Ошибки учащихся при усвоении грамматики и причины их появления (на материале изучения сложносочинённых и сложноподчинённых предложений)
Авторы: Кошенкова Наталья Владимировна, Рачителева Надежда Анатольевна, Саутина Наталья Федоровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 29.04.2018
Статья просмотрена: 1443 раза
Библиографическое описание:
Кошенкова, Н. В. Ошибки учащихся при усвоении грамматики и причины их появления (на материале изучения сложносочинённых и сложноподчинённых предложений) / Н. В. Кошенкова, Н. А. Рачителева, Н. Ф. Саутина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14193/ (дата обращения: 16.11.2024).
Большое значение в преподавании грамматической теории имеет проблема осознанного усвоения учащимися синтаксических понятий, определений и правил. Чтобы успешнее разрешить эту проблему, необходимо выяснить, какие ошибки делают учащиеся при изучении и усвоении теоретического материала.
Цель данной статьи — представить анализ ошибок, допускаемых школьниками при усвоении синтаксиса сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Опираясь на опыт работы в школе, учащиеся, даже сравнительно хорошо владеющие литературной речью, допускают в устной и в письменной речи немалое количество в построении сложных предложений. Причина этого явления — незнание правил синтаксиса или неумение их применять. Для успешного усвоения теоретического материала в изучении синтаксиса одним из средств совершенствования речи учащихся вообще и способов устранения ошибок при построении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений является осознанное восприятие учащимися грамматической теории.
В процессе нашей работы мы учитывали следующие ошибки учащихся при усвоении теоретического материала по синтаксису сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
- Ошибки в формулировании определений и правил (устные ответы учащихся).
- Ошибки при практическом применении этих правил (грамматический разбор).
В свою очередь ошибки в формулировании определений и правил классифицируются следующим образом:
- Неточности в разграничении членов предложения и частей речи при устном анализе сложных предложений (например, «Придаточным определительным называется такое предложение, которое служит для определения подлежащего (вместо — существительного) в главном предложении и отвечает на вопросы: какая? какой? какое?)
- Неполнота формулировки, а именно использование в формулировке одного какого-либо признака понятия (например, в формулировке используется только один вопрос: «Придаточными определительными называются такие, которые отвечают на вопрос какой?» или использованы только смысловые действия: «Придаточным цели называется такое предложение, которое указывает на цель действия») и т. д.
- Неумение подтвердить ответ примером или приведение ошибочного примера («Придаточным следствия называется такое придаточное, которое говорит о следствии, вытекающем из главного предложения». Пример: Дом стоял на косогоре так, что окна выходили недалеко от земли).
При грамматическом разборе выявлены следующие ошибки:
- Смешение разных видов предложений.
a) смешение простых и сложных предложений:
Кругом росла трава, и было тихо (ответ ученика:«Предложение простое»);
b) неумение отличить в предложении сочинение или подчинение:
Сверкнула молния, и вслед за тем раздался удар грома (предложение названо сложноподчинённым);
c) неумение находить отличия главного предложения от придаточного: Кто весел, тот смеётся (предложение кто весел определено как главное);
d) смешение разных видов придаточных предложений (самый распространённый тип ошибок):
Вдруг рванул ветер с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу (придаточное предложение названо изъяснительным);
- Ошибочное определение границ главного и придаточного предложений:
Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и, когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх (только выделенная часть названа главным предложением).
- Неумение правильно поставить вопрос:
Если будешь систематически работать над языком, скоро станешь вполне грамотно писать. (Задан вопрос: почему?)
Анализ ошибок в работах учащихся позволил выявить следующие причины их возникновения: 1) сложность изучаемого материала, 2) особенности восприятия учащимися и 3) недочёты в методике преподавания.
Рассмотрим более подробно каждую из причин.
Большое количество ошибок обусловлено трудностью изучаемого материала. Так, ошибки, заключающиеся в смешении связи подчинения и сочинения, разных видов придаточных, простых и сложных предложений свидетельствуют о внешнем сходстве некоторых грамматических явлений. Это сходство принимается учениками как тождество и порождает случаи грамматического смешения.
Остановимся на грамматических смешениях, которые возможны при изучении учащимися сложносочинённых предложений. Довольно часто сложносочинённые предложения смешиваются с простыми предложениями, которые имеют однородные члены. Причина такого смешения — сходство выражаемых отношений и связей между сложносочинёнными предложениями и простыми предложениями с однородными членами.
Например, предложение: К полудню стало жарко, и было невыносимо душно часто определяется как простое с однородными сказуемыми. Трудность увеличивается ещё и тем, что простые предложения в составе сложносочинённого являются односоставными.
