Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов стоматологического факультета на профильной кафедре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 06.06.2018

Статья просмотрена: 580 раз

Библиографическое описание:

Костина, И. Н. Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов стоматологического факультета на профильной кафедре / И. Н. Костина, П. М. Нерсесян. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14327/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье изложены результаты оценки использования студентами стоматологического факультета 3, 4, 5 курсов электронных образовательных ресурсов в рамках преподавания дисциплин на профильной кафедре.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, студенты.

Модернизация высшего медицинского образования требует от преподавателей вузов внедрение инновационных методик обучения. Подготовка врача-специалиста в современных условиях должна располагать эффективной системой обучения, при которой обучающийся получает необходимое количество знаний, осваивает практические навыки и умения [2, 3]. Это позволит выпускнику вуза быть востребованным специалистом. В этих условиях студент-выпускник выступает активным субъектом на рынке труда, имеющим возможность распоряжаться своей врачебной квалификацией.

На сегодняшний день в учебном процессе широко используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Их использование позволяет реализовать следующие задачи: организовать самостоятельную когнитивную деятельность студента; обеспечить индивидуальную образовательную поддержку учебной работы студента преподавателями; организовать групповую учебную деятельность [4].

Среди ЭОР выделяют: текстографические материалы в виде иллюстраций или текста на мониторе компьютера, текстовые материалы с навигацией, тематические видеофильмы с использованием проектора и ПК, мультимедиа ресурс с использованием ПК [1, 4].

При создании ЭОР имеет определенную структуру: в виде учебного материала, разбитого на отдельные блоки с применением графических иллюстраций, текстовых фрагментов, программ, элементов гипермедиа. Функциональные возможности использования ЭОР определяются дидактическими характеристиками: интерактивностью; коммуникативностью; предоставлением учебного материала в виде текста, анимации, графики, видео, аудио мультимедиа средствами; использованием компьютерного моделирования; автоматизацией разных видов учебной деятельности [1, 4, 5].

В форме ЭОР могут быть представлены: учебные программы, учебно-методические пособия, учебные задания по дисциплинам, словари, справочники, конспекты лекций, практикумы, задания в тестовой форме, сборники задач.

На кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ежегодно проводится анонимное анкетирование студентов 3, 4, 5 курсов стоматологического факультета для изучения самооценки студентами уровня освоения знаний, умений, навыков при изучении разных дисциплин [2, 3]. В преподавании используются традиционные методы обучения и ЭОР. Преподавателями кафедры разработаны учебные задания к каждому занятию по дисциплинам, мультимедиа лекции, задания в тестовой форме для онлайн-тестирования, учебно-методические пособия, сборник ситуационных задач. Вуз также предоставляет студентам возможность использовать электронную библиотеку, где размещены электронные учебники.

Учебные программы, задания, пособия, тесты, расписание занятий, лекций в УГМУ размещены на сайте кафедры на учебном портале “educа”. Для использования системы электронного обучения студентам и преподавателям предоставляются личные логины и пароли для возможности входа на портал в любое время суток. Свобода выбора времени, места, темпа работы на учебном портале позволяет преподавателю делать обновление и пополнение учебного, контрольно-измерительного материала в удобное время, студенту использовать учебный контент для подготовки к практическому занятию, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплинам учебного плана, самостоятельно ознакомиться с материалом при пропуске занятий и зачетов.

При использовании ЭОР обмен данными осуществляется по сети Интернет и локальной сети вуза, от преподавателя и студента требуются определенные знания и умения по использованию компьютерных программ и ПК.

По окончании обучения студентов 3, 4, 5 курсов стоматологического факультета на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии проведено анонимное анкетирование в 2016–2018 гг. Предложенная студентам анкета включала вопросы по использованию ими учебного материала на бумажном носителе и в форме ЭОР [2, 3]. Это позволило оценить интерес студентов к разным формам предоставления учебного материала.

Для подготовки к практическим занятиям студенты используют конспекты лекций, учебники, электронные ресурсы, учебный портал вуза educa. По данным анкетирования отмечено, что студентами 3 курса в осеннем семестре 2016 г. чаще использовался традиционный учебный материал в форме конспектов лекций и учебников, чем ЭОР (табл. 4). В 2017 г. студентами 3 курса использование ЭОР при подготовке к занятиям и семинаром увеличилось на 12,6–16,4 % (табл. 1).

