Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Автор: Ноёфтова Мижгона Ноёфтовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 03.05.2018
Статья просмотрена: 156 раз
Библиографическое описание:
Ноёфтова, М. Н. Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения / М. Н. Ноёфтова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14208/ (дата обращения: 19.12.2024).
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.
Ключевые слова: дошкольное учреждение, образовательное пространство, социальная активность, дети дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст обладает особым значением в развитии основ социальной активности. Именно в нем происходят значительные изменения в социальном и личностном развитии ребенка, создавая необходимые предпосылки для становления начальных форм социальной активности.
В работах Г. М. Андреевой А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского и др., процесс социализации предстает интерсубъектным, а отношения «личности и общества» рассматриваются как взаимопроникновение. Ребенок не только усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, он активно воспроизводит в процессе социализации систему социальных связей за счет своей активной деятельности. Социализация старшего дошкольника может быть рассмотрена как индивидуальный творческий процесс, включающий его в социальные отношения, осознанные и наполненные индивидуальным смыслом. Включаясь в систему доступных общественных отношений, ребенок одновременно приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. развитие в обществе включает единый процесс его социализации.
Е. А. Ануфриев пишет: «В возрасте 6–7 лет у детей возникает новая форма коммуникативной деятельности, обозначаемая как внеситуативно-личностная. В отличие от всех предыдущих она служит целям познания мира социального, а не предметного. Такое общение имеет для детей 6–7 лет жизненно важное значение, так как позволяет им удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми, способствует проявлению интереса к внутреннему миру другого человека, к его чувствам и переживаниям» [2].
К. А. Абульханова-Славская отмечает: «Для детей 6–7 лет характерно развитие самосознания ребенка или становление его «Я-концепции», без которого не может состояться познание социального мира и адекватное социальное самоопределение. Это система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Только по мере активности самосознания ребенка, по мере осознания своего взаимодействия с окружающим социумом, своей активности в этом взаимодействии, социальный опыт будет присвоен им в полной мере» [1].
Благодаря развитию самосознания ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать побудительную силу и последствия своих поступков. Осознание себя, своих качеств и своего поведения, приводит к пониманию того, чем вызвано то или иное отношение окружающих к нему. Осмысление себя как личности наиболее явно проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
По словам Т. И. Паниманской «Становление положительной самооценки дошкольника является прямым следствием того, какое подкрепление его действиям дает взрослый (педагог, родитель). Положительное мнение о себе, в сознании старшего дошкольника преломляется в желание и способность действовать самостоятельно, в умение верно оценивать свое поведение и поступки. От уровня самооценки зависит активность личности, а мотивация успеха обеспечит активность в деятельности и становление социально-ценностных черт личности: целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности» [3].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы говорит о наличии весомых психических новообразований в 6–7летнем возрасте, содействующих заключению трудности развития социальной активности: возникновение произвольности в поведении, общественных мотивов, внимания к социальному миру, становление децентрации, самосознания, рефлексии.
Исходя из теоретической части нашей работы, мы провели исследование на базе одного из детских садов города Йошкар-Олы.
Цель исследования: исследовать эффективность развития социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Для решения данной цели нами использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирующий эксперимент, наблюдение, игра, беседа, диагностика.
Для того, чтобы исследовать социальную активность детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения мы применили следующие диагностические методики: «Помощь» (Т. И. Бабаева); практические экспериментальные ситуации «Задание на дом» и «Помощь малышам» (Т. И. Бабаева); «Наведи порядок» (О. В. Солодянкина).
Подводя итоги всех диагностических методик в экспериментальной группе детей 6–7 лет высокий уровень развития социальной активности выявлен у 3 дошкольников из 15 испытуемых, средний уровень — 7 дошкольников, низкий — 5 дошкольников, а в контрольной группе детей 6–7 лет высокий уровень выявлен у 5 дошкольников из 15 испытуемых, средний уровень — у 6 дошкольников, низкий — у 4 дошкольников.
Далее на следующем этапе исследования для формирования социальной активности мы разработали комплекс ситуаций, направленных на формирование социальной активности в образовательном пространстве дошкольного учреждения которые проходили в течении трех месяцев. Они проводились раз в неделю. В его структуру входили углубленное ознакомление детей профессиями работников детского сада и их окружающее образовательное пространство в детском саду.
Таким образом, по результатам проведенных мероприятий, был выявлен значительный прогресс в развитии социальной активности у детей 6–7 лет. Выполненная работа отлично отразилась на детях, повысив их знания о профессиях и проявления их социальной активности. Результаты проведенной формирующей работы показали, что образовательное пространство дошкольного учреждения положительно повлияла на процесс формирования социальной активности у детей 6–7 лет и может быть использована педагогами дошкольных учреждений в практике.
Литература:
- Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-Славская — М.: Наука, 2005. — 288 с.
- Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности / Е. А. Ануфриев: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://diss.unn.ru/files/2014/460/diss-Anufriev _-460.pdf, вход свободный (дата обращения 28.04. 2018).
- Пониманская Т. И. Усвоение старшими дошкольниками норм в совместной трудовой деятельности / Т. И. Пониманская; МНИИ дошкольного воспитания — М.: Просвещение, 2011. — 230 с.
Ключевые слова
образовательное пространство, социальная активность, дети дошкольного возраста, дошкольное учреждениеПохожие статьи
Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения
В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы
В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.
Похожие статьи
Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения
В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы
В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.