Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников / В. Н. Хаустова, И. В. Бондаренко, М. Н. Савоненко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14104/ (дата обращения: 15.11.2024).



Быть естественным в общении — одна из востребованных задач. Ее постоянно пытаются решать все, кто общается и работает в социуме. Человеку мешает процесс социального сравнения самого себя с другими, приписывание себе качеств, которые, как нам кажется, приписывают нам эти другие. Если искажение происходит не в нашу сторону, то это мешает общению с окружающими. Такого рода тенденция смотреть на себя как бы со слов других, получила название «комплекса неполноценности». Особенно страдают в современном мире этим «недугом» молодые люди чаще мужского пола, начиная с подростков и заканчивая уже вполне сформировавшимися молодыми людьми. Для человека с этим комплексом сначала имеет значение, как на него смотрят другие, а затем он уже и сам начинает отрицательно оценивать себя. Имея такой комплекс, трудно совершенствоваться, общаться. Поэтому единственно правильным путем постижения техники общения в данном случае является полное погружение в общение, реакция только на реально существующие действия собеседника.

Чтобы помочь молодому поколению адаптироваться в социуме на стадии поступления в школу, по-нашему мнению, следует обратить внимание в образовательном процессе на учебную дискуссию. Педагоги, старающиеся развивать творческое мышление школьников, рекомендуют строить учебную дискуссию так, чтобы давать ученикам возможность самим принимать решения, анализировать возникшие проблемы, строить действия в соответствии с принятыми решениями. Однако традиционный урок не совсем подходит к ведению дискуссий. Как же совершить переход от обычного урока к живому творческому обсуждению темы, решению возникающих то и дело проблем, задач во время учебного процесса?

Один из способов — распространенная в практике эволюционирующая дискуссия. Кажется, что она появляется сама собой, без вмешательства извне. Однако, чтобы она возникла, у детей в условиях обычного урока должна быть возможность обсуждать свои мысли, мнения с учителем и друг с другом. Это значит, что сам учитель должен быть настроен на возможность такого обсуждения, заинтересованно относиться к высказываниям детей. В этом случае взаимодействие учителя с детьми переходит в учебную дискуссию.

Опыт учебных дискуссий позволяет нам выстроить последовательность по степени увеличения инициативности участников: дискуссия с учителем в роли ведущего («эволюционирующая» дискуссия); дискуссия с учащимся в роли ведущего;-дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся).

Существует ряд разновидностей организации обмена мнениями. К ним относятся:

‒ «круглый стол» — беседа «на равных», где участвует 4–5 человек, во время которой участники обмениваются мнениями как между собой, так и с классом;

‒ «заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») (4–6 учеников с заранее назначенным председателем обсуждают проблему, а затем излагают свое мнение классу. Каждый выступает с кратким, лаконичным, понятным всем сообщением;

‒ форум» — похожее обсуждение, в ходе которого группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);

‒ «симпозиум» — обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, излагают свою точку зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса);

‒ «дебаты» — обсуждение на основе заранее подготовленных выступлений представителей двух команд –соперников, после чего задаются вопросы как с одной, так и с другой стороны;

‒ «судебное заседание» — обсуждение, дублирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Среди различного рода обсуждений особняком стоит «техника аквариума». Это коллективное общение, которое обычно применяется при работе с материалом, вызывающим конфликты, разногласия. «Техника аквариума» выглядит так: ставится учителем проблема, группам дается небольшое время для обсуждения и определения общей точки зрения. Представители групп собираются в середине класса, высказывают и отстаивают позицию своей группы. Кроме этих представителей, никто не имеет права высказаться, но группы могут передавать «подсказки» своим представителям с помощью записок. «Аквариумное» обсуждение заканчивается тогда, когда истечет время, или после принятия общего решения. Затем следует его критический разбор всем классом.

