Особенности преподавания курса физики для лиц с нарушениями слуха
Авторы: Лапшакова Оксана Юрьевна, Оболонская Оксана Сергеевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 04.05.2018
Статья просмотрена: 448 раз
Библиографическое описание:
Лапшакова, О. Ю. Особенности преподавания курса физики для лиц с нарушениями слуха / О. Ю. Лапшакова, О. С. Оболонская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14234/ (дата обращения: 15.11.2024).
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Равноправие всех граждан, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в получении среднего, средне-специального и высшего образования. Получение специального образования позволяет людям с ОВЗ обучаться в адекватной их здоровью среде обучения. Целями обучения являются адаптация и интеграция этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовка к трудовой деятельности и семейной жизни. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом, специальное образование входит в индивидуальную программу реабилитации инвалида в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов [1,2].
Кемеровский Государственный университет (КемГУ) обеспечивает проведение вступительных испытаний и интегрированное обучение лиц с ОВЗ и (или) инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья [3]. На этих же принципах строится изучение отдельных дисциплин.
Предмет «Физика» изучается на каждой технической специальности. Для гуманитарных специальностей физика включена в курс естествознания.
При обучении студентов с нарушениями слуха реализуются следующие педагогические принципы: наглядности, индивидуализации, коммуникативности с применением информационных технологий. Недостаточный уровень овладения речью является препятствием для полноценного развития всей познавательной деятельности глухих и слабослышащих обучающихся.
Специфические особенности психики и нарушение становления и развития речи, а также своеобразное восприятие памяти и мышления характерны для студентов с врожденным или поздним снижением (отсутствием) слуха, однако достаточными для получения образования и профессии умственными способностями.
В связи психофизическими особенностями данной категории студентов, формируются небольшие группы (5 -7 человек), включающие в свой состав студентов с разной степенью потери слуха (и глухие, и слабослышащие). Из-за заниженного интеллектуального потенциала, а также нередких психофизических отклонений в развитии процесс обучения может вызвать затруднения у преподавателей и студентов [4].
Формой организации учебного процесса курса физики является лекционно-семинарская система обучения и поэтапный контроль знаний студентов, приводящие к формированию системы обобщенных знаний. Применение поэтапной системы контроля, текущего и промежуточного, способствует непрерывной аттестации студентов.
Для студентов с нарушением слуха следует учитывать следующие особенности обучения: параллельное сопровождение процесса обучения другими компонентами реабилитации; значительно более тесное взаимодействие преподавателей и студентов; применение наглядных средств обучения. Перенос акцента на невербальные средства преподнесения учебного материала является одним из возможных путей решения ряда педагогических вопросов, связанных с усвоением знаний.
Одна из особенностей познавательной деятельности глухих состоит в их склонности к формальным действиям, оперированию по привычному образцу с ориентацией на внешние, нередко несущественные признаки объекта. Для достижения осознанного усвоения материала следует активизировать у студентов наглядные представления об изучаемом объекте.
Выделенные особенности указывают на необходимость учета психологических принципов подачи материала глухим и слабослышащим студентам при разработке учебных курсов, особенностей восприятия, памяти, утомляемость и физические возможности студентов при выборе заданий и способов предъявления учебного материала. Одним из важнейших факторов, способствующих повышению уровня подготовки, является индивидуализация учебной деятельности студентов в системе целостного педагогического процесса. Большое значение для совершенствования процесса обучения студентов с нарушением слуха имеет рациональное сочетание наглядных и словесных средств, а также их дозированное применение.
Особенности речи и мышления людей, имеющих недостатки слуха, обусловливают сужение объема поступающей в процессе обучения информации и ограничение их коммуникативных возможностей. Именно поэтому в обучении таких студентов возрастает необходимость реализации принципа коммуникативности. Эффективное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе, умение представлять и защищать результаты своей работы, владение различными социальными ролями в коллективе, способность к организации эффективного делового общения являются навыками, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.
При выполнении лабораторных работ по физике развивается коммуникативный компонент в результате включения студентов в групповую деятельность на основе формирования словесной речи. Поэтому коммуникативная система, действующая в практике обучения глухих и слабослышащих, в большей степени направлена на развитие словесной коммуникации. Задачей данной системы является обучение языку как средству общения.
Процессы восприятия и воспроизведения речи взаимосвязаны, их совершенствование осуществляется в условиях использования развивающегося остаточного слуха студентов в ходе образовательного процесса.