Таблица 1

Количественная оценка использования студентами разных форм учебного материала при изучении дисциплин восеннем семестре

Используемые студентами учебные материалы

3 курс осенний семестр

4 курс осенний семестр

5 курс осенний семестр

2016 г

2017 г

2016 г

2017 г

2016 г

2017 г

конспекты лекций

96,0 %

100 %

86,5 %

84,1 %

97,0 %

100 %

учебник, монография на бумажном носителе

84,0 %

93,0 %

91,8 %

81,8 %

94,0 %

82,8 %

учебник, монография электронный ресурс

72,0 %

88,4 %

94,6 %

79,5 %

77,1 %

58,6 %

учебное пособие на бумажном носителе

10,0 %

16,3 %

35,1 %

8,2 %

20,0 %

20,7 %

учебное пособие на портале educa

20,0 %

32,6 %

32,4 %

31,8 %

37,1 %

41,5 %

Анкетирование студентов 4 курса показало, что использование электронных учебников и монографий в осеннем семестре 2016 г. несколько выше (на 2,8 %), чем традиционных учебников (табл. 1). В 2017 г. студенты 4 курса значительно чаще (на 23,6 %) использовали учебные пособия на портале educa, чем на бумажном носителе (табл. 1). У студентов 5 курса отмечается большая ориентация при самоподготовке на конспекты лекций и традиционные учебники в осеннем семестре 2016, 2017 гг., чем на ЭОР (табл. 1).

Таблица 2

Количественная оценка использования студентами разных форм учебного материала при изучении дисциплин ввесеннем семестре

Используемые студентами учебные материалы

3 курс весенний семестр

4 курс весенний семестр

5 курс весенний семестр

2017 г

2018 г

2017 г

2018 г

2017 г

2018 г

конспекты лекций

100 %

100 %

93,6 %

100 %

87,5 %

учебник, монография на бумажном носителе

78,6 %

84,0 %

89,4 %

88,0 %

79,2 %

учебник, монография электронный ресурс

64,3 %

76,0 %

85,0 %

83,0 %

87,5 %

учебное пособие на бумажном носителе

16,7 %

30,0 %

31,9 %

57,0 %

8,3 %

учебное пособие на портале educa

26,2 %

43,0 %

40,4 %

74,0 %

25,0 %

По данным анкетирования студентов 3 курса в весеннем семестре 2017 и 2018 гг. прослеживается ориентация большей части обучающихся на конспекты лекций, традиционные учебники (табл. 2). У студентов 4 и 5 курсов обучения в весеннем семестре 2017 и 2018 гг. отмечена тенденция большего обращения обучающихся к традиционным учебным материалам в сравнении с ЭОР (табл. 2).

При проведении онлайн-тестирования по окончании изучения дисциплин некоторые студенты не могли вспомнить свои логины и пароли, алгоритм входа на учебный портал вуза. При этом за месяц до итоговой аттестации студентам предоставлялась информация о возможности проведения репетиционного тестирования без ограничения количества входов на учебный портал.

По выше представленным данным можно отметить, что независимо от изучаемой дисциплины, семестра и курса обучения большая часть студентов демонстрирует использование при самоподготовке традиционных учебных материалов, чем ЭОР. Это может быть связано: с низко сформированной у студентов компетенцией использования информационно-коммуникационных технологий в период школьного обучения, ограниченным доступом к Интернет-ресурсам, не сформированным навыком рациональной организации самоподготовки, слабой мотивацией к освоению профессиональных знаний и умений и др.

Национальная доктрина образования Российской Федерации устанавливает приоритет образования в государственной политике, направления его развития, ожидаемые результаты на период до 2025 г. Система образования должна решать задачу обеспечения организации учебного процесса с учетом современных достижений науки. В связи с этим обучение студентов не может обойтись без технологий информации и коммуникации.

Внедрение электронной среды обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий обсуждается в большом количестве публикаций, где анализируются новые технологические возможности обучения, дидактические аспекты электронного обучения, осуществление дистанционного обучения. При этом в работах обсуждается не только положительные возможности применения ЭОР, но и нежелательные последствия чрезмерной компьютеризации образовательного пространства, что отражается на разных уровнях психической организации обучающегося [5]. Для технизированного пространства характерна стандартизация мыслительных процессов включенных в него субъектов. Попадая в условия жесткой регламентации возможных действий, обучающиеся постепенно утрачивают способность выполнять что-либо иначе, чем это предусмотрено в компьютер программе [5]. Усиливая интеллект человека путем создания ему возможности решать более сложные задачи и делать на основе этого новые открытия, работа с компьютером может привести к чрезмерной формализации мышления, развитию среди прочих таких личностных черт, как чрезмерный педантизм и пунктуальность [5]. Подобная ситуация негативно сказывается на творческом потенциале человека.

