Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики
Авторы: Щеголькова Ирина Владимировна, Дунаева Елена Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 01.05.2018
Статья просмотрена: 986 раз
Библиографическое описание:
Щеголькова, И. В. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики / И. В. Щеголькова, Е. С. Дунаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14174/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной методической разработке представлен опыт работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через использование нетрадиционных техник работы с бумагой. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций, дополнительного образования, родителям. Участники: педагоги и дети старшего дошкольного возраста (6–7лет).
Ключевые слова: творческие способности, изготовление поделок из бумаги.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Творчество — всегда результат работы мысли, создающей нечто новое, ведущей к открытиям, решению жизненных практических задач.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творчества ребёнка. Творчество наполняет его жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска. Поэтому важно чтобы все виды детской деятельности старшего дошкольника имели творческое начало. Одним из средств активизации творческого потенциала ребенка является работа с бумагой. Это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит сразу.
Поделки из бумаги — самый большой раздел из категории детского творчества. Несмотря на то, что бумага является самым доступным материалом для рукоделия — работы из нее могут быть самыми разными: от простых аппликаций до объемных моделей. Работая с бумагой, дети развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи и интеллекта.
Аппликация — один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенных в несколько раз, а также нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приемы аппликации (обрыванием, объемная аппликация) — развитии чувства цвета, гармонии, пространственного и образного мышления.
Аппликация с использованием бумажных салфеток.
Бумажные салфетки являются очень хорошим, доступным материалом для работы с детьми. Детям легко поддается этот материал, они с удовольствием создают различные композиции. У детей создается радостное настроение, желание сделать что-то необычное. Такую технику работы с бумажными салфетками с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить на занятиях по изобразительной деятельности, а также в кружковой работе. Дети делятся своим опытом, полученным в детском саду, с родителями, а те в свою очередь придумывают и создают уникальные шедевры, которые приносят в детский сад.
Одним из средств активизации творческого потенциала ребенка является оригами — искусство складывания фигурок из бумаги, технология, обеспечивающая преемственность между учебой и игрой. В названии этого искусства звучит и его основная идея. «Ори» в японском языке обозначает «складываю», а «ками» — «бумага».
Таким образом, учитывая особенности работы с бумагой и её положительное влияние на развитие творческих способностей ребенка, мы поставили перед собой цель: способствовать развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста через работу с бумагой. Особое внимание уделили технике оригами. Но прежде чем преступить к занятиям оригами с детьми, необходимо изучить основу техники работы с бумагой: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей. Вся наша работа проводилась в 5 этапов.
1 этап. Ознакомление со свойствами бумаги.
На первых занятиях детям была предоставлена возможность свободного действия с бумагой, для того чтобы они познакомились с её свойствами. Во время проведения различных игр дети узнали, что бумага бывает легкой («Воздушный футбол»), при намокании легко рвется («Кораблики»), встречается разной плотности («Легко или трудно?»). После знакомства со свойствами бумаги дети начали работать с бумажными квадратами: сгибали их по разным плоскостям, учились разглаживать сгибы. Результатом этой работы было усвоение правила: необходимо тщательно проглаживать сгиб, иначе получившиеся в квадрате геометрические фигуры будут выглядеть неаккуратно и неровно.
2 этап. Ориентировка впространстве на квадратном листе бумаги.
На этом этапе дети учились складывать из бумаги два прямоугольника, четыре треугольника, четыре квадрата; отрабатывали точность движений, т. к. от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигуры. Занятия проходили живо и эмоционально, в игровой форме. Основные приемы: многократный показ, объяснение, прием «сделай, как я».
3 этап. Изготовление поделок.
На 3 этапе дети приступили к изготовлению поделок. Вначале складывали простейшие, например маски животных, затем, по мере освоения техники оригами перешли к более сложным поделкам (лягушка, звезда и т. д.). Улучшение мелкой моторики, ориентировки в пространстве, умения преобразовывать геометрические фигуры позволили перейти к следующему этапу.