В процессе лекционных занятий по физике происходит сочетание разных видов речевой деятельности, которая подкрепляется на практике при проведении лабораторных работ. От содержания целей, условий практической деятельности зависят и соответствующие коммутативные функции, играющие важную роль для получения высшего профессионального образования студентами с нарушением слуха.
Для студентов с нарушением слуха необходимым также является построение процесса обучения курса физики на основе учета их психофизиологических особенностей, интеллектуального развития, способностей, уровня подготовки. При подготовке к занятиям, преподаватель подбирает разнообразный дидактический материал, исходя из учебных возможностей студентов (уровня усвоения знаний), индивидуального темпа работы. Дидактический материал готовится с учетом индивидуальных способов переработки учебной информации (словесного, знаково-символического, рисуночного и др.).
При работе со студентами с нарушением слуха устное объяснение материала по физике всегда подкрепляется наглядными изображениями и затем дублируется устными пояснениями. Далее проводится беседа по представленному материалу (вопросы студентам, выявляющие степень восприятия нового материала с целью восполнения пробелов понимания). Таким образом, можно представить схему объяснения нового материала: устное объяснение — визуальный объект — устное пояснение — беседа по предложенному материалу. При защите лабораторных работ речь студента (любой её вид), подкрепленная рисунками, говорит о понимании изученного материала по предмету.
Выбор методов обучения физике осуществляется в зависимости от содержания изучаемой темы и форм обучения (лекция, практическое занятие, лабораторная работа, самостоятельная работа, индивидуальная консультация). При изучении курса физики следует использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (лекция, работа с литературой и т. п.); репродуктивный (студенты получают знания в готовом виде); программированный или частично-поисковый (управление и контроль познавательной деятельности по схеме, образцу) [5].
Для повышения эффективности на занятиях по физике можно использовать следующие средства обучения: учебная, справочная литература, работа с которой позволяет развивать речь, логику, умение обобщать и систематизировать информацию; словарь понятий, способствующий формированию и закреплению терминологии; структурно-логические схемы, таблицы и графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, активизирующие различные виды памяти; раздаточный материал, позволяющий осуществить индивидуальный и дифференцированный подход, разнообразить приемы обучения и контроля успеваемости; технические средства обучения [6,7].
Предлагаемый для изучения материал курса физики должен быть представлен в доступной форме независимо от степени потери слуха и развития речи с учетом формирования индивидуальной направленности обучения каждого студента.
Объяснение учебного материала по предмету происходит от простого к сложному. В меньшей степени применяется принцип обучения от общего к частному, так как студенты с нарушением слуха легче воспринимают и усваивают конкретные понятия, в отличие от абстрактного материала.
На практических занятиях по физике необходимым является систематическая работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации самостоятельных работ и проверки домашних заданий с обязательной корректировкой (на каждом занятии).
Для обучения студентов с ОВЗ применяется материал в наиболее легко воспринимаемой форме. Для глухих, как правило, такой формой является жестовый язык. Применение практики опережающего чтения, когда студенты заранее знакомятся с лекционным материалом по предмету и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты, позволяет слабослышащим студентам лучше ориентироваться в потоке новой информации.
Обязательными элементами каждого занятия по физике являются название темы, постановка цели, сообщение и запись плана занятия, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности студентов и способов проверки усвоения материала. Наряду с этими элементами при обучении студентов с нарушением слуха необходимым компонентом занятий является словарная работа, т. е. работа по обогащению и развитию речи глухих и слабослышащих на занятиях.
В КемГУ для обучающихся студентов с нарушением слуха используется специализированное оборудование: информационная стационарная система — «ИСТОК» С-1И и беспроводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования — Радиокласс (радиомикрофон) «Сонет-РСМ».
Обучение глухих и слабослышащих студентов по дисциплине «Физика» должно осуществляться на основе образовательных программ, адаптированных для людей с нарушениями слуха, разработка, которых строится на основании индивидуальных особенностей для каждого студента. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям студента, динамике его развития.
Литература:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с дополнениями и изменениями.
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗах. Письмо Минобразования РФ от 08 апреля 2014 г. N АК-44/05 вн.
- Методические рекомендации по обучению студентов с ОВЗ / под ред. Б. Б. Айсмонтаса, И. В. Быстровой: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. — М.: МГППУ, 2013. — 43 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
- Положение о порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.
- Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся КемГУ.