Применение инноваций при обучении двигательным и технико-тактическим действиям в спортивных играх
Автор: Муслимов Усман Магомедханович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 25.04.2018
Статья просмотрена: 303 раза
Библиографическое описание:
Муслимов, У. М. Применение инноваций при обучении двигательным и технико-тактическим действиям в спортивных играх / У. М. Муслимов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14162/ (дата обращения: 18.12.2024).
Существует убеждение, что учиться трудно, что нужно стараться, преодолевать себя. «Корень учения горек» — гласит латинская пословица. Учеба всегда была связана с подавлением воли ребенка. Несмотря на то, что в XX веке школа отказалась от столь «эффективного» педагогического приема как порка, современные способы запугивания и унижения учеников: плохие оценки, вызов родителей в школу, отчитывание на педагогических советах и так далее, ничуть не меньше ранят детское самолюбие и никак не способствуют любви к учебе. В США, западной Европе и других странах попытались отказаться от репрессивных методов педагогики, дать ребенку самому выбирать чему и как учиться. В итоге, получалось, что половина выпускников попросту неграмотны. Так как же быть: пороть — плохо, предоставить свободу выбора — еще хуже. А выход видится в том, чтобы сделать ученика активным членом процесса обучения, т. е. применение методик проблемного и развивающего обучения.
Существуют определенные недостатки и в физическом воспитании школьников и в обучении двигательным действиям в различных видах спорта. Методика проведения учебно-тренировочных занятий в спортивных играх, является, пожалуй, самой консервативной формой тренерско-преподавательской деятельности. Недостаточное количество новых методических изысканий ведет к тому, что тренер работает «по-старинке», вспоминая, как учили его самого, или подсматривая что-то у своих коллег. Столкнувшись с данной проблемой, было решено рассмотреть возможность применения психолого-педагогических концепций, в частности, разработанной в 1974 году Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, теории учебной деятельности, в совершенствовании методик тренировки в спортивных играх, в том числе и в волейболе.
Волейбол, пожалуй, самый сложный технический вид спорта из всех игровых. Невозможно начать играть в волейбол, предварительно не овладев техническими приемами: верхней и нижней передачей, подачей, нападающим ударом, блокированием. Поэтому тренировки зачастую строятся на «вдалбливании» техники отдельных элементов игры, не имея возможности применить их в самой игре. Используя основное правило теории учебной деятельности «от общего к частному» мы предлагаем в тренировочной деятельности идти от игры. Во-первых, пройти с ребятами исторический путь развития волейбола, постепенно усложняя условия игры и ее правила. Во-вторых, поставить детей в упрощенные условия (большой и легкий мяч, больше игроков на площадке, ниже сетка), чтобы они почувствовали саму игру как бы изнутри. В-третьих, просмотреть игры по телевизору, или на соревнованиях команд, после чего провести беседу и выявить вместе с учениками основные элементы техники игры. И только после этого приступить к их освоению. Добиваться сознательного отношения учеников к упражнениям, предлагаемым тренером. Большое внимание следует уделять подводящим играм, схожим по своей структуре к волейболу, в частности игре «Пионербол». Но не так, как она применяется современными тренерами: на нескольких первых занятиях, т. е. подача, ловля, розыгрыш на 3 счета и все, а как полноценная спортивная игра с тактикой подачи, блоком, определением амплуа каждого игрока на площадке, тактикой нападения и защиты. Конечно, на это уйдет гораздо больше времени, чем отводится на обучение и совершенствование приемов в игре «Пионербол» по традиционной методике. И дети гораздо позже начнут играть непосредственно в волейбол. Но, параллельно изучая технику волейбола, можно потом начать играть уже более интересно и сложно тактически. Не останавливаясь опять на тактике волейбола, т. к. она была изучена ранее в пионерболе.
