из показаний каждого «болельщика» верное, а другое — неверное, найти правильное распределение мест.

Рассмотренные здесь задачи позволит сказать, что использование на уроках математики логических задач не только развивает креативные способности учеников, но и служит для повышения эффективности преподавания математики в школах.

Литература:

  1. Мирзаахмедов М.А, Исмаилов Ш. Н. “Математикадан қизиқарли ва олимпиада масалалари”. 1-часть.Т.:Турон иқбол.2017 г.
  2. Балаян Э. Н. “1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике”. 3-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.
  3. Сорокина А. И. “Дидактические игры в начальной школе”. М. — 1998 г.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, фальшивая монета, игра, куча предметов, произвольное число предметов, группа, разделение жидкостей, решение задач, содержащая фальшивая монета, урок математики.

Ключевые слова

повышение эффективности, обучение математике, логические задачи, креативно развитых, дидактических игр, решение задач, разделение жидкостей, фальшивой монеты, предугадать

Похожие статьи

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности

Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Использование коммуникативных задач для повышения прочности знаний учащихся по геометрии

В статье описаны условия и качества знаний, оказывающие влияние на прочность знаний, а также показатели, с помощью которых можно проверить прочность знаний учащихся. Предложена методика повышения прочности знаний, основанная на использовании коммуник...

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Использование активных и интерактивных форм методов в обучении студентов-экономистов математике (на примере деловой игры)

Статья посвящена формированию математической компетентности студента — экономиста, под которой подразумевается сложный феномен, выражающийся в способности/готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятел...

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Повышение мотивации к обучению геометрии через применение разноуровневых развивающих заданий

Автор статьи делится своим педагогическим опытом по применению разноуровневых развивающих заданий. Она выделяет проблемы, такие как уменьшение интереса к математике. Основная цель — воспитание личности с развитым мышлением и способностью применять зн...

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Похожие статьи

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности

Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Использование коммуникативных задач для повышения прочности знаний учащихся по геометрии

В статье описаны условия и качества знаний, оказывающие влияние на прочность знаний, а также показатели, с помощью которых можно проверить прочность знаний учащихся. Предложена методика повышения прочности знаний, основанная на использовании коммуник...

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Использование активных и интерактивных форм методов в обучении студентов-экономистов математике (на примере деловой игры)

Статья посвящена формированию математической компетентности студента — экономиста, под которой подразумевается сложный феномен, выражающийся в способности/готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятел...

Основы формирования финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности

В статье рассмотрен вопрос формирования основ финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одного из способов ф...

Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.

Повышение мотивации к обучению геометрии через применение разноуровневых развивающих заданий

Автор статьи делится своим педагогическим опытом по применению разноуровневых развивающих заданий. Она выделяет проблемы, такие как уменьшение интереса к математике. Основная цель — воспитание личности с развитым мышлением и способностью применять зн...

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.