Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 02.06.2018

Статья просмотрена: 1915 раз

Библиографическое описание:

Стенина, Ю. С. Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ / Ю. С. Стенина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14320/ (дата обращения: 16.10.2024).



Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Ключевые слова: искусство, театр, фантазия, сцена, режиссерская игра, эмоции, театральность, драматизация, сценарий, сопереживание, режиссер.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитиепредпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства: словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии окружающего мира через образы, является театрализованная деятельность.

Одним из важнейших средств эстетического воспитания дошкольников, по мнению Э. Г. Чуриловой, Артемовой и др., является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности, художественно-эстетического развития каждого ребенка. Болотина, Т. Х. Комарова, С. П. Баранов [2] замечают, что театрализованные игры занимают важное место в решении задач эстетического воспитания. По их мнению, именно эти игры учат эмоционально высказываться. Театрализованные игры особенно влияют на эстетику отношений со сверстниками, взрослыми.

Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они помогают развивать у детей эмоциональное восприятие. В театрализованных игах дети перевоплощаются в тот или иной образ.

Актуальность моего опыта работы заключается в том, чтотеатрализованная деятельность является одним из самых популярных и привлекательных направлений в дошкольном воспитании.

В нашей группе создана предметно развивающая среда для самостоятельной театрально — игровой деятельности. Каждый год в нашем детском саду проходит театральный фестиваль «Через искусство — к зеленой планете». Вместе с детьми уже во второй младшей группе был показан спектакль по сказке В. Сутеева «Под грибом».

В средней группе, была поставлена русско народная сказка «Три медведя». Во время подготовки сказке, нами были изготовлены атрибуты (маски); пластика: как передвигаются медведи; использовали различные средства выразительности речи; рисовали и лепили героев сказки.

В старшей группе была показана сказка «Пожар в лесу» о том, как опасно разводить костер в лесу и каким последствиям это может привести.

В подготовительной группе мы поставили сказку «Мы защитники природы», которая поднимала проблему защиты окружающей среды, в частности лесов и его обитателей от браконьеров.

Во время подготовки сказки, нами были прочитаны различные художественные произведения:

– Почему у земли платье зеленое А. Лопатина;

– История одной Капли;

– Нет места мусору

Прослушивали музыкальные произведения:

– звуки леса;

– песня из мультфильма «По дороге с облаками»,

В финале сказки дети исполнили песню «Беловежская пуща» музыка А. Пахмутова, слова Н. Добронравов.

Изучали пластику: повадки животных леса (медведь, заяц, лиса, волк).

Декоративно — художественное оформление: костюмы животных, пенечки, искусственные деревья, домик лесника.

Играли в сюжетно — ролевые игры «Больница для животных», «В зимнем лесу».

По итогам фестиваля наша сказка заняла первое место и была показана на семинаре, по экологии проходившем на базе нашего детского сада № 174. Подводя итог вышесказанному, считаю, что работа в данном направлении даёт самые положительные результаты. Дети с удовольствием принимают участие в постановке спектаклей. Итог моей работы в данном направление: именно театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи: это обусловлено тем, что ребенок, занимаясь театрализованной деятельностью, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1991.
  2. Маханева, М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 11. — С. 6–14.
  3. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности детском саду [Текст] / Е. В. Мигунова. — НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006. — 126 с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева [и др.]; под общ. ред. М. А. Васильевой. — 5-ое изд. Москва: Просвещение, 2005. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, детский сад, дошкольный возраст, ребенок, художественно-эстетическая деятельность, материальная культура, неотъемлемая часть духовной, различный вид искусства, художественно-эстетическое воспитание детей, художественно-эстетическое развитие.

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изодеятельности

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторо...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством реализации институционального проекта «Страна мастеров»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение, процесс сознательно...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддержива...

Образование, развитие и физическое воспитание в дидактических процессах

В статье дается оценка физических занятий способствующих развитию выдержки, решительности, смелости. Занятие спортом формирует толерантность сознания и поведения, взаимное уважение, культуру межличностного и межэтнического общения. Решение такого шир...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изодеятельности

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторо...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством реализации институционального проекта «Страна мастеров»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение, процесс сознательно...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддержива...

Образование, развитие и физическое воспитание в дидактических процессах

В статье дается оценка физических занятий способствующих развитию выдержки, решительности, смелости. Занятие спортом формирует толерантность сознания и поведения, взаимное уважение, культуру межличностного и межэтнического общения. Решение такого шир...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...