Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абдуллаев, Абдужаббор. Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования / Абдужаббор Абдуллаев, Л. А. Кадирова, Мухаммад Азиз Тургунов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14130/ (дата обращения: 19.12.2024).



Государственная Концепция Республики Узбекистан по дальнейшему совершенствованию информационных и коммуникационных технологий [1] углубляет и расширяет процесс информатизации общественной жизни, стимулирует развитие всех сфер экономики и, в том числе образования.

Повсеместная компьютеризация за последние 20–30 лет позволяет постепенно информатизировать как сам образовательный процесс на всех этапах постоянно совершенствующейся системы непрерывного образования, так и решение вопросов, связанных с организацией и управлением процессом образования.

Главной задачей применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе является проблема расширения познавательных возможностей, пробуждения индивидуальной заинтересованности, мотивации обучающихся в приобретении знаний, умений и навыков, способность использовать их в повседневной жизни. Настоящая статья посвящена вопросу дальнейшего совершенствования методологии применения электронных средств обучения (ЭСО) в учебном процессе.

Понятие электронных средств обучения проистекает из понятия электронного издания. Согласно классическому определению, электронное издание представляет собой совокупность текстовой, графической, речевой, музыкальной, фото-, видео- и прочей информации на любом электронном носителе, либо опубликованное в сети Интернет. Исходя из этого, электронным средством обучения является любое электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Электронное средство обучения должно отличаться высоким качеством дизайна, техничностью исполнения, полнотой информации, наглядностью, логичностью и последовательностью. Основные компоненты электронных средств обучения можно представить на рис.1. Разумеется, существуют и другие средства, которые попадают под определение ЭСО. В частности, остановимся на особенностях применения на занятиях презентаций.

Рис. 1.

В узком смысле презентация — это электронные документы особого характера. Существует множество популярных программ создания онлайн и офлайн презентаций, каждая из которых обладает своими исключительными особенностями. Как правило, офлайн презентации выполняются в офисной программе Power Point. Поэтому можно дать ещё одно определение презентации — это набор слайдов, объединённых общей темой и хранящихся в одном файле. В них широко используется совокупность текстовой, графической, речевой, музыкальной, фото-, видеоинформации, готовые варианты оформления. Основной единицей презентации является слайд. Слайд содержит различные объекты, которые представляются на общем экране в виде единой композиции. С помощью Power Point можно создавать последовательность слайдов, которую и называют презентацией.

Существует множество различных технологических приёмов и технологий, использование которых возможно для создания электронных средств обучения. Такая технология с одной стороны, должна быть относительно универсальной, с другой стороны, должна опираться на использование гипермедиа-технологий. В основе такой технологии могут быть использованы универсальные иерархические структуры, являющиеся инвариантными относительно большинства технологических, содержательных и методических нюансов современной системы образования. Они могут послужить основой универсальной технологии создания электронных средств обучения и определения формальных методов описания и структуризации содержания образовательных областей. Их формы так же широко представлены в программе Power Point. Для формирования иерархической структуры образовательной дисциплины на основе системного анализа на первом этапе необходимо выработать систему понятий образовательной области, которые будут являться вершинами графа. Затем следует выявить связи между этими вершинами или отдельными понятиями, т. е. соединить вершины между собой отрезками или рёбрами, с учётом психологии и специфики мышления человека в процессе изучения нового материала.

Различают различные типы графов. В частности, если при расстановке рёбер между верщинами важно их направление, то вместо отрезков используют стрелки и такой граф называется ориентированным. Если между вершинами существует взаимообратная связь, то стрелки приобретают двухсторонний характер. Иногда между вершинами имеет место циклическая зависимость, тогда формируется граф с циклами (рис.2).

Рис. 2. Примеры типов графов.

В программе Power Point предлагается множество шаблонов графических схем, которые можно использовать в слайдах.

Презентация в качестве ЭСО должна иметь следующую структуру:

– Обложка;

– Титульный лист;

– Оглавление;

– Учебный материал;

– Глоссарий;

– Справочная система по работе с управляющими элементами;

– Система контроля знаний;

– Информационные ресурсы по теме.

