Социально-педагогическая реабилитация по программе «Формирование здорового образа жизни»
Автор: Иванова Надежда Павловна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 06.04.2018
Статья просмотрена: 183 раза
Библиографическое описание:
Иванова, Н. П. Социально-педагогическая реабилитация по программе «Формирование здорового образа жизни» / Н. П. Иванова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14102/ (дата обращения: 15.11.2024).
Формирование здорового образа жизни — это основная и актуальная проблема. В моих двух группах 23 студента, из них несовершеннолетних — 8, сирот — 4, с проблемами слуха и зрения — 5 студентов, с диагнозом РОП ЦНС — 8 человек. С серьезными проблемами здоровья — 4 студента. С сентября отказались от курения двое, не могут отказаться от этой вредной привычки двое. Не выявлены случаи с распитиями алкогольных напитков.
Кроме этого, часто встречающимися проблемами по формированию основ здорового образа жизни — мы называем правильное питание, соблюдение распорядка дня, навыки соблюдения гигиены. В период адаптации многие студенты встречают трудности в соблюдении распорядка дня, так как находясь дома на гиперопеке большинство приучены к ненормированному образу жизни. Доширак, и кока колу считают праздничной едой, и при каждой возможности стараются приобрести в магазине. Особенно сельские не приучены к навыкам личной гигиены, отказываются чистить зубы, принимать душ. Почти все не умеют стирать одежду, носки, чистить обувь. При этом каждому студенту нужен индивидуальный подход и контроль за выполнением порученных заданий.
Постоянно заняты в секциях адаптивной физической культуры-10 человек, в студии бальных танцев 8 обучающихся, в студии «Хабылык, хаамыска» — 6 человек, в кружке «ЖВН» — 5 студентов.
В техникуме-интернате создаются условия для создания комфортной среды, которая обеспечивала бы воспитание общекультурных социально-личностных компетенций выпускника, всестороннее развитие личности, способствующая освоению основная профессиональная образовательная программа соответствующего направления подготовки.
В программе «Формирование здорового образа жизни» основное внимание сосредоточено на проблемах формирования потребности к здоровому образу жизни.
Основные направления предполагаемой работы:
1. Учёт состояния здоровья студентов:
‒ анализ медицинских карт учащихся;
‒ определение групп здоровья;
‒ учёт посещаемости занятий, самоподготовки;
‒ контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы комнат, цехов;
2. Внеурочная работы:
‒ мероприятия в группах физкультурно-оздоровительной направленности;
‒ занятость в спортивных секциях;
3. Пропаганда здорового образа жизни:
‒ тематические кураторские часы, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;
‒ совместная работа органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
4. Профилактика заболеваний учащихся:
‒ обеспечение прохождения медицинской реабилитации;
‒ беседы, лекции, просмотры фильмов;
5. Тематические кураторские часы по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:
6. Диагностика по проблеме формирования здорового образа жизни.
В разделе «Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, здоровьесбережение» программы воспитательной работы ставятся основные цели и задачи: воспитание потребности в здоровом образе жизни, привитие навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, стремление к физическому самосовершенствованию; ценностное отношение к своему здоровью; активное занятие спортом;
Основные тематические мероприятия техникума-интерната, направленные на тематику программы: посещение зоопарка «Орто дойду», реализация проекта «Харысхал», спортивные игры на свежем воздухе «Жаркие проводы холодной зимы», выставки «Здоровый образ жизни», «Байанай алгыьа», встречи со спортсменами, с интересными людьми», акции по ЗОЖ, библиотечные уроки, спортивные соревнования и другие. Тематика кураторских часов в группах по этому направлению: «Твое место в жизни», «Здоровый образ жизни-залог отличной учебы», «Как восстановить силы после умственной или физической работы», «Вредные привычки и наше здоровье», «Климат и работоспособность человека», «Сегодня здесь, а завтра?», «Славлю свою профессию!», «В здоровом теле здоровый дух».
Кроме этого, разработана и внедряется программа курса «Жизненно важные навыки». Программа включает в себя обучение жизненно важным навыкам, как специальная дидактическая задача. Жизненно важные навыки — комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально-адекватному поведению, позволяющий молодым людям с ограниченными возможностями продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни.
Обучение молодого инвалида жизненно важным навыкам может помочь ему справиться с проблемами, которые встают перед ним, а также способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, умению нести ответственность за свои действия.
Изучение данной программы научит познавать свой характер, свои достоинства, недостатки. Взаимодействовать с окружающими, установить и поддерживать дружеские взаимоотношения, правильно вести себя в любых ситуациях общения, грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях.
Цель программы: развитие у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья социально значимого комплекса жизненно важных навыков.
Задачи:
- Ознакомление с комплексом жизненно важных навыков, возможность систематической и последовательной тренировки этих навыков, что обеспечивает их формирование и развитие.
- Формирование навыков эффективной адаптации в обществе, формирование устойчивых основ здорового образа жизни;
- Знание об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием.
На реализацию программы отведено 35 часов за учебный год. Выбрано примерно 35 актуальных тем занятий: «Что ты знаешь о себе», «Твои чувства», «Как изменить настроение», «Твои поступки», «Твои привычки», «Как научиться разговаривать с людьми», «Что такое интонация», «Как научиться преодолевать трудности», «Умеешь ли ты дружить?», «Твоя группа», «Какой у тебя характер», «Как воспитать свой характер», «Как сказать «нет» и отстоять своё мнение», «Помоги себе сам», «Сила воли», «Как защитить себя от наркотиков», «Говорю курению — нет», «Как нужно укреплять свое здоровье» и другие.
Комплекс жизненно важных навыков является серьезной базой, необходимой для освоения многих современных профессий, где требуются умение общаться, решать проблемы, творческое мышление, умение справляться со стрессом.
И мы предполагаем достичь такого результата: Осознание молодыми инвалидами важности активной жизненной позиции, приобретение навыков взаимодействия с людьми, здорового образа жизни.