Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников
Автор: Пойминова Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)
Дата публикации: 23.05.2018
Статья просмотрена: 242 раза
Библиографическое описание:
Пойминова, Е. В. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников / Е. В. Пойминова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14294/ (дата обращения: 19.12.2024).
В последние годы заметно активизировалась деятельность государства по формированию у граждан России чувств патриотизма, гордости за свое Отечество. Об этом свидетельствует Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Необходимость усиления познавательного интереса к отечественным традициям и праздникам в условиях детского сада диктуется его ведущей ролью в формировании качеств, необходимых каждому гражданину России. Именно в дошкольном возрасте, как свидетельствует подавляющее число исследований, формируются базовые качества личности, определяющие всю последующую жизнь. Внимание к патриотическому воспитанию в условиях детского сада должно быть приоритетным.
С 1 января 2014 введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором предусмотрены задачи по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
В ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является:
‒ формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. [1]
Целью нашей работы является создание условий для формирования познавательного интереса у дошкольников с к традициям родного края через активное сотрудничество с семьями воспитанников.
Для достижения поставленных целей были обозначены следующие задачи:
Изучить и разработать на основе имеющихся программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников систему работы по формированию познавательного интереса к традициям Белгородчины.
Создание в детском саду и семье условий для саморазвития дошкольника, как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.
Воспитание уважения к труду.
Развитие интереса к народным традициям.
Развитие эмоциональности, любознательности, активности, общительности посредством погружения в особую предметную среду.
Содействие педагогов и родителей всестороннему развитию ребенка и реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с обычаями и традициями своего народа.
Большую роль в формировании познавательного интереса у детей играет музейная педагогика. Музейный воспитательно-образовательный процесс имеет два направления:
‒ организованное посещение детьми Белгородского государственного музея народной культуры, ежемесячно согласно плану взаимодействия, а также экскурсии в музей-диараму «Огненная дуга» (Курская битва. Белгородское направление);
‒ создание в детском саду мини-музея «Русская горница».
При проведении образовательной деятельности в условиях музея дети познакомились с традиционным укладом жизни, бытовыми условиями далёкого прошлого. Вместе с тем, они осознают вечное стремление предков к гармонии и красоте, благодаря которой затейливо украшались предметы, которыми они пользовались — скатерти, рушники, посуда. Впечатления от посещения музейных уроков, нашли своё отражение в работе над проектом «Наш друг — музей».
Своё развитие линия музейной педагогики нашла в создании мини-музея «Русская горница». Музей собирался «с миру по нитке» разными людьми: сотрудниками, родителями, причём из вещей, в подавляющем большинстве подлинных, а не «новоделов». Прикосновение к старой вещи оставляет огромное впечатление в детской душе, когда рассказ ведётся от лица ребёнка, жившего в то время.
Предметы народного быта, собранные в музее, являются не только экспонатами, но и важными действующими персонажами образовательного процесса: платья, рубахи, головные уборы и музыкальные инструменты участвуют в праздниках и досугах, посуда в театрализованных постановках по русским народным сказкам «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», и т. п.
Использование музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс формирования познавательного интереса и познавательной активности к традициям и обычаям Белгородчины. Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. При построении взаимодействия с родителями важно создать такие условия, при которых данное взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным. Мини-музей народного быта помогает восстановить и укрепить часто потерянные и ослабленные в современном мире, традиционные семейные, родовые связи. В нашей горнице стало традиционным проведение совместных с родителями «посиделок». Это учит общению родителей и детей и укрепляет семейные традиции, а значит и семью. Взаимодействие с родителями рассматривается как постепенный и непрерывный процесс, включающий обогащение воспитательных умений родителей и строится в двух направлениях:
‒ психолого-педагогическое просвещение родителей,
‒ организацию совместной детско-родительской деятельности.
При построении взаимодействия с родителями использовались разнообразные формы работы:
‒ Участие родителей в образовательной деятельности с детьми. Как показывает практика, не сразу родители откликались на наши просьбы, но стоило одному из родителей организовать экскурсию на предприятие, на которое он работает, как тут же начали поступать предложения от других родителей в организации экскурсий, выставок, проведении мастер-классов. И, как оказалось, у многих родителей есть, что рассказать ребятам о своей работе, увлечениях, а, что может быть лучше, чем встреча с увлеченным человеком! Естественно, что перед каждой встречей педагоги обговаривают с такими родителями план беседы или мастер-класса;
‒ индивидуальные и групповые консультации;
‒ наглядно — просветительские: папки — передвижки, выставки детских работ, выпуск листовок и других печатных материалов для родителей;
‒ семейные праздники светского и церковного календаря с участием родителей и детей;
‒ совместные творческие мероприятия (выставки рисунков, поделок из бросового материала, фотовыставки, мастер-классы, квест-игра);
‒ участие родителей в создании и преобразовании пространственно-предметной развивающей среды (макетирование «Русское подворье» и «Русская изба»).
