Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 03.05.2018

Статья просмотрена: 5094 раза

Библиографическое описание:

Кочнева, Т. В. Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Кочнева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14201/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается опыт определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Автор делится своим наблюдением за уровнем сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Статья будет полезна для педагогов дошкольных учреждений комбинированного вида, педагогов начального общего образования, а также студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: мелкая моторика, навык самообслуживания, умеренная умственная отсталость, обучающийся, уровень развития, ближайшее окружение.

В настоящее время существует тенденция увеличения числа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Анализ литературы по теме исследования показывает, что у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра с трудом формируются гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Самообслуживание − обслуживание себя своими собственными средствами, без помощи других [4, с. 54].

По мнению В. Г. Нечаевой «самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические требования» [3, с. 34].

Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра характерна несформированность всех познавательных процессов. Очень часто у них обнаруживается полная беспомощность в самообслуживании и очень низкое владение гигиеническими навыками (или полное их отсутствие), а особенности развития обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра затрудняют их обучение в условиях группы.

Констатирующий этап экспериментального исследования проводился на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные общеобразовательные программы, «Центр «Дар». В нем были задействованы трое обучающихся, которым по заключению территориальной ПМПК рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа на основе учебного плана обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, имеющих расстройства аутистического спектра (сложный дефект).

Для определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования, была использована методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, предложенная Г. Г. Зак, О. Г. Нугаевой, Н. В. Шульженко [1, с. 54], в которой критерии оценивания сформированности навыков самообслуживания были адаптированы под обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра.

I.Изучение знаний обучающихся осебе ио предметах окружающего мира.

Для решения задачи изучения знаний обучающихся о себе и о предметах ближайшего окружения предлагается обследование возможности обучающегося соотносить предметы ближайшего окружения с их названиями, выявление знаний по темам: «Части тела», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы, необходимые для удовлетворения естественных потребностей». В соответствии с темами обучающимся предлагаются задания.

  1. Части тела:

— «Покажи, где руки (ноги, пальчики, рот)». Если обучающийся осуществляет связь между предметом и его наименованием, то дополнительно в задании требуется показать правую руку (ногу), левую руку (ногу).

  1. Одежда и обувь:

— «Покажи, где футболка (брюки, ботинки, сандалии)».

  1. Посуда:

— «Покажи, где чашка (ложка, тарелка, салфетка)».

  1. Мебель:

— «Покажи, где стол (стул, шкаф)».

  1. Предметы, необходимые для удовлетворения естественных потребностей:

— «Покажи, где мыло (полотенце, горшок)».

Критерии оценивания:

− соотносит предметы ближайшего окружения с их названиями;

− не соотносит предметы ближайшего окружения с их названиями.

II.Изучение развития мелкой моторики.

Для изучения мелкой моторики обследуются умения обучающихся застегивать и расстегивать «липучки», молнии, пуговицы, развязывать и завязывать шнурки. Обучающемуся предлагается на рамке с липучками расстегнуть и застегнуть «липучки», потом на рамке с молнией, затем на рамке с пуговицами и рамке со шнурками. Рамка лежит перед обучающимся на столе. В ходе выполнения заданий оценивается уровень развития мелкой моторики с учетом следующих оснований для анализа: понимание инструкции и выполнение задания в соответствии с инструкцией; уровень самостоятельности выполнения задания (самостоятельно или с помощью педагога, после демонстрации или в ходе подражания, выполнение «рука в руке»).

Критерии оценивания:

Выполнение заданий оценивается по трехбалльной шкале:

0 — обучающийся инструкции не понимает, в задании не ориентируется, самостоятельно задание не выполняет, даже после показа.

1 — обучающийся инструкцию понимает, ориентируется в задании, но не достигает цели, мелкая моторика развита слабо, обучающийся выполняет действия только с помощью взрослого («рука в руке»);

2 — обучающийся инструкцию понимает, ориентируется в задании, задание выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, мелкая моторика хорошо развита.

0–3 балла — низкий уровень развития мелкой моторики.

4–5 баллов — средний уровень развития мелкой моторики.

6–8 баллов — высокий (достаточный) уровень развития мелкой моторики.

III.Изучение сформированности навыков самообслуживания.

Для изучения сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра используется метод наблюдения за повседневной жизнью. Отмечались следующие навыки:

Навыки приема пищи:

– сесть за стол;

– пользоваться ложкой;

– пользоваться чашкой;

– вытирать рот салфеткой;

– убирать за собой посуду и задвигать стул.