4 этап. Изготовление поделок по пооперационным картам исхемам.
Для того чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для дошкольников более доступен, я познакомила детей с пооперационной картой (работать с ней проще и интереснее), которая показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую форму нужно взять, с чего начать работу, что сделать потом и т. д. Испытывая трудности при складывании фигуры, дети разворачивали заготовку, сверяли процесс изготовления с пооперационной картой и по сгибам складывали её вновь. Во время создания фигур детям требуется не только умение выполнять поделку на основе чётких ориентировок на листе (угол, сторона), но и знание промежуточных понятий, достаточная развитость глазомера (умение определять середину стороны, делать сгиб, немного не доходя до угла, края).
5 этап. Изготовление сюжетных композиций.
Освоив технику выполнения моделей, дети за одно занятие успевали сделать несколько поделок, что позволило объединять их в сюжетные композиции. Манипуляции с обыкновенным листом бумаги, позволяющие без клея и ножниц выполнить огромное число фигурок — от элементарных складных конвертов до сложных композиций — вызывают постоянный интерес у детей. Они способны видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; они способны принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения; у них свой взгляд на красоту, и они способны создать нечто новое, оригинальное.
Каждая образовательная деятельность по обучению оригами, как правило, включала теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах бумаги, способе изготовления бумаги, общие сведения об искусстве оригами, дополнительная информация о животном и предметном мире. Практическая деятельность — это изготовление и оформление поделок.
Для закрепления работы в группе были созданы условия для свободной самостоятельной деятельности детей. В доступном месте находилось все необходимое для изготовления поделок: бумага и салфетки разного цвета и размера, ножницы, клей, схемы по изготовлению бумажных фигурок. Это побуждало детей к активной продуктивной деятельности. Они с удовольствием мастерили различные фигурки и открытки. Изготовленные поделки дети забирали домой, показывали родителям. Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усилили интерес ребёнка к творческой деятельности. В процессе работы дети проявляли высокую активность, самостоятельность и оригинальность.
Одной из важных задач на наш взгляд, считаем вовлечение в процесс работы с бумагой родителей воспитанников. Для того чтобы сделать их союзниками, заинтересовать их этим творчеством, мы проводили индивидуальные беседы, родительские собрания, организовывали выставки детских работ в группе, в которых родители совместно с детьми создавали творческие работы («Плыви, плыви, кораблик»), «Цветы для…»; конкурсы («Маски животных»). Ничто так не сближает родителей и детей, как совместное изготовление самодельных игрушек и творческих коллективных работ. Совместная увлеченность этим искусством — путь к контакту с ребенком, путь к его душе, на котором родители могут говорить с ним о труде, красоте, природе, окружающем мире.
Литература:
- Давыдова Г. Н. “Бумагопластика” М., 2007 г.
- Кабитина Н. Работа с бумагой (поделки и игры). — М.: Творческий Центр «Сфера». 2001.-128с.
- Мусиенко С., Бутылкина Г. Оригами в детском саду.- М.: Обруч, 2010.-96с.
- Пищикова Н. Г. “Работа с бумагой в нетрадиционной технике” М., 2008 г.
- Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. — М.: Айрис-пресс, 2008.- 192с.
Ключевые слова
творческие способности, изготовление поделок из бумагиПохожие статьи
Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала
В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...
Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организа...
Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга
В статье рассмотрено влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей на примере выполнения работы в технике квиллинг. Проведено экспериментальное исследование, выявлены склонности к творческим способностям и динамика их разв...
Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте
В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...
Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
ФГОС дошкольного образования нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной...
Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству
Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...
Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья
Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...
Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...
Похожие статьи
Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала
В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...
Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организа...
Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга
В статье рассмотрено влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей на примере выполнения работы в технике квиллинг. Проведено экспериментальное исследование, выявлены склонности к творческим способностям и динамика их разв...
Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте
В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...
Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
ФГОС дошкольного образования нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной...
Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству
Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...
Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья
Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...
Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...