Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Бондаренко Ирина Васильевна, Савоненко Марина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 09.04.2018
Статья просмотрена: 1286 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников / В. Н. Хаустова, И. В. Бондаренко, М. Н. Савоненко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14104/ (дата обращения: 19.12.2024).
Быть естественным в общении — одна из востребованных задач. Ее постоянно пытаются решать все, кто общается и работает в социуме. Человеку мешает процесс социального сравнения самого себя с другими, приписывание себе качеств, которые, как нам кажется, приписывают нам эти другие. Если искажение происходит не в нашу сторону, то это мешает общению с окружающими. Такого рода тенденция смотреть на себя как бы со слов других, получила название «комплекса неполноценности». Особенно страдают в современном мире этим «недугом» молодые люди чаще мужского пола, начиная с подростков и заканчивая уже вполне сформировавшимися молодыми людьми. Для человека с этим комплексом сначала имеет значение, как на него смотрят другие, а затем он уже и сам начинает отрицательно оценивать себя. Имея такой комплекс, трудно совершенствоваться, общаться. Поэтому единственно правильным путем постижения техники общения в данном случае является полное погружение в общение, реакция только на реально существующие действия собеседника.
Чтобы помочь молодому поколению адаптироваться в социуме на стадии поступления в школу, по-нашему мнению, следует обратить внимание в образовательном процессе на учебную дискуссию. Педагоги, старающиеся развивать творческое мышление школьников, рекомендуют строить учебную дискуссию так, чтобы давать ученикам возможность самим принимать решения, анализировать возникшие проблемы, строить действия в соответствии с принятыми решениями. Однако традиционный урок не совсем подходит к ведению дискуссий. Как же совершить переход от обычного урока к живому творческому обсуждению темы, решению возникающих то и дело проблем, задач во время учебного процесса?
Один из способов — распространенная в практике эволюционирующая дискуссия. Кажется, что она появляется сама собой, без вмешательства извне. Однако, чтобы она возникла, у детей в условиях обычного урока должна быть возможность обсуждать свои мысли, мнения с учителем и друг с другом. Это значит, что сам учитель должен быть настроен на возможность такого обсуждения, заинтересованно относиться к высказываниям детей. В этом случае взаимодействие учителя с детьми переходит в учебную дискуссию.
Опыт учебных дискуссий позволяет нам выстроить последовательность по степени увеличения инициативности участников: дискуссия с учителем в роли ведущего («эволюционирующая» дискуссия); дискуссия с учащимся в роли ведущего;-дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся).
Существует ряд разновидностей организации обмена мнениями. К ним относятся:
‒ «круглый стол» — беседа «на равных», где участвует 4–5 человек, во время которой участники обмениваются мнениями как между собой, так и с классом;
‒ «заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») (4–6 учеников с заранее назначенным председателем обсуждают проблему, а затем излагают свое мнение классу. Каждый выступает с кратким, лаконичным, понятным всем сообщением;
‒ форум» — похожее обсуждение, в ходе которого группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);
‒ «симпозиум» — обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, излагают свою точку зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса);
‒ «дебаты» — обсуждение на основе заранее подготовленных выступлений представителей двух команд –соперников, после чего задаются вопросы как с одной, так и с другой стороны;
‒ «судебное заседание» — обсуждение, дублирующее судебное разбирательство (слушание дела).
Среди различного рода обсуждений особняком стоит «техника аквариума». Это коллективное общение, которое обычно применяется при работе с материалом, вызывающим конфликты, разногласия. «Техника аквариума» выглядит так: ставится учителем проблема, группам дается небольшое время для обсуждения и определения общей точки зрения. Представители групп собираются в середине класса, высказывают и отстаивают позицию своей группы. Кроме этих представителей, никто не имеет права высказаться, но группы могут передавать «подсказки» своим представителям с помощью записок. «Аквариумное» обсуждение заканчивается тогда, когда истечет время, или после принятия общего решения. Затем следует его критический разбор всем классом.
В начальных классах активно используется одна из деталей учебной дискуссии — вопросы учителя и ответы учащихся. Педагогические исследования и наш опыт показали, что на характере учебного диалога в классе влияет продолжительность паузы, которую делает учитель, ожидая ответа на поставленный им вопрос. Когда пауза продолжается от 3 до 5 сек, многое сразу меняется: увеличивается продолжительность и количество ответов детей; повышается их уверенность в своей правоте, исчезает боязнь ошибиться, появляется творческая направленность мышления детей, суждения их становятся более обстоятельными; учащиеся задают больше вопросов, предлагают больше идей, каких-то совместных действий. Дети чаще обращают внимание на высказывания одноклассников, возрастает число положительных реакций на реплики учителя. Опыт показал, что при этом должно меняться и преподавание в целом: учитель должен разнообразить свои действия; обдумывать при подготовке к уроку количество и характер задаваемых учащимся вопросов; их должно быть меньше, но они должны стать качественнее, не требовать односложных ответов. Учитель должен меньше сосредоточивать внимание на способных детях, благожелательнее обноситься к отстающим ученикам, чаще вовлекать их в учебную дискуссию.
Когда ответ ученика нечеткий, учитель прямо, но тактично говорит об этом (например: «Кажется, я не очень понимаю, что ты имеешь в виду», «Я не уверен (а), что правильно понимаю тебя», «Мне не совсем понятно, каким образом то, что ты говоришь, связано с данным вопросом» и т. д.). Еще один прием побуждения к активности— предложение продолжить высказывания на данную тему. Оно обычно облекаются в косвенную форму: «Эта мысль звучит многообещающе. Интересно было бы развить ее подробнее» или: «Это очень интересно. Ты не мог(ла) бы немного подробнее поделиться впечатлениями?» Тогда учащийся старается точнее выразить свои мысли и чувства. Ученикам больше нравятся такого вида работа, чем прямые ответы. От этого пропадает интерес не только к учению, но и к общению, и, в конце концов, слышны на уроках односложные «куцые» ответы на вопросы учителя.
Задолго до организации учебных дискуссий важно создать в классе атмосферу доброжелательности и внимания к каждому. Дети всегда чувствуют заинтересованное отношение к ним, видя, что учитель выслушивает каждого и относится к каждому с равным вниманием и уважением — как к личности, так и к высказываемой точке зрения.
Один из самых сложных вопросов для учителя, прежде всего — реакция на ошибки учащихся. Хочется сказать: «Ты не прав, слушай, как надо». Общее правило состоит в том, чтобы тактичными репликами (не более!), можно с помощью вопросов прояснять ситуацию, фактические данные, использованные в высказываемых мнениях, побуждая задуматься о логике выбранных решений. Учитель обязательно просит ребенка доказать свои выводы, умозаключения, назвать источники информации. Например: «Что означает этот термин?» или «Какой именно вопрос мы в данном случае пытаемся решить?» и т. д.
Учителю важно не терять ниточки обсуждения, дискуссии. В случаях ухода от темы можно заметить: «Кажется, мы отошли от темы…». В некоторых случаях необходимо сделать даже остановку, паузу, чтобы подвести микроитог. В конце дискуссии подводится общий итог, обязательно привязав вывод к практическому применению полученных результатов.
Вопросы дискуссионной грамотности носят социальный характер. Решение спорного вопроса определяется уровнем развития мышления и коммуникативных умений учащихся. В этом смысле обучение ведению дискуссии связано с освоением не столько фактических знаний, сколько с умением выслушивать, взвешивать различные точки зрения и проявлять креативность к их содержанию, к оппонентам. Таким образом, обсуждение спорных насущных вопросов — благоприятный материал для формирования личностных качеств в современных социокультурных условиях. Модель учебной дискуссии очень эффективна, она служит подготовкой к формированию существующей в современном обществе культуры демократического обсуждения проблем.
Литература:
- Брунер, Д. Процесс обучения. [Текст] / Д.Брунер — М., 2002
- Брунер Д. и др. Исследование развития познавательной деятельности [Текст] /.Д.Брунер — М., 2001.
- Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст] / С. Ю. Курганов- М., 2008.