‒ проектная деятельность
Взаимодействие с родителями по созданию детско-родительского сообщества осуществлялось по блокам.
1 блок «Моя семья» В рамках проектной деятельности происходит знакомство детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, со значимостью добросовестного отношения к любому делу, с мастерством, уважаемым в обществе, социуме. Активно используются личные архивы родителей. В мини-музее собраны материалы о героях Великой Отечественной войны; о современных воинах (фотографии со службы, награды и знаки отличия из Чернобыля и Чечни). В этом блоке организовывались выставки семейных коллекций, например «Бабушкины рушники», «Борисовская керамика», «Дымковская роспись». Детям очень важно встретиться с неравнодушным человеком, который знает все о каждом экспонате, знает историю, поможет заразить ребят своим делом, а в коллекционировании самое главное и есть познавательный интерес и активность.
2 блок «Наш микрорайон»
Дети учатся «путешествовать» по карте микрорайона, планируют макет своего двора, а вместе и своего микрорайона. Ознакомлению детям помогают экскурсии: в близлежащую школу, к фонтану, в библиотеку, туристические походы в берёзовую рощу, целевые прогулки по улицам микрорайона. Большое значение имеют экскурсии, организованные родителями на место своей работы в нашем микрорайоне: Хладокомбинат «Бодрая корова», завод сельхозтехники имени В. Рязанова, школы № 11 и 44, встречи с людьми, которые строили дома. Результатом сотрудничества стало создание фотоальбома «Мы и наша Крейда», а также участие в проектной деятельности «Экскурсия по Крейде». Традиционным стало празднование дней воинской славы: 5 Августа, 9 Мая, 23 Февраля. В эти дни проходят возложение цветов к памятнику майора Ф. С. Дзгоева, и к бюсту генерала Ватутина
3 блок «Мой любимый город»
Особое эмоциональное впечатление, имеющее духовно-нравственное, патриотическое, воспитательное значение, дети получили в ходе экскурсий в музей-диараму, к Вечному огню. Традиционными стали Дня защитника Отечества, День Победы, на которые приглашаются ветераны Великой Отечественной Войны и солдаты войсковой части. Самые интересные моменты экскурсий и путешествий отражены в фотоальбомах «Наш Белгород», впечатления от экскурсий дети передают в своих рассказах, рисунках. Результатом работы стало и то, что многие семьи самостоятельно начали посещать с детьми музеи и выставки города, родители самостоятельно стали обращать внимание детей на отдельные элементы выставки, побуждать детей рассказать об этом в детском саду, узнать больше о понравившемся экспонате. Таким образом, у нас в группе появилась традиция «Тур выходного дня», когда дети проводят рекламу выставке или другому событию или достопримечательности в нашем городе, на которой побывали сами, узнали что-то новое и рекомендуют друзьям и взрослым это увидеть.
4 блок «Россия— Родина моя»
Изучение традиций русской народной культуры продолжается в системе дополнительного образования. На базе мини-музея был создан кружок «Русская горница». План работы кружка составлен на два года, занятия проходят еженедельно, включая в себя знакомство с народными праздниками, фольклором, народно-декоративным и прикладным искусством, русскими народными музыкальными инструментами. Здесь неоценимую помощь нам оказали бабушки наших детей. Оказалось, что некоторые из них владеют приёмами росписи игрушек из папье-маше и умеют делать различные куклы-обереги. Бабушки имеют больше времени, чем родители для занятий с детьми, поэтому мы с благодарностью принимаем их помощь и даже планируем художественно-творческую деятельность в соответствии с тем, что выбрали дети для собственной деятельности.
После участия родителей, и не только, в совместных занятиях с детьми, календарных праздниках, посиделках, изготовлении поделок, костюмов многие родители с возросшим интересом стали относиться к совместной образовательной деятельности. И чем больше мы привлекаем их к нашей работе, чем активнее показываем им результаты детской деятельности, тем больше открываем им возможностей самим становиться полноправным участником образовательного процесса.
Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями позволяют укрепить познавательный интерес к традициям родной Белгородчины, понятие о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. В ходе работы по данному направлению была получена возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности. Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения, мы убедились в том, что в формировании познавательного интереса к культуре и традициям родного края большую роль играет активное взаимодействие с семьями воспитанников.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html.