Формирование нравственных качеств дошкольников художественно-эстетическими средствами | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Формирование нравственных качеств дошкольников художественно-эстетическими средствами / О. М. Белобородова, О. А. Борисюк, А. Н. Герасимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14136/ (дата обращения: 16.11.2024).



Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребёнок постепенно впитывает в себя нормы поведения и взаимоотношений принятыми в обществе людей, затем присваивает их, делает своими способы и формы взаимодействия с людьми, выражение отношения к природе, к себе.

Процесс становления личности формируется и видоизменяется всю жизнь, но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. Поэтому обучение азам надо начинать как можно раньше, помочь ребёнку впоследствии чувствовать комфортно в обществе себе подобных.

Однако, современные родители слишком много времени тратят на различного вида гаджеты, заменяют реальную жизнь на виртуальную и мало уделяют времени общению с детьми, их воспитанию. Родители и даже бабушки перестали читать детям книги. Чтобы дети не отвлекали родителей, покупают компьютерные игрушки. Возникает проблема — дети хорошо владеют компьютером, но не умеют взаимодействовать со сверстниками, с взрослыми, правильно вести себя в природе. Поэтому, задача воспитателей восполнить пробелы воспитания детей в семье, взаимодействуя с родителями, и помочь овладеть дошкольнику нормами и правилами поведения и взаимоотношений, чтобы его адаптация к человеческому миру прошла безболезненно.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого ему необходима.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого ребёнка: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки, жадничает и т. д. Однако он не понимает, что каждый сверстник — личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

Для формирования у детей моральных представлений и воспитание чувств, предлагаем использовать художественно-эстетические средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка).

Художественные произведения В.Осеевой «Волшебное слово», «Печенье», К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому» помогут дошкольникам заметить проявления грубости, невнимательности. предупредить возникновения конфликтных ситуаций, когда дети просто начинают отнимать друг у друга игрушку, книжку, карандаш.

Стихи Т. А. Шорыгиной «Мне купили самокат», «Жадный мишка», рассказ Н. Калининой «Разве так играют?» помогут понять детям, что жадным быть плохо, что отдавая, человек испытывает ни с чем несравнимую радость! Он делается душевно богаче.

– Стихи Э. Мошковской «Обида», А. Шалыгиной «Если есть хороший друг», рассказ Л.Суслопаровой «Семейный разговор» учат детей ценить дружбу и не обижаться друг на друга.

– «Песня игрушек» Б. Заходера способствует воспитанию бережного обращения с игрушками.

Чтение и последующее обсуждение рассказов «Два барана», «Две козы» помогут детям ярко представить то, к чему может привести упрямство и как выйти из сложной ситуации.

Книги для чтения детям рекомендуем подбирать с яркими реалистичными иллюстрациями, доступными для понимания ребёнка. Ведь иллюстрация помогает детям ярче представить образ того или иного персонажа, способствует лучшему восприятию и пониманию художественного произведения.

В старшем дошкольном возрасте можно читать детям произведения большого объёма, но с продолжением (длительно, несколько дней, например: «Конёк-Горбунок» П.Ершова). При этом важно помнить, что дети могли что-то забыть из содержания. Для того, чтобы восприятие художественного произведения было полным, перед каждым продолжением чтения, рекомендуем восстановить предыдущие главные события несколькими вопросами по содержанию произведения.

После прочтения художественного произведения рекомендуем воспитателям проводить этические беседы, чтобы помочь детям понять мораль произведения, при этом использовать наглядный материал или использовать книжные иллюстрации. Содержанием этической беседы может стать также специально организованная воспитателем ситуация, сложившиеся отношения в группе или музыкальное произведение и произведение изобразительного искусства.

Например, песни «Кошка беспородная» (музыка и слова А.Пряжникова), «Тигрёнок» (музыка и слова А. Ермолова) невозможно слушать без слёз, они вызывают у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто нуждается в помощи, защищать их.

«Песенка друзей» (музыка В.Герчик, слова Я.Акима) способствует формированию таких нравственных качеств как дружба, взаимопомощь.

Чтобы формирование у детей нравственных качеств было целенаправленным, прочным, устойчивым рекомендуем родителям ряд художественных произведений в форме консультации для ежедневного чтения детям.

Формирование нравственных качеств требует терпения, особенно когда дело касается ребёнка дошкольного возраста. Нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу.

Литература:

  1. Белобрыкина О. А. Речь и общение — Ярославль: «Академия развития», 2010. — 240 с.
  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М. — 2012.
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А.. Дошкольная педагогика — М.: ACADEMIA, 2002. — 416 с.
  4. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. — 80 с.
  5. Осеева В. А. Синие листья. — Эксмо, 2014г. — 120 с.
  6. Программа из детства в отрочество / Под ред. Т. Н. Дороновой. — М., 1998.
  7. Шорыгина Т. А. Беседы о плохом и хорошем поведении — М.:ТЦ Сфера, 2011. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, художественное произведение, внутренний мир, дошкольный возраст, друг, изобразительное искусство, родитель.

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников компенсирующей направленности посредством театрализованной деятельности

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников компенсирующей направленности посредством театрализованной деятельности

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Использование изобразительного материала для развития художественно-эстетического потенциала дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность