Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Поможем друзьям» с использованием строительного материала
Автор: Лавриненко Светлана Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 19.04.2018
Статья просмотрена: 5888 раз
Библиографическое описание:
Лавриненко, С. А. Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Поможем друзьям» с использованием строительного материала / С. А. Лавриненко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14125/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье приводится пример проведения сюжетно-ролевой игры.
Ключевые слова: игра, дети, космос, ракета, невесомость.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в огромный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
В. А. Сухомлинский
В развитии ребенка роль сюжетно-ролевой игры очень велика. Существуют разные виды игр. Одни развивают мышление и кругозор, другие — ловкость и силу, третьи — конструкторские навыки детей. Все они нужны и по-своему полезны детям. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, — это творческие или сюжетно-ролевые игры.
С помощью сюжетно-ролевой игры у ребенка развивается воображение, речь, развивается личность ребенка, так как во время сюжетно-ролевой игры ребенок может примерять на себя различные роли. Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», популярные 20–30 лет назад. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов, совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.
Пример проведения сюжетно-ролевой игры:
Цель: Способствовать объединению детей, распределять роли, доводить начатое дело до конца.
Образовательная задача: Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Продолжать учить детей, самостоятельно определять и продумывать замысел игры. Реализовывать и развивать сюжет строительства по схемам, используя различные строительные материалы и их заменители. Обучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
Развивающая задача: Отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь, навыки речевого общения. Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве, творческие способности. Закреплять умения усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к строительным профессиям, уважение к общественно — полезному труду. Поощрять желание придумывать новые темы для игры.
Словарная работа: космонавт, планеты, врач, медицинская сестра, схема, водитель, блоки, а также активизировать в речи детей названия профессий и строительных материалов.
Игровые действия: Выбор объекта строительства, строительного материала. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
Игровой материал: Строительный материал, модуль ракеты, модуль автобуса, модуль — ширма космоса, атрибуты к игре «Невесомость», руль, медикаменты, конструкторы, шапочки — звездочки, карточки обозначения, строительный шлем и набор инструментов, настольный конструктор, атрибуты к игре «Больница».
Предварительная работа. Рисование различных эскизов ракет, кораблей. Рассматривание и чтение детских книг по теме «Строитель». Беседа о профессиях — архитектор, строитель, космонавт, врач и медицинская сестра, водитель об их орудиях труда.
Игровые роли: космонавт, механик, строители, радист, доктор, водитель.
Ход сюжетно-ролевой игры:
Вводная часть.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И сейчас играть начнем.
Звучит музыка (дети закрывают глаза, воспитатель во время музыки надевает на головы шапочки звездочек).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а мы с вами оказались на сказочной планете. Давайте мы с вами погуляем, полюбуемся красотой звездного неба. В космосе много планет, звезд разной величины, а вот там далеко, далеко наша планета — Земля. Но посмотрите, на этой планете нет совсем игрушек, нет наших друзей, как- то становится здесь холодно и неуютно. Давайте покинем эту планету и поищем наших друзей. Как же нам попасть опять на землю. Что для этого нужно сделать?
(Дети предлагают разные варианты).
Воспитатель: Предлагаю решить, на чем мы полетим? (Космическом корабле, ракете).
Нужно построить ракету — ответ детей.
Но ракету нужно построить правильно и я вам хочу предложить рассмотреть схему ракеты.
Дети рассматривают схему, выделяют основные части. (затем рисуют основные части на подносе, где насыпана манка).
Очень хорошо! Вы запомнили, как нужно строить ракету?
Для полета в космос нам нужен кто? Правильно — Командир. Давайте подумаем, каким он должен быть. Чем он занимается в полете? (Командир должен быть: сильным, смелым, ловким, отважным, решительным. Он управляет всем полетом). Кто из вас будет командиром? (дети делают свой выбор с помощью карточек с символами).
Кто еще нам понадобится, для того, чтобы построить ракету? Конструктор. Кого мы можем выбрать конструктором?
Кто же будет связываться с Землей и другими планетами?- Радист.
Какие его обязанности на ракете?
А теперь давайте согласно принятой роли будем выполнять работу. (Дети выполняют постройку ракеты)
Вот теперь наша ракета готова, и мы можем отправиться в путь на нашу Землю. А кто мы сейчас?
Правильно, космонавты. Космонавты люди сильные и здоровые, они могут преодолевать любые трудности. А вы хотите, ребята, быть самыми сильными и здоровыми?
Всегда перед полетом космонавты проходят медицинский осмотр. Давайте мы тоже обратимся в поликлинику и пройдем медицинский осмотр. Ребята, посмотрите, на этой планете есть медицинский пункт.
В этом домике врачи.
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых.
Внимание, внимание, уважаемые космонавты. На нашей планете, где работает много космонавтов, наконец-то, открывается медицинский пункт. Если вы заболели или решили проверить своё здоровье, вам помогут наши врачи: терапевт и окулист. Если вам назначили какие-то процедуры, то можете посетить процедурный кабинет. А ещё у нас работает аптека.
Сегодня для всех космонавтов объявляется всеобщий медицинский осмотр. Космонавты — это опасная профессия, в космосе нужны здоровые люди. Через несколько минут в поликлинике начнётся приём посетителей. Медицинские работники начинают готовить свои рабочие места. (Дети поочередно приходят, рассказывают о своих проблемах, проходят лечение и готовятся к отлету). Прежде, чем нам отправиться в полёт, и набраться сил, для этого нужно выполнить космическую физкультминутку.