Еще одним важным элементом тренировочной деятельности являются общая физическая и специальная физическая подготовка. Нелишне здесь будет применение и системы домашних заданий по ОФП и СФП. Некоторые тренеры недостаточно уделяют внимания этому, т. к., в основном, занимаются техникой и напрасно. Ведь именно в младшем школьном возрасте (когда происходит набор в группы начальной подготовки в ДЮШ) значительно увеличивается диапазон развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений. Но этим нужно заниматься только после беседы, выявляющей (с помощью детей) необходимые физические качества для спортсмена-волейболиста
Современная школа подвергается серьезной критике в связи с малой результативностью обучения и воспитания учащихся. Причины такого положения разнообразны: несовершенство учебных планов, недостаточный уровень подготовленности учителей и другие. Наиболее существенное значение, как показывают исследования психологов и дидактов, имеют содержание и методика обучения и воспитания, основанные во многом на эмпирических подходах с использованием репродуктивных методов, что в целом недостаточно содействует разностороннему развитию личности школьников, их творческого мышления. Эти недостатки свойственны и физическому воспитанию школьников.
В настоящее время педагогический процесс носит преимущественно репродуктивный характер, при котором не учитывается в должной мере личность учителя и ученика, их содержательное сотрудничество. Тем самым педагогический процесс превращается в безличностный, авторитарный, основанный во многом на принуждении.
В теории и методике физического воспитания крайне мало уделяется внимания теории содержания развивающего обучения. Традиционная методика физического воспитания в основном опирается на заучивание двигательных действий в строго регламентированных условиях, после чего следует этап использования этих действий в различных ситуациях.
Это закрепляет выполнение двигательного действия в конкретных типовых условиях и серьезно мешает его обобщению и применению в нестандартных ситуациях.
Кроме того, при разработке содержания и методов обучения недостаточно используются современные психологические концепции, помощью которых можно было бы достичь больших высот в овладении техникой в различных видах спорта.
Привлекательность и популярность игр заключается в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких народных масс. Играм принадлежит одно из первых мест по числу занимающихся и1 участвующих в соревнованиях. Спортивные игры, в том числе, волейбол и баскетбол, являются прекрасным средством развития физических качеств человека, формирования его осанки, укрепления здоровья. Усложнённые условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать имеющиеся резервы двигательного аппарата. Игры оказывают огромное воспитывающее воздействие на личность человека. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины и коллективистических качеств личности.
В литературе уже имеются работы по использованию теорий учебной деятельности в физическом воспитании. Это работа М. М. Абызова «Формирование координации движений в условиях учебной задачи» (1981г.), в которой впервые были выявлены и описаны психические особенности процесса формирования у младших школьников координации движений в ситуации учебных задач. При этом была показана эффективность использования учебных задач для совершенствования у детей общих качеств их двигательной сферы, для создания благоприятных условий последующего усвоения различных двигательных умений.
Кроме того, по этой теме было проведено диссертационное исследование М. Д. Кудрявцевым на базе школы № 91 города Москвы под руководством ведущих ученых Российской Академии образования в лаборатории физического воспитания Института возрастной физиологии. В данной работе была рассмотрена возможность применения теории учебной деятельности при обучении младших школьников (7–8 лет) циклическим локомоциям (ходьба, бег, ходьба на лыжах).
Анализируя основные положения теории учебной деятельности, мы предположили, что это позволит сформировать у учащихся общие способы выполнения двигательных действий; освоить в начале обучения общие закономерности для всего класса изучаемых движений, а затем и остальное содержание техники движения; повысить результативность обучения, его прочность; а также будет способствовать формированию у учащихся интереса к учебной деятельности на уроках, содействовать развитию самостоятельности, обеспечивать развитие личности.
В настоящее время система физического воспитания в школе нуждается в дальнейшем совершенствовании в связи с новыми требованиями современной жизни. Реализация этого невозможна без специальных психолого-педагогических исследований, на основе которых можно улучшить отбор содержания учебных занятий по физической культуре, повысить качество обучения двигательным действиям.
В связи с вышеизложенным, на основании полученных данных об эффективности разработанной методики обучения основным двигательным действиям в баскетболе и волейболе на основе теории учебной деятельности можно дать некоторые рекомендации по улучшению обучения детей на уроках и тренировках.