Навыки удовлетворения естественных потребностей:

– проситься в туалет;

– сидеть на унитазе;

– ходить на унитаз;

– открывать кран с водой;

– брать мыло и намыливать руки, и тереть их друг о друга;

– смывать мыло;

– закрывать кран;

– вытирать руки полотенцем.

Навыки пользования одеждой и обувью:

– надевать брюки;

– надевать футболку;

– надевать куртку;

– застегивать молнию на куртке;

– надевать ботинки;

– снимать брюки;

– снимать футболку;

– снимать куртку;

– расстегивать молнию на куртке;

– снимать ботинки;

– убирать одежду в шкаф.

Критерии оценивания:

Состояние каждого навыка оценивается в баллах, количество баллов варьируется от 0 до 2.

0 баллов — навык отсутствует, все действия выполняются взрослым.

1 балла — выполнение навыка при незначительной помощи взрослого.

2 балла — навык сформирован.

0–25 баллов − низкий уровень сформированности навыков самообслуживания. Обучающиеся нуждаются в значительной помощи взрослого. Требуется работа по формированию навыков самообслуживания.

26–44 балла — средний уровень сформированности навыков самообслуживания. Обучающийся нуждается в развитии и повышении уровня навыков самообслуживания.

45–48 баллов — высокий (достаточный) уровень сформированности навыков самообслуживания.

Таким образом, для изучения уровня сформированности навыков самообслуживания обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра применяются методы беседы и наблюдения за повседневной жизнью. Для определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра применяется методика, описанная выше.

В результате диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследовании, было установлено, что только один обучающийся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра соотносит предметы ближайшего окружения с их названиями по 5 предъявленным темам, у двух обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра возникают трудности в соотношении предметов ближайшего окружения с их названиями.

Также выявлено, что у одного обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра развитие мелкой моторики на среднем уровне, у двух обучающихся — низкий уровень развития мелкой моторики.

У всех обучающихся вышеуказанной категории, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования уровень сформированности навыков самообслуживания на среднем уровне.

Коррекционная работа олигофренопедагога по повышению уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра должна быть направлена, в первую очередь, на развитие мелкой моторики.

Эффективной формой организации работы олигофренопедагога по повышению уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра является индивидуальная форма работы.

Литература:

1. Зак, Г. Г. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Г. Г. Зак, О. Г. Нугаева, Н. В. Шульженко // Специальное образование. — 2014. — № 1 (33). — С. 52–59.

2. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А. Р. Маллер. — М.: Просвещение, 2003. — 123 с.

3. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская [и др.]; под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1984. — 272 с.

4. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Просвещение, 1997. — 125 с.

Основные термины (генерируются автоматически): умеренная умственная отсталость, навык самообслуживания, мелкая моторика, обучающийся, уровень развития, ближайшее окружение, нарушение, расстройство, сочетание, спектр.

Ключевые слова

мелкая моторика, обучающийся, умеренная умственная отсталость, навык самообслуживания, уровень развития, ближайшее окружение

Похожие статьи

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройством аутистического спектра

Трудности в освоении образовательной программы проявляются у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) ввиду несформированности у них навыков социального взаимодействия, коммуникации и воображения, что приводит к неуспешности в познавательно...

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ

В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Исследование посвящено рассмотрению особенностей формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функци...

Компетентность педагогов в сфере формирования основ здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Статья посвящена изучению вопроса компетентности педагогов специальных (коррекционных) школ VIII вида в вопросах формирования основ здорового образа жизни у учащихся. Анализируется уровень готовности учителей к работе в данном направлении, основные т...

Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается вопрос комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Статья может быть полезна педагогам и специалистам, работающим с детьми с наруше...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Похожие статьи

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройством аутистического спектра

Трудности в освоении образовательной программы проявляются у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) ввиду несформированности у них навыков социального взаимодействия, коммуникации и воображения, что приводит к неуспешности в познавательно...

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ

В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Исследование посвящено рассмотрению особенностей формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функци...

Компетентность педагогов в сфере формирования основ здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Статья посвящена изучению вопроса компетентности педагогов специальных (коррекционных) школ VIII вида в вопросах формирования основ здорового образа жизни у учащихся. Анализируется уровень готовности учителей к работе в данном направлении, основные т...

Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается вопрос комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Статья может быть полезна педагогам и специалистам, работающим с детьми с наруше...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...