Дизайн обложки должен привлекать внимание своей красочностью, заинтересовывать и эмоционально настраивать на изучение материала.

Титульный лист, как правило, включает: название темы; информацию об образовательном учреждении; сведения об авторе; дату разработки; информацию о местоположении в сети, на локальном компьютере и имя файла. Оглавление является важным структурным элементом, который должен умещаться на одном слайде, быть кратким и ясным. Возможно его графически-текстовое представление для ассоциативного запоминания.

Учебный материал в презентации имеет краткий, лаконичный характер, что весьма эффективно на вводных занятиях и на этапе обобщения и систематизации учебного материала. Изложение содержания материала может осуществляться с помощью текста, рисунков, таблиц, графиков с интеграцией элементов анимации, видеовставки, звуковых фрагментов и др. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации. Однако, содержание и организация электронных презентаций, выполняющих функцию базовых конспектов, должны провести обучающегося по заранее определённому маршруту усвоения знаний.

Серию слайдов необходимо выделить под глоссарий. Однако для создания глоссария можно воспользоваться режимом «Интерактивность» из надстройки iSpring Suit, которое устанавливается в дополнение к Power Point (рис.3).

Рис. 3. Меню приложения iSpring Suit.

Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна представлять собой отдельный слайд с описанием всех используемых экранных кнопок. Основными элементами управления являются: кнопки перехода из оглавления в начало темы, со слайда на слайд — вперёд и назад, возврат в оглавление, вызова подсказки, перехода в словарь терминов, гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков, анимации и т. д.

Система контроля знания в Power Point может быть реализована при помощи гиперссылок, либо в надстройке iSpring Suit.

Отмечаем, что iSpring Suit позволяет осуществить запись звука, экрана, что в свою очередь обеспечивает создание видеоурока, а так же позволяет вставить в слайды персонажи, помогающие привлечь внимание.

Информационные ресурсы по теме представляют собой перечень источников информации: литература, интернет ресурсы.

Соответственно поставленной цели занятия презентации можно поделить на типы: вводно-мотивирующие, информационные, практические, повторительные, обобщающие, контрольные. По характеру управления познавательной деятельностью презентации делятся на: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, эвристические, исследовательские. В зависимости от степени участия обучающегося в процессе обучения презентации могут быть визуальными либо интерактивными. По интерактивности их различают как линейные, со сценарием, обучающие, самовыполняющиеся, интерактивные [2].

К мультимедийным презентациям выдвигается ряд требований, которые можно разделить на две основные группы: педагогические (наглядность, научность и доступность обучения, сознательность и творческая активность, приоритетность педагогического подхода, педагогическая целесообразность, интенсификация учебного процесса, положительный эмоциональный фон, эргономичность) и дизайнерско-оформительские (лаконичность, структурность, автономность, обобщение, унификация, обрамление, масштабность, принцип 1/3, цветовая гармония, стиль).

Таким образом, мультимедийная презентация в качестве электронного обучающего средства имеет свои особенности. Составление презентации — трудоёмкое занятие, обусловленное рядом правил и требований, которых следует придерживаться, чтобы презентация приобрела чёткую упорядоченную структуру, соответствовала теме, цели и задачам урока, а также заинтересовывала обучающегося, активизировала его участие в образовательном процессе.

Литература:

  1. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш,М,Мирзиёева от 19 марта 2018 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию области информационных и коммуникационных технологий».
  2. Абрамов Л. И. Информатизация образовательного пространства школы: шаги практической реализации. //Белоруссия. «Адукацiя и выхаванiе». — 2002.-№ 8. — с. 15–20.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное средство обучения, презентация, учебный материал, электронное издание, образовательный процесс, слайд, справочная система, титульный лист, учебный процесс.

Похожие статьи

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования

Технология электронного обучения в образовательном процессе

Применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании

Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве

Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла

Похожие статьи

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Особенности использования электронных средств учебного назначения в системе профессионального образования

Технология электронного обучения в образовательном процессе

Применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании

Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве

Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла