Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр
Автор: Соболева Виолетта Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 25.04.2018
Статья просмотрена: 1713 раз
Библиографическое описание:
Соболева, В. Н. Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр / В. Н. Соболева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14139/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одной из важнейших задач в школьном курсе изучения русского языка — это формирование у учеников прочного орфографического навыка, ведь именно грамотное письмо является основной точности выражения мыслей и взаимопонимания людей в их письменном изложении. И от того, насколько этот навык будет сформирован в начальной школе, зависит речевая и орфографическая грамотность учеников, их способность усваивать язык в письменной форме, а также дальнейшее обучение в школе в целом. [5]
Орфографический навык — это способность к автоматизированной письменной речи. Благодаря высокой степени его развития мы, когда пишем письмо, задумываемся над его содержанием, а не орфографией, что значительно увеличивает скорость выполнения данного вида деятельности. [1]
Грамотное письмо — это результат речевой деятельности: написание слов отражает строй языка, ведь в основе письменной речи лежит устная. Самостоятельное произнесение слова в процессе его написания на ранних этапах формирования орфографического навыка помогает пишущему прояснить его звуко-буквенный состав, отрегулировать процесс записи и проверить себя. [2]
Все навыки и умения формируются вследствие выполнения определенной системы упражнений, закрепляясь и совершенствуясь в процессе их творческого применения в изменяющихся ситуациях, поэтому применение упражнений и приемов является обязательным условием успешной работы с орфографией в соответствии с целесообразностью применением каждого из них, среди которых:
– Подготовленность учеников к усвоению того или иного материала;
– Степень соответствия упражнений проходимому материалу;
– Доступность заданий с точки зрения возможности самостоятельной работы учащимися;
– Последовательность в применении тех или иных упражнений.
В. А, Сухомлинский отмечал, что игра способствует успешному умственному развитию. Л. С. Выготский выделял важную роль игры в психическом развитии ребенка, отмечая, что с переходом в школу этот вид деятельности присутствует на протяжении всей школьной жизни. [6]
Если обычные педагогические игры стимулируют учеников к учебной деятельности, благодаря чему у детей формируется привычка к самостоятельному мышлению и проявлению инициативы, то дидактические при этом еще и направлены на решение различных педагогических задач: они способствуют развитию наблюдательности, мышления, памяти и восприятия. Компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия, дидактические задачи или познавательное содержание, результат игры, оборудование. [5]
В названии игры заключается игровой замысел, заложенный в дидактической задаче, которую необходимо решить на уроке, предъявляет определенные требования к ее участникам в отношении знаний. Как и все игры, дидактические имеют правила, которыми определяется поведение учащихся в процессе игр и порядок действий. Они составляются, учитывая возможности учащихся и цели урока, создавая условия для обучения управлением своим поведением. Содержание игры также является ее основой: его задача состоит в усвоении знаний и умений, применяемых при решении учебной проблемы. Форму решения поставленной задачи и оценивания действий учащихся имеет результат игры.
Виды дидактических игр:
– Игры-путешествия — способствуют осмыслению и закреплению учебного материала, где учебная активность выражена по большей части в виде дискуссий, рассказов, творческих заданий, высказывания гипотез.
– Игры-упражнения — способствуют закреплению материала, совершенствуют познавательные способности учеников, развивают умение применять имеющиеся знания в новых условиях, примерами таких игр являются ребусы, викторины, кроссворды.
– Игры-соревнования — включающие в себя все виды дидактических игр в комбинированном варианте. [1]
Орфографические умения и навыки демонстрируются учениками в процессе правильной записи, слов, предложений и самостоятельных высказываний. Такие умения формируются на основе развития пунктуационной и орфографической зоркости младших школьников. Таким образом, при контроле за сформированностью этих навыков следует проверять умение правильно записать слова и предложения в процессе выполнения письменных заданий и умение правильно обнаружить орфограмму.
При использовании игр такого вида на уроках в целях формирования орфографического навыка в качестве методических рекомендаций учителю хотелось бы выделить следующее:
- Педагог должен обладать необходимыми компетенциями в использовании дидактических игр;
- Нужно обеспечить выразительность проведения игры: таким образом, вызывая интерес, желание участвовать в игре и слушать учителя;
- Учитель должен обеспечить развитие игры в соответствии с воспитательными и учебными задачами, не оказывая при этом давления, направляя игру в нужное русло как бы «из тени»;
- Педагогу нужно сочетать обучение и занимательность: давая детям сложные учебные задания, облегчать их игровыми моментами;
- Путь, ведущий к выполнению дидактических задач — эмоциональное отношение детей к игре, а не самоцель;
- Между детьми и педагогом должна присутствовать атмосфера уважения, доверия и взаимопонимания;
- Игра должна быть доступной, добровольной и понятной;
- Подбор учебного материала должен соответствовать программе;
- Не проводить игры, которые требуют большой предварительной работы;
- Наглядность в дидактических играх должна быть простой;
В ходе работы над формированием орфографического навыка методы, формы и приемы работы могут быть самыми различными: решение орфографических задач методом запоминания, выработка фонематического слуха в результате проведения звуко-буквенного анализа; направленная систематическая работа над орфографическими ошибками и т. д.
Также необходимо опираться на знание младшими школьниками основных правил орфографии, учитывая при этом возрастные и психологические особенности детей и изучаемой темы. Через наглядность и занимательность, как показывает практика, материал детьми усваивается лучше, чем в формате преподавания с использованием только учебника — в таком случае даже самые трудные темы будут усваиваться учениками легко. [2]
Литература:
- Аксенова А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова — М.: Педагогика, 2010.
- Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский — М.: Просвещение, 1966.
- Дневник грамотности» как прием формирования орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/652357/ (Дата обращения: 12.01.2018)
- Михалева Г. А. Активизация мыслительной деятельности как одно из условий эффективного обучения при формировании навыков грамотного письма. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560714/ (Дата обращения: 22.11.2017)
- Шмаков С. А. Игры для учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков — М.: Новая школа, 1994.