В небе ясном солнце светит, (потянуться, руки вверх)
Космонавт летит в ракете, (соединить руки вверху)
А внизу леса, поля, (наклониться вперёд)
Расстилается земля (руки развести в стороны)
Всё готово к полёту! Осталось запустить нашу ракету. Экипаж, встаньте вокруг ракеты, возьмитесь за руки, закройте глаза! Начинаем обратный отсчёт: 5.4.3,2,1, пуск! Ура! Мы летим! Наша ракета держит курс на Землю.
В космосе всегда бывает невесомость, поэтому, пока мы будем лететь, давайте поиграем в игру «Космическая невесомость»
Мы с полёта возвратились
И на землю приземлились!
Открывайте глаза, ребята! Мы прилетели! И так, вот она, наша Земля. Что же нас ждёт на ней? Ребята, посмотрите, а вон там на дороге нас встречает автобус. Но, у водителя, наверное, что — то случилось. Давайте, подойдем и узнаем. (Дети выясняют причину, предлагают свою помощь, чтобы отремонтировать автобус. Достраивают и ремонтируют автобус. Для того, чтобы ни чего плохого не случилось в поездке выбирают ребенка, который играет роль светофора).
Водитель автобуса объявляет посадку пассажиров, и предлагает приобрести билеты).
Не забудьте о правилах поведения в общественном транспорте.
Дети: Во время движения нельзя руками трогать двери, громко разговаривать, высовываться в окна.
Как называются те люди, которые едут в автобусе?
Дети: Пассажиры.
— Правильно. Пассажиры.
Шофер: И так, поехали!
«Качу, лечу во весь опор,
Я сам шофер и сам мотор!
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль». (Дети, соблюдая правила дорожного движения под веселую музыку едут по городу).
Шофер остановка. Мы прибыли в детский сад № 85.
Посмотрю-ка я на вас, вы ребята, суперкласс, ловкие и смелые. А проездные билеты вы сохранили? Воспитатель предлагает построиться согласно номерам на билетах. Дети строятся и прочитывают слово «Молодцы».
Оценка игры:
Ребята вам понравилось играть? Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего? Я предлагаю вам построить из настольного конструктора объекты, которые понравились больше всего. Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу.
Руководство игрой:
Во время проведения беседы с детьми слежу за тем, чтобы дети по желанию брали себе роли, а во время игры постоянно наблюдаю и напоминаю о проявлении друг к другу доброжелательных отношений; расширяю содержание игры, уточняю игровых действий и исполнения ролей, применяю наводящие вопросы, советы, рекомендации; применяю участие самого воспитателя в игре, по окончании игры отмечаю дружные действия детей, обсуждение игры, отмечаю положительные взаимоотношения её участников.
Литература:
- Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. — Москва: Форум, 2009. — 142 c.
- Бычкова С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С. С. Бычкова. — М.: Аркти, 2011. — 96 с.
- Воспитание детей в игре/ Д. В. Менджерицкая, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и др.; сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Просвещение, 2003. — 190 с.
- Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5–7 лет)/ Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 4. — С. 84–92.
- Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 6. — С. 6–7.
Похожие статьи
Сюжетно-ролевые игры как средство развития мотивации у обучающихся 7-х классов на уроках истории
В статье рассматриваются приемы сюжетно-ролевой игры как средство развития мотивации в 7 классе на уроках истории.
Разработка и создание развивающей детской эко-игрушки “Космическое приключение”
Целью исследования является разработка и создание развивающей настольной эко-игры для детей от трех лет.
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Дидактическая игра «Попробуй повтори!» для детей логопедической группы с ТНР с 5 до 7 лет
В данной статье предложены различные варианты дидактической игры «Попробуй повтори», основной целью которой является активизация словарного запаса детей с общим недоразвитием речи через подбор и проговаривание слов, обозначающих пространственные отно...
Программирование в среде Scratch в целях создания викторины-игры «Интересный космос» для начальной школы
В статье автор исследует среду программирования «Scratch 3» с ее возможностями и особенностями с целью создания викторины-игры «Интересный космос» с помощью программы «Scratch 3».
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Сценарий экологического развлечения в подготовительной группе «Мы помощники природы»
Данный сценарий является частью проектной деятельности по теме: «Юные экологи».
Интерактивная дидактическая игра «Своя игра»
В статье приводится описание механизма создания авторской разработки интерактивной дидактической игры «Своя игра».
Похожие статьи
Сюжетно-ролевые игры как средство развития мотивации у обучающихся 7-х классов на уроках истории
В статье рассматриваются приемы сюжетно-ролевой игры как средство развития мотивации в 7 классе на уроках истории.
Разработка и создание развивающей детской эко-игрушки “Космическое приключение”
Целью исследования является разработка и создание развивающей настольной эко-игры для детей от трех лет.
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Дидактическая игра «Попробуй повтори!» для детей логопедической группы с ТНР с 5 до 7 лет
В данной статье предложены различные варианты дидактической игры «Попробуй повтори», основной целью которой является активизация словарного запаса детей с общим недоразвитием речи через подбор и проговаривание слов, обозначающих пространственные отно...
Программирование в среде Scratch в целях создания викторины-игры «Интересный космос» для начальной школы
В статье автор исследует среду программирования «Scratch 3» с ее возможностями и особенностями с целью создания викторины-игры «Интересный космос» с помощью программы «Scratch 3».
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Сценарий экологического развлечения в подготовительной группе «Мы помощники природы»
Данный сценарий является частью проектной деятельности по теме: «Юные экологи».
Интерактивная дидактическая игра «Своя игра»
В статье приводится описание механизма создания авторской разработки интерактивной дидактической игры «Своя игра».