Креативность школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя
Автор: Валиева Алина Валерьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 07.05.2018
Статья просмотрена: 582 раза
Библиографическое описание:
Валиева, А. В. Креативность школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя / А. В. Валиева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14187/ (дата обращения: 15.11.2024).
Мы живем в эпоху глобальных перемен. В педагогике — это переход к новым, оптимальным психолого-педагогическим системам — креативным технологиям обучения. Такие изменения в обществе, в системе образования сложны тем, что они требуют изменения педагогического менталитета, разработки инновационных подходов к подготовке специалистов в области образования.
Творчество, инновации, интеллект, креативность — глобальные проблемы современного общества, от решения которых зависит перспектива развития и эффективность всех социокультурных и экономических процессов. Творческая личность становится актуально востребованной обществом, а ее развитие — предметом масштабных психологических исследований и государственных программ во всем мире.
Современная психология творчества характеризуется многоаспектностью и представляет собой множество различных теорий, концепций, теоретических и эмпирических знаний. Несмотря на ряд существенных открытий, проблема творчества, и особенно феномен креативности, до настоящего времени остается недостаточно изученным явлением. Отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области. До сих пор феномен креативности не имеет единого объяснения и содержания, неоднозначно определена психологическая структура, уровни и особенности генеза, не найдены надежные способы изучения [4, с. 68].
На сегодняшний день в российской и зарубежной литературе существует множество подходов к пониманию, что же такое креативность, каковы цели и способы ее развития. Так, к примеру, исследователь Т. Любарт отмечает, что понятие «креативность» несет в себе идею экспериментирования с новыми полученными в процессе творчества результатами. «Креативность это способность генерировать новые результаты, в рамках тематики. Эти результаты должны быть новыми в том смысле, что они будут выходить за рамки копирования того, что уже существует». Д. Леонард и В. Свэп, в работе «Взращивание креативности» говорят, что «креативность» — это процесс развития и выражения новых идей, которые также могут быть полезными. Они отмечают, что «креативность» не является талантом, поэтому она может быть рассмотрена как целенаправленный процесс, для организации которого требуется подход, позволяющий максимизировать индивидуальную одаренность, опыт и квалификацию.
Г. Геладе отмечает, что «креативность» является многоаспектным явлением, на которое могут оказывать влияние множество факторов социального происхождения, такие как культура, или язык. М. Чиксентмихайи рассматривает «креативность» как форму социального или культурного феномена, нежели только форму ментального процесса. Ли и Ким говорят, что культура может оказывать влияние, как на уровень креативности, так и на способы ее изучения и измерения. Кроме того, они утверждают, что креативное поведение также зависит и от индивидуальных факторов [1].
Так, Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление, которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестериотипностью самого мышления. Е. Торренс отмечает способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих исходных данных. В качестве критериев креативности используются наборы свойств, характеризующих особенности творческой познавательной деятельности:
– быстрота — способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы;
– гибкость — способность выдвигать разнообразные идеи;
– оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи, отдалённые ассоциации, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых;
– точность — способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершённости.
Соответственно, и развитие креативности связывают с совершенствованием у учащихся вышеперечисленных качеств [2, с. 26].
Особую роль в развитии креативности учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление и развитие потенциальных способностей и талантов каждого ученика. Он должен быть педагогом, умеющим проектировать развивающую социально-культурную среду, способным осуществлять личностно-ориентированное обучение ребенка. Учитель становится самостоятельным в выборе методов и средств обучения, поэтому очень важно исследовать креативность в профессиональной деятельности учителей.
Креативность помогает учителям отказаться от системы навязанных и самостоятельно выработанных стереотипов профессионального поведения, что является профилактикой и коррекцией возможных проявлений профессиональной деформации личности. Известно, что проявления профессиональной деформации личности учителей негативно сказываются как на самих учителях, так и на обучении детей.
Можно сказать, что креативность — это творческое осмысление нового жизненного опыта, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности и способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации и продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху [5, с. 249].
Креативность как устойчивая особенность личности, способствующая творческой активности в различных сферах деятельности, результатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, разработка и получение новых, уникальных продуктов; способствующее конструктивному, нестандартному мышлению и поведению.
Современная школа уделяет недостаточное внимание развитию творческой активности учащихся. Сейчас только ставится задача развития одаренности, причем преимущественно академической. Но есть ведь еще одаренность спортивная, художественная, есть умельческая, предпринимательская, которые мы вообще не отслеживаем и которыми практически не умеем гордиться. Проблема раннего выявления способностей ребенка и развития его творческой активности уступает в списке приоритетов подготовке выпускников к ЕГЭ. А зря — речь идет о формировании поколения успешной молодежи России [3, с. 22].
Одним из факторов, определяющих развитие творческой активности личности, является мотивация. Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что мотивация социального одобрения блокирует творческий процесс, затрудняет проявление творческих возможностей личности.
Большинство же убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. В основе творчества лежит потребность в переживании положительных эмоций, потребность в созидании. Поэтому в образовательном процессе в первую очередь необходимо «включить» потенциал эффективных мотивационных механизмов, которые бы обеспечили рефлексию практически каждого обучаемого в той или иной области знаний, иначе говоря, процесс самостоятельного освоения им знания — формирования «для себя-знания».
С точки зрения познавательных практик детства особым этапом в развитии креативности и мотивации к знанию является возраст в 10–12 лет, соответствующий переходу ребенка в основную школу. Присущее начальной ступени чувство новизны обучения к этому периоду практически утрачивается на фоне нескончаемой рутины урочно-домашней «предметной дрессировки» — право, трудно подобрать более точный образ освоения ребенком предлагаемой ему критической массы чужого формализованного знания. И поскольку встреча с одаренными педагогами, которые реально предлагают ребенку игру с миром как профессиональный инструмент заинтересованного познания, — достаточно редкое явление в современной школе, то потеря мотивации к знанию наступает очень быстро.
Истинный педагог не имеет права забывать о таком важнейшем психологическом механизме, как связь того или иного знания не только с ситуативными, но и с перспективными личностными целями обучаемого. Желание сдать тесты, чтобы поступить в вуз и «откосить от армии», например, отнюдь не равно перспективной жизненной стратегии. Но если педагог сумеет спроектировать вместе с учеником его перспективу, тогда на дороге к знанию появляется еще одна важнейшая мотивация, хорошо согласующаяся с романтикой прагматичной успешности современной молодежи. К ней надо прийти вместе с обучаемым, который постепенно обнаруживает рефлексивные механизмы самооценки, обретает радость творческой активности и выстраивает собственный успешный «жизненный лифт» [3, с. 28].
Литература:
- Ваулина Т. А. Развитие креативности в условиях современного европейского образования // Психология обучения. — 2013. — № 5.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
- Карлова О. А. Современные психолого-педагогические технологии развития креативности // Психология обучения. — 2014. — № 4. — С. 22–35
- Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. — 296 с.
- Цветкова А. Я. Особенности взаимосвязи креативности личности и профессиональной успешности учителей // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». — 2016. — № 3. — С. 249–254