Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 17.05.2018

Статья просмотрена: 2474 раза

Библиографическое описание:

Евстифеева, Д. О. Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы / Д. О. Евстифеева, Н. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14268/ (дата обращения: 19.12.2024).



Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л. Н. Толстой

Одни из самых важных людей в современной школе — классные руководители. Они связующее звено между детьми, родителями и школой. На их плечах — жизнь класса, организация досуга, решение проблем и создание дружеской и творческой атмосферы. На классного руководителя нигде не учат, но в то же время эта работа требует серьезной подготовки, определённых знаний и сил.

В условиях современного обязательного всеобщего среднего образования возрастают функциональные обязанности классного руководителя в формировании научного мировоззрения, нравственности подрастающего поколения.

Важная роль в решении задач нравственного воспитания принадлежит классному руководителю, который организует и направляет воспитательный процесс в классе — основном первичном коллективе учащихся образовательной школы.

Теория нравственного воспитания указывает пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления ввиду внедрения в социальную жизнь интернет пространства, социальной сети, мессенджеров, ЭОР, МЭШ. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них — недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

По мнению экспертов и Активных граждан столицы [1], необходимо уделить особое внимание таким аспектам работы классного руководителя, как:

‒ умение организовать воспитательный процесс;

‒ умение организовать образовательный процесс;

‒ умение организовать внешкольную и внеклассную деятельность;

‒ умение организовать взаимодействие родителей, учителей и детей в интересах каждого ребенка;

‒ умение использовать ресурсы города для формирования личности юных москвичей;

‒ умение использовать интернет пространство и социальные сети в организации воспитательной работы;

‒ психология общения.

Не умаляя воспитательного потенциала урока, именно классный час позволяет классному руководителю с наибольшей полнотой выполнить свои воспитательные функции. По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финдацевич, классный час выполняет следующие функции: просветительную, ориентирующую и направляющую. Широкий разноплановый характер воспитательной работы классного руководителя требует ее четкой организации.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час — это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах — о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и др.

План-конспект классного часа «…ты вответе за всех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери) для учащихся младших классов

Тема классного часа: «…ты в ответе за всех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Цель классного часа: продолжать формировать понятие о домашних животных, правилах ухода за ними.

Задачи:

Образовательные:

‒ закреплять и систематизировать знания воспитанников о правилах ухода за домашними животными: кошкой, собакой;

‒ продолжать учить пересказу по плану с опорой на иллюстрацию.

Воспитательные:

‒ повышать учебную мотивацию;

‒ воспитывать навыки работы в коллективе, самоконтроль;

‒ воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Здоровьесберегающие:

‒ следить за правильной осанкой детей;

‒ чередовать статические и динамические задания;

‒ способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: карточки со словами, правилами, интерактивный кроссворд «Правила ухода за домашними животными», диск с фрагментом мультфильма «Почему ушел котенок?», стационарный компьютер, ноутбуки, аудиодиск «Голоса животных», учебное пособие «Магнитный алфавит», портрет А. де Сент-Экзюпери, flash игра «Уход за домашним животным».

Ход классного часа

Этапы ивиды работы на этапе

Деятельность классного руководителя

Деятельность воспитанников

  1. Организация начала классного часа

Приветствие.

Организация учащихся на занятие.

Буквы рассыпались.

—Кто выйдет к доске и соберет слово?

—Что получилось? ЖИВОТНЫЕ

Отвечают на вопрос.

Повторяют слово хором.

  1. Актуализация опорных знаний

-Назовите, в какие две группы объединяют животных?

—Назовите тему предметной недели.

—О каких домашних животных мы говорили на предметной неделе?

Отвечают на вопросы.

  1. Проверка домашнего задания

-Кто выйдет к доске и расскажет о своём домашнем животном?

Рассказывают по плану о своих домашних животных с опорой на фотографии.

  1. Обобщение

-Ответьте на вопросы по рассказам учащихся.

Отвечают на вопросы.

  1. Введение в тему

-Чтобы узнать тему классного часа, просмотрите видеофрагмент мультфильма «Почему ушел котенок» и ответьте на вопрос: Почему ушел котенок?

—Как мы должны относиться к домашним животным?

Слушают.

Отвечают на вопросы.

  1. Сообщение темы и целей классного часа

Тема классного часа: «... ты в ответе за всех, кого приручил» (А. де Сент-Экзюпери).

Работа со словами: ответственность, приручать.

—Как вы понимаете эти слова.

Сегодня мы вспомним правила ухода за домашними животными.

Слушают.

Хором проговаривают слова и объясняют их значения.

Отвечают на вопрос.

  1. Закрепление

1) Беседа

- Назовите, какие правила ухода за домашними животными вы знаете.

Работа со словами: ветеринар, воспитывать.

Отвечают на вопрос.

Хором проговаривают слова.

  1. Первичное закрепление

Интерактивный кроссворд «Правила уход за домашними животными».

Разгадывают кроссворд.

  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И как кошки зашипели,

Когти дружно показали,

«Мяу, мяу» — все сказали,

Как щенята побежали,

Хвостиками повиляли.

Шагом марш! На месте стой!

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

Выполняют динамические движения в соответствии с инструкцией.

  1. Закрепление

1) Техника безопасной работы с компьютером

– Давайте вспомним технику безопасной работы с компьютером.

Работа со словом: компьютер.

Хором проговаривают слово.

Вспоминают технику безопасной работы с компьютером.

  1. Практическая работа

1) Дидактическая игра

  1. Отчет о проделанной работе

-Откройте игру «Уход за домашними животными».

—Кликом мышки выберите понравившеюся вам кошку или собаку.

—Назовите какое первое задание в игре?

—Следующее задание?

—Посмотрите, какие чистые, нарядные, ухоженные домашние животные.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание.

Демонстрируют завершенную flash игру на экранах ноутбуков.

  1. Подведение итогов классного часа

-Чем занимались на классном часе?

—Как люди должны относиться к домашним животным?

— Назовите правила ухода за домашними животными.

—Какую пользу приносят домашние животные?

Отвечают на вопросы.

Слушают классного руководителя.

Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую сторону учения и практической деятельности школьника ни взять, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей классного руководителя.

Литература:

  1. Курсы повышения квалификации для классных руководителей // Активный гражданин. URL: https://ag.mos.ru/poll/index?filter=old (дата обращения: 14.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): классный час, классный руководитель, нравственное воспитание, животное, домашние, воспитательная работа, правило ухода, безопасная работа, работа, слово.

Похожие статьи

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Теоретические аспекты развития аксиологического потенциала обучающихся

Актуальные проблемы паспортно-регистрационного режима в России

Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике

Похожие статьи

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Теоретические аспекты развития аксиологического потенциала обучающихся

Актуальные проблемы паспортно-регистрационного режима в России

Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике