Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Таринская Татьяна Александровна, Чекулова Светлана Викторовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 23.04.2018
Статья просмотрена: 1917 раз
Библиографическое описание:
Таринская, Т. А. Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Таринская, С. В. Чекулова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14138/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена одна из эффективных форм взаимодействия с семьей — совместные практические занятия, частью которых стала артикуляционная гимнастика с использованием продуктов питания. Статья содержит теоретическое обоснование необходимости тесного сотрудничества с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития, а также практический материал для организации совместной деятельности.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, логопедия, консультационный центр, дети с ОВЗ, взаимодействие с родителями, артикуляционная гимнастика
Все родители мечтают вырастить здорового и умного ребенка. Для этого они делают все, что только могут — кормят, одевают своего малыша, покупают ему много красивых и дорогих игрушек. Именно родители — самые главные, добрые, любящие и внимательные педагоги ребенка на протяжении всей его жизни! Однако, появление в семье «особенного» ребенка приводит родителей в стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность, беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи.
Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но и приняли ребенка, таким, какой он есть, чтобы направить свои усилия на восстановление его здоровья, развитие и образование. Необходимость привлечения родителей в коррекционный процесс заставляет педагогов постоянно искать новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Таким образом, реабилитация должна быть направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью. Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка.
В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы.
Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ — это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.
Для решения данной проблемы на базе нашего МДОУ создан консультационный центр.
Специалисты центра оказывают помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, детей-инвалидов, повышают педагогическую грамотность родителей, знакомят их с возможностями современного образовательного процесса.
Родители детей, посещающих консультационный цент, знакомятся с положительным опытом обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ на примере других семей, учатся создавать условия для дальнейшей социальной адаптации и интеграции ребенка в обществе, активно включаются в процесс его реабилитации и личностного развития.
Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Очень часто у детей с ОВЗ и детей-инвалидов сопутствующим нарушением развития являются дефекты развития речи. Таким образом, одной из образовательных потребностей является необходимость получения ими логопедической помощи.
Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить цель и задачи логопедической работы.
Главная цель взаимодействия логопеда и семьи — это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
Задачи взаимодействия:
1. Сформирование у родителей желания помогать ребенку.
2. Формирование мотивации к участию в образовательном процессе.
3. Повышение уровня педагогической компетенции родителей.
4. Информационная и дидактическая поддержка семьи.
Формы работы с семьей многогранны. На консультационном пункте мы используем следующие формы работы:
№п./п. |
Формы работы |
Практическая значимость |
1. |
Тестирование и анкетирование |
Позволяет выявить наиболее актуальные проблемы, существующие у родителей. |
2. |
Домашние игротеки |
Позволяет родителям познакомиться с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время. |
3. |
Родительские пятиминутки |
Позволяют родителям получить кратковременные личные консультации. |
4. |
Консультации-практикумы |
Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком. |
Наиболее результативным является сочетание всех форм взаимодействия с семьями воспитанников. В практике нашей работы особую популярность получили совместные практические занятия, частью которых стала артикуляционная гимнастика с использованием продуктов питания.
Данная форма проведения артикуляционной гимнастики удобна для выполнения в домашних условиях. Нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика — это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Для того чтобы консультативная помощь специалистов могла стать эффективной, необходимо, чтобы работа с ребенком быть систематичной и постоянной. Этого можно добиться только при многократных повторениях дома. Поэтому мы считаем важным, научить родителей правильно выполнять артикуляционную гимнастику разнообразными способами, в том числе с использованием продуктов питания.
«Сладкая зарядка» (упражнения сЧупа-чупсом)
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий Чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем:
– сожмите Чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5–10 секунд;
– удерживая Чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону;
– приоткройте рот, губы разведите в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку Чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком;
– поднимите широкий язык к небу, прижмите Чупа-чупсом «грибок» к небу;
– двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5–10 раз.
Упражнения для языка снапитком «Не расплескай… "
- Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10–15 секунд. Повторять 5 -10 раз.
- «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 5 -10 раз.
- «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 5 -10 раз.
Упражнения сконфеткой «Чашечка»
Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, шарик для сухого завтрака, удерживать по 5–8 сек.
«Красивое печенье»
Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.
Упражнение схлебной палочкой «Держи крепче»
Удерживать в горизонтальном положении хлебную палочку (соломку, макаронину) на языке языком, на губе на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ и языка.
Освоив данный вид упражнений, родители совершенствуют их, вносят новые элементы, делятся друг с другом.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, помогают установить между педагогами и родителями доверительные партнерские отношения, осознать родителями свою роль в обучении и воспитании ребенка. Благодаря установлению эффективного взаимодействия между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Литература:
- Бак А., Грюневальд К. Забота и уход. Книга о людях с задержкой умственного развития. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2001. — 351 с.
- Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. Москва, Теревинф, 2016. — 365 с.
- http://www.inclusive-edu.ru/rebenok-s-ovz-dopolnitelnoe-obrazovanie/
Ключевые слова
дети с ОВЗ, коррекционная педагогика, артикуляционная гимнастика, взаимодействие с родителями, логопедия, консультационный центрПохожие статьи
Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО
В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...
Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ
В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.
Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО
В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...
Коррекционно-логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения
В статье рассматривается концепция коррекционно-логопедического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения. Подробно раскрыты ключевые условия организации дистанционных логопедических занятий: организаци...
Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...
Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ
Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...
Адаптивная физическая культура в вузах России
В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...
Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии
Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...
Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства
В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...
Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста
Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...
Похожие статьи
Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО
В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...
Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ
В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.
Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО
В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...
Коррекционно-логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения
В статье рассматривается концепция коррекционно-логопедического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения. Подробно раскрыты ключевые условия организации дистанционных логопедических занятий: организаци...
Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...
Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ
Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...
Адаптивная физическая культура в вузах России
В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...
Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии
Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...
Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства
В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...
Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста
Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...