Как показало проведенное социологическое исследование, в настоящее время ЭОР не может полностью заменить традиционную систему обучения студентов. Эти формы обучения должны дополнять друг друга, позволяя студенту использовать разнообразные пути формирования профессиональных знаний и умений. Информационная среда и компьютерные технологии совершенствуют и упрощают обмен информацией между студентами и преподавателями. Однако индивидуальный подход в образовании должен учитывать право выбора студентом форм получения учебной информации.

ЭОР имеет много преимуществ: массовость, интерактивность, дистанционность, наглядность, оперативность оценки результата тестирования или решения задач, облегчает формирование отчетности об успеваемости студентов, индивидуальное консультирование студента преподавателем, создание единой образовательной среды и др. Однако модернизация образования не может не учитывать индивидуальные подходы студентов к освоению учебного материала.

Модификация традиционных форм обучения через опосредование их компьютером перестраивает соотношение шаблонных (рутинных) и творческих компонентов [5]. Данные изменения осуществляются не просто путем отсечения шаблонных и увеличения тем самым удельного веса творческих компонентов, а в результате появления новых комплексов как творческих, так и шаблонных компонентов [5]. Насыщение ими образовательного пространства способно породить ряд неблагоприятных для будущего врача-специалиста эффектов.

Литература:

  1. Гафурова Н. В., Осипова С. И. О состоянии дидактики в мультимедиа образовании // Философия образования. 2013. — № 6. — С.195–204.
  2. Костина И. Н. Самооценка студентами 3 курса стоматологического факультета сформированности компетенций по дисциплине «Хирургия полости рта» // Вестник УГМУ. — 2017. — Выпуск 4. — С.30–32.
  3. Костина И. Н., Дрегалкина А. А., Шнейдер О. Л. Самооценка студентами 5 курса стоматологического факультета сформированности компетенций по дисциплине «Заболевания головы и шеи» // Вестник УГМУ. — 2017. — Выпуск 1. — С.52–56.
  4. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. — М.: Агентство “Издательский сервис”, 2004. — 320 с.
  5. Толмачева Л. В., Каменская Е. Н. Анализ воздействий информационно-образовательной среды на студента технического вуза // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2014. — С.225–229.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный материал, бумажный носитель, конспект лекций, осенний семестр, весенний семестр, курс, учебник, учебное пособие, стоматологический факультет.

Похожие статьи

Создание компьютерного электронного учебного пособия по онкогинекологии

Статья посвящена вопросам усовершенствования учебного процесса при помощи электронного учебного методического пособия для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры акушерства и...

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Формирование правовой грамотности студентов гуманитарно-педагогического колледжа

В статье авторы рассказывают о формировании правовой грамотности студентов гуманитарно-педагогического колледжа как активного субъекта образовательных правоотношений.

Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»

В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Возможности применения дистанционных образовательных технологий в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся театральной студии (из опыта работы)

В статье автор раскрывает возможности дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы театральной студии. Представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии

В данном исследовании рассматривается проблема отсутствия качественной подготовки к выбору профессии старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Также предлагается программа профориентационных занятий для учеников 10-х классов химико-биологиче...

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Деятельностный подход в биологическом образовании студентов и его сопровождение

Статья посвящена реализации деятельностного подхода и его тьюторского сопровождения в образовательной среде профессионального учреждения, способствующему формированию биологической грамотности студентов медицинского колледжа.

Похожие статьи

Создание компьютерного электронного учебного пособия по онкогинекологии

Статья посвящена вопросам усовершенствования учебного процесса при помощи электронного учебного методического пособия для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры акушерства и...

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Формирование правовой грамотности студентов гуманитарно-педагогического колледжа

В статье авторы рассказывают о формировании правовой грамотности студентов гуманитарно-педагогического колледжа как активного субъекта образовательных правоотношений.

Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»

В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Возможности применения дистанционных образовательных технологий в процессе развития коммуникативных навыков обучающихся театральной студии (из опыта работы)

В статье автор раскрывает возможности дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы театральной студии. Представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии

В данном исследовании рассматривается проблема отсутствия качественной подготовки к выбору профессии старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Также предлагается программа профориентационных занятий для учеников 10-х классов химико-биологиче...

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Деятельностный подход в биологическом образовании студентов и его сопровождение

Статья посвящена реализации деятельностного подхода и его тьюторского сопровождения в образовательной среде профессионального учреждения, способствующему формированию биологической грамотности студентов медицинского колледжа.