Работа учителя по формированию мотивации учения во внеклассной деятельности
Авторы: Шарухо Игорь Николаевич, Цмыг Маргарита Сергеевна, Гаврилов Дмитрий Александрович, Волкова Ольга Александровна, Новодворская Мария Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 01.05.2018
Статья просмотрена: 57 раз
Библиографическое описание:
Работа учителя по формированию мотивации учения во внеклассной деятельности / И. Н. Шарухо, М. С. Цмыг, Д. А. Гаврилов [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14179/ (дата обращения: 18.12.2024).
В современной системе школьного образования географическому направлению, к сожалению, уделяется мало внимания. Одновременно у школьников отмечается ослабление мотивации на уроках, ученикам не так важно получить знания об окружающем мире, что свидетельствует о снижении мотивации к учебной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, география
Мотивация учащихся на уроке является отдельным элементом организации урока, наравне с этапом изучения нового материала, проверкой домашнего задания, рефлексии. Мотивационная деятельность учителя раскрывается при организации исследовательской деятельности на уроке географии, проведении коллективных мероприятий, ролевых и дидактических игр, а также оценке работы на уроке. Одной из таких форм является внеклассная работа, деятельность которой основана на принципе добровольности, инициативы, активности и самостоятельной деятельности учащихся.
В результате внеклассного мероприятия должно происходить усвоение знаний; увеличение уровня познавательной активности по предмету; повышение работоспособности и внимательности на уроке, развитие любознательности, смекалки и сообразительности учащихся. [1, с. 23]. Как пример организации внеклассной деятельности представляем географо-экологический квест «Моя Родина». Цель мероприятия: развитие любознательности, смекалки и сообразительности у обучающихся через игровые формы внеурочной деятельности по географическому и экологическому краеведению.
Задачи мероприятия: 1. популяризовать географические и экологические знания посредством изучения своей страны для формирования активной гражданской позиции школьников; 2. содействовать развитию ответственности за охрану окружающей среды; 3. создать условия для формирования дружеских отношений между школьниками и налаживания успешного взаимодействия в команде. Место проведения — актовый зал школы. Станции организованы по всему периметру актового зала. Продолжительность квеста — 45 мин., что соответствует 1 академическому часу. Переход между станциями — 2 минуты.
Организация данного мероприятия включает в себя подготовку самых ответственных ребят, как контролера работы на данной станции. Квест включает в себя 3 станции. Ученики ходят по станциям и решают предложенные им задачи. Мероприятие начинается с вручения капитану команды маршрутного листа, где отмечены порядок станций и наибольшее количество баллов, начисляемых за прохождение ими данной станции. Чем больше баллов будет у команды — тем больше шанс обыграть команду — соперников. Итоги игры подводятся по сумме баллов по всем заданиям.
1 станция — «Историческая». Командам предлагается назвать как можно больше легенд, связанных с созданием названия города Могилева. Время на подготовку — 2 минуты.
2 станция — «Природная», рассчитано на 2 мин. Здесь команде предоставляются карточки, из которых им необходимо выбрать те, которые относятся к природе Республики Беларуси, и систематизировать по признакам: горные породы, орография, гидрография, природные зоны.
3 станция — «Картографическая». На данной карте учащимся нужно измерить длину реки и площадь леса, через 5 минут команда дает ответ.
4 станция — «Дешифрирование». Из предложенных букв нужно составить географические слова, термины и выяснить по какому критерию все слова относятся к одной группе. На выполнение задания отводится 5 минут.
5 Станция — «Туристическая». Команде предложены утверждения, с которыми они могут согласиться, либо наоборот, ответить, что в данном утверждении неверно. Все вопросы строятся на знании учащихся о правилах безопасного поведения на природе. Задание рассчитано на 5 мин.
В походе существуют правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий. Назовите главные из них. Что рекомендуется взять с собой, уходя даже на короткое время в лес? Какая одежда наиболее удобна в походе? Почему верхняя одежда должна иметь яркую расцветку? Как определить направление «север — юг» по местным предметам?
6 станция — «Песенка». Команде начисляется по 1 баллу, за каждую названную песню о географических явлениях, объектах, перечисленных за 1 минуту.
7 станция — «Литературная». Команда за 5 минут должна сочинить четверостишие про любой географический объект или явление. (Известные четверостишия из стихов и песен не учитываются).
8 станция — «Географическая». Время — 3 минуты. Участникам нужно ответить на следующие вопросы: Из какого дерева делают спички? (Осина). Самая быстрорастущая и высокая трава в мире. (Бамбук). На каких континентах и в каких климатических областях произрастает бамбук? (Родиной бамбука принято считать тропики. Его можно встретить в Австралии, Америке, Азии). Самая маленькая птичка в природе и на каком материке ее можно встретить? (Колибри проживает на территории Северной и Южной Америки)
9 станция — «Зоотеатр». На столе лежат карточки с названиями климатических условий. Капитан выбирает 3 карточки, и соответственно показывает своей команде предложенное явление. Капитан должен правильно описать явление, а команда — отгадать животное. (Время потраченное на станции- 6 мин.)
Литература:
- Обух, Г. Г. Методика обучения географии / Г. Г. Обух. — Минск: «Университетское», 2001. — 184 с.
Похожие статьи
Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе внеурочных занятий
Для современной образовательной системы формирование мотивации у учеников является достаточно серьезной проблемой. Особенно это касается учеников младших классов. Ученическая мотивация снижается по разным причинам. Это может быть переизбыток информац...
Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника
В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...
Особенности деятельности школьного психолога по развитию внимания у младших школьников
Данная статья посвящена вопросу развития внимания у младших школьников и деятельности педагога-психолога по его развитию. В настоящее время возникает потребность в активном развитии внимания младших школьников посредством целенаправленных психолого-п...
Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике
Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.
Влияние введения разговорной лексики на уроках немецкого языка на уровень мотивации к обучению в старших классах
При изучении немецкого языка одним из решающих факторов успешного овладения им является высокий уровень мотивации учащихся. Мотивация, как безусловная составляющая учебной деятельности, побуждает к действию и определяет готовность ученика к достижени...
Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников
В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...
Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.
Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников
В статье обоснована методическая работа, образующая благоприятную среду для эффективного формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которое зависит от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении м...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе
Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...
Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС
Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им спос...
Похожие статьи
Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе внеурочных занятий
Для современной образовательной системы формирование мотивации у учеников является достаточно серьезной проблемой. Особенно это касается учеников младших классов. Ученическая мотивация снижается по разным причинам. Это может быть переизбыток информац...
Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника
В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...
Особенности деятельности школьного психолога по развитию внимания у младших школьников
Данная статья посвящена вопросу развития внимания у младших школьников и деятельности педагога-психолога по его развитию. В настоящее время возникает потребность в активном развитии внимания младших школьников посредством целенаправленных психолого-п...
Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике
Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.
Влияние введения разговорной лексики на уроках немецкого языка на уровень мотивации к обучению в старших классах
При изучении немецкого языка одним из решающих факторов успешного овладения им является высокий уровень мотивации учащихся. Мотивация, как безусловная составляющая учебной деятельности, побуждает к действию и определяет готовность ученика к достижени...
Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников
В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...
Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии
Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.
Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников
В статье обоснована методическая работа, образующая благоприятную среду для эффективного формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которое зависит от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении м...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе
Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...
Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС
Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им спос...