Или, наоборот, простое предложение принимается за сложное: Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидели огонь (предложение названо сложносочинённым). Причиной ошибки в данном примере является наличие в предложении слов со сходными формами (в именительном и сходном с ним винительном падеже), которые принимаются учащимися за подлежащее (мы и огонь).
Особые трудности возникают при определении разных видов придаточных в сложноподчинённом предложении. Ошибки во многих случаях зависят от союзов-омонимов, присоединяющих к главным предложениям придаточные разных видов: Здесь столько блеску, что глаза разбегаются (придаточное степени названо изъяснительным).
Смешение видов придаточных происходит также оттого, что учащиеся с трудом усваивают новые для них отношения (уступки, условия, следствия).Кроме того, вызывает определённые сложности сама постановка вопросов к большинству видов причинно-следственных придаточных.
Трудностью материала могут быть обусловлены ошибки, заключающиеся в неправильном определении границ главного и придаточного предложений, особенно, когда придаточное находится в центре сложноподчинённого предложения и разрывает главное предложение. Например, в предложении: Везде, куда отважные заходят моряки, им снятся наши гавани, родные маяки — придаточным названо выделенное предложение)
Теперь обратимся к особенностям восприятия учащимися теоретического материала. Рассмотрим некоторые причины типичных ошибок. Выделив в понятии только один какой-либо признак, учащиеся руководствуются им постоянно при определении этого понятия. Например, при определении вида придаточного многие учащиеся используют только постановку вопроса от главного к придаточному. В других случаях таким закрепившимся признаком в сознании учащихся может быть союз, которым присоединяется придаточное к главному; например, союз как связан для них с придаточным образа действия, поэтому предложение С чувством горечи и удивления следил Павел, как ломается, казалось, так крепко сколоченная дружба так и разбирается.
Неосознанностью понятия в совокупности всех его признаков объясняется неумение учащихся мотивировать свой анализ того или иного предложения. Неумение мотивировать свой ответ, в свою очередь, объясняется тем, что в сознании учеников смешались признаки разных понятий. Прежде всего это связано с заучиванием теоретического материала, не осознав его. Механическое заучивание теоретического материала является и причиной неумения учащихся подтвердить свой теоретический ответ соответствующими примерами.
От особенностей восприятия учащихся зависит появление не только перечисленных ошибок, но и многих других: неточности при изложении материала, смешение видов придаточных. Надо отметить, сто причин этих очень много, поскольку речь идёт об особенностях индивидуального восприятия учащихся, но основные из них: формальное усвоение материала, неумение осознать понятие как совокупность всех его признаков.
Полноценное усвоение материала учениками зависит от третьего фактора — методике преподавания сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Отметим некоторые недостатки в методике преподавания грамматики в целом.
- Недостаточная и не всегда систематическая работа по осознанию учащимися понятий.
- Не уделяется должного внимания умению учащихся мотивировать свой ответ.
- Недостаточно используется приём сопоставления, хотя синтаксис сложных предложений представляет большие возможности для реализации этого приёма.
- Не всегда учитель обращает внимание на трудность грамматического материала. Не учитывается подробное изложение некоторых разделов материала, особенности этого материала не всегда отражаются на характере упражнений для закрепления.
- Недостаточная работа проводится на уроке с учебником при объяснении нового материала.
Мы рассмотрели основные типы ошибок, допускаемых учащимися при усвоении синтаксиса сложного предложения, и указали некоторые причины появления этих ошибок.
Похожие статьи
Развитие мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи на базе стихотворения К. И. Чуковского «Путаница»
В статье приводятся результаты исследования мышления дошкольников среднего возраста, а также методические приемы обучения детей построению логических конструкций и абстрактных понятий.
Теоретические основы использования инновационных технологий в образовательном процессе
В данной статье рассматриваются сложность и эффективные стороны использования инновационной технологии при преподавании русского языка, в частности изучения глаголов движения с приставками на нефилологических направлениях высшего учебного заведения и...
Похожие статьи
Развитие мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи на базе стихотворения К. И. Чуковского «Путаница»
В статье приводятся результаты исследования мышления дошкольников среднего возраста, а также методические приемы обучения детей построению логических конструкций и абстрактных понятий.
Теоретические основы использования инновационных технологий в образовательном процессе
В данной статье рассматриваются сложность и эффективные стороны использования инновационной технологии при преподавании русского языка, в частности изучения глаголов движения с приставками на нефилологических направлениях высшего учебного заведения и...