В начальных классах активно используется одна из деталей учебной дискуссии — вопросы учителя и ответы учащихся. Педагогические исследования и наш опыт показали, что на характере учебного диалога в классе влияет продолжительность паузы, которую делает учитель, ожидая ответа на поставленный им вопрос. Когда пауза продолжается от 3 до 5 сек, многое сразу меняется: увеличивается продолжительность и количество ответов детей; повышается их уверенность в своей правоте, исчезает боязнь ошибиться, появляется творческая направленность мышления детей, суждения их становятся более обстоятельными; учащиеся задают больше вопросов, предлагают больше идей, каких-то совместных действий. Дети чаще обращают внимание на высказывания одноклассников, возрастает число положительных реакций на реплики учителя. Опыт показал, что при этом должно меняться и преподавание в целом: учитель должен разнообразить свои действия; обдумывать при подготовке к уроку количество и характер задаваемых учащимся вопросов; их должно быть меньше, но они должны стать качественнее, не требовать односложных ответов. Учитель должен меньше сосредоточивать внимание на способных детях, благожелательнее обноситься к отстающим ученикам, чаще вовлекать их в учебную дискуссию.

Когда ответ ученика нечеткий, учитель прямо, но тактично говорит об этом (например: «Кажется, я не очень понимаю, что ты имеешь в виду», «Я не уверен (а), что правильно понимаю тебя», «Мне не совсем понятно, каким образом то, что ты говоришь, связано с данным вопросом» и т. д.). Еще один прием побуждения к активности— предложение продолжить высказывания на данную тему. Оно обычно облекаются в косвенную форму: «Эта мысль звучит многообещающе. Интересно было бы развить ее подробнее» или: «Это очень интересно. Ты не мог(ла) бы немного подробнее поделиться впечатлениями?» Тогда учащийся старается точнее выразить свои мысли и чувства. Ученикам больше нравятся такого вида работа, чем прямые ответы. От этого пропадает интерес не только к учению, но и к общению, и, в конце концов, слышны на уроках односложные «куцые» ответы на вопросы учителя.

Задолго до организации учебных дискуссий важно создать в классе атмосферу доброжелательности и внимания к каждому. Дети всегда чувствуют заинтересованное отношение к ним, видя, что учитель выслушивает каждого и относится к каждому с равным вниманием и уважением — как к личности, так и к высказываемой точке зрения.

Один из самых сложных вопросов для учителя, прежде всего — реакция на ошибки учащихся. Хочется сказать: «Ты не прав, слушай, как надо». Общее правило состоит в том, чтобы тактичными репликами (не более!), можно с помощью вопросов прояснять ситуацию, фактические данные, использованные в высказываемых мнениях, побуждая задуматься о логике выбранных решений. Учитель обязательно просит ребенка доказать свои выводы, умозаключения, назвать источники информации. Например: «Что означает этот термин?» или «Какой именно вопрос мы в данном случае пытаемся решить?» и т. д.

Учителю важно не терять ниточки обсуждения, дискуссии. В случаях ухода от темы можно заметить: «Кажется, мы отошли от темы…». В некоторых случаях необходимо сделать даже остановку, паузу, чтобы подвести микроитог. В конце дискуссии подводится общий итог, обязательно привязав вывод к практическому применению полученных результатов.

Вопросы дискуссионной грамотности носят социальный характер. Решение спорного вопроса определяется уровнем развития мышления и коммуникативных умений учащихся. В этом смысле обучение ведению дискуссии связано с освоением не столько фактических знаний, сколько с умением выслушивать, взвешивать различные точки зрения и проявлять креативность к их содержанию, к оппонентам. Таким образом, обсуждение спорных насущных вопросов — благоприятный материал для формирования личностных качеств в современных социокультурных условиях. Модель учебной дискуссии очень эффективна, она служит подготовкой к формированию существующей в современном обществе культуры демократического обсуждения проблем.

Литература:

  1. Брунер, Д. Процесс обучения. [Текст] / Д.Брунер — М., 2002
  2. Брунер Д. и др. Исследование развития познавательной деятельности [Текст] /.Д.Брунер — М., 2001.
  3. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст] / С. Ю. Курганов- М., 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная дискуссия, учитель, класс, дискуссия, мнение, обсуждение, обычный урок, ребенок, роль ведущего, эволюционирующая дискуссия.

Похожие статьи

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Формирование умения учиться как основная ролевая функция учителя на современном уроке

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Похожие статьи

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Формирование умения учиться как основная ролевая функция учителя на современном уроке

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся