Роль предметов искусства в формировании универсальных учебных действий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 01.06.2018

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Сухова, Т. А. Роль предметов искусства в формировании универсальных учебных действий / Т. А. Сухова, Е. В. Сухова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14346/ (дата обращения: 19.12.2024).



Работа раскрывает возможности целенаправленного использования предметов образовательной области «Искусство» для формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, компетенции, сформированность, личностные результаты.

За последние десятилетия в российском обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. А в решении этой задачи главным фактором является формирование системы универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как совокупность способов действий, обеспечивающая способность обучающегося к самостоятельному мышлению и усвоению новых знаний, включая и организацию непосредственно самого процесса усвоения.

По мнению И. Я. Лернера: «… развитие мышления каждого учащегося является предпосылкой формирования интеллектуального потенциала всего нашего общества». [3; с.189]. Общество десятилетия пытается безуспешно реформировать школу, слепо копируя чужой и образовательные системы, не замечая, что надо просто отказаться от коммерциализации образования и вернуть должное внимание к предметам образовательной области «Искусство», которые в своё время усилиями Д. Б. Кабалевского занимали твёрдые позиции в образовании (школе, училище, вузе) и успешно формировали интеллект и духовную сферу подрастающего поколения, но с переходом на «подушное финансирование» позиции были утрачены.

Сегодня акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций. Поэтому на первый план выходит информационная компетенция, обеспечивающая обучающемуся навыки деятельности с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Таким образом, в нашем веке большая роль отводится умениям работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, интернет-страниц, то есть в процессе читательской, аналитической, умственной и логической деятельности, что даёт возможность обеспечить универсальные учебные действия. Учитывая, что человек развивается на основе образного мышления, заложенного самой природой, то лучше всего информация усваивается в художественной форме [1; с.185; 2; с.204].

Через планомерное формирование универсальных учебных действий, являющихся сегодня инвариантной основой процессов обучения и воспитания в системе образования, обеспечивается, прежде всего, развитие личности. Овладение ими выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, непосредственно включая организацию усвоения, то есть само по себе умение учиться.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить, как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей в современных условиях со всей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Безусловно, уроки математики обеспечивают формирование познавательных действий, но мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе.

Поскольку универсальные учебные действия являются инструментом овладения любым учебным материалом, постольку крайне важно обратить внимание на работу над их формированием и развитием у обучающегося с самого начала школьной жизни. Учащиеся начальной школы находятся на этапе элементарной грамотности. И вот здесь, крайне важно, не упустить момент и создать такие условия, чтобы школьник с самого начала обучения усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно сделать жизнь насыщенной и интересной.

Обучение, по своей природе и по особенностям его организации, — процесс очень сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, с другой, не менее важный, процесс формирования приемов учебного труда, определённых умений, которые дают обучающимся возможность усваивать знания более или менее легко и, что очень важно, приобретать их самостоятельно. В процессе длительной полемики сложились классификации, которые позволяют конкретизировать и уточнить довольно обширное понятие «универсальные учебные действия», что позволяет теперь более целенаправленно организовывать и проводить работу по их формированию и развитию в процессе обучения. Мы рассматриваем их как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Основы универсальных учебных действий необходимо закладывать в начальной школе на всех уроках. Но особое внимание следует уделять урокам образовательной области «Искусство»: опыт и многолетняя практика показали, что успехи в освоении изобразительного искусства, музыки, основ театральной деятельности, хореографии во многом определяют развитие интеллекта обучающихся и их высокие результаты освоения других школьных предметов. Педагогическому сообществу не стоит забывать, что развитие происходит через освоение разных видов деятельности, а предметы «Искусства» помогают овладеть определёнными двигательными навыками (рисование, танец, пение), темпо-ритмическими (выполнение движений и пропевание фраз в определённом ритме и темпе, что способствует внутренней активизации), навыками речевой деятельности (готовые, правильно выстроенные, фразы песен и ролей героев детских драматических пьес и опер), лучше понять себя и других (осмысление и вербализация полотен известных художников с определёнными жизненными ситуациями), овладеть через произведения искусства системой нравственных, духовных и эстетических ценностей. Это прямой путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.

Таким образом, можно сделать вывод, что предметы образовательной области «Искусство» являются не только предметами изучения, но и средством обучения и развития мышления. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.

Остановимся на предмете «Изобразительное искусство», рабочая программа которого составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского.

Данная программа даёт возможность поступательного планомерного целенаправленного формирования четырёх универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные результаты последовательно отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они приобретают во время процесса освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

– ощущение гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

– уважительное и трепетное отношение к культуре и искусству народов родной страны и мира в целом;

– осознание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

– формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

– появление эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической художественной деятельности;

– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

– умение взаимодействовать и сотрудничать с товарищами в процессе совместной художественной деятельности, соотносить свою часть работы с общим творческим замыслом;

– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Схожие результаты достигаются в процессе освоения программ других предметов образовательной области «Искусство»: музыки, хореографии, театра, мировой художественной культуры. Обучающиеся овладевают умением творческого видения с позиций творца-художника (композитора, драматурга), т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Они получают навык использования средств информационных технологий для решения разных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного художественного материала (краски, инструменты, слова и т. д.), выполнению творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, пению, театрализации, моделированию, и т. д.. Учащиеся приобретают умение планировать и грамотно последовательно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность, эргономично и креативно организовать место своих занятий. Вместе со знаниями в разных областях человеческой деятельности, облечённых в художественную форму, приходит и осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Ещё на самых первых уроках перед обучающимися ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно каждый ученик объясняет себе последовательность учебных операций (действий), которые он осуществляет для их решения. Осознавать познавательную задачу; уметь извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, в сети интернет; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач разной сложности; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы — это и есть познавательные универсальные учебные действия, формируемые на уроках образовательной области «Искусство».

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит в процессе спланированных игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, композитора, исполнителя, зрителя, слушателя, критика, ценителя искусства; рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, постановок спектаклей с использованием возможностей информационно-коммуникативных технологий и справочной литературы. Важно научить учащихся ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях; организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика об особенностях художественных, музыкальных, литературных произведений, в умении сравнивать возможности разных видов искусства в воплощении одного образа, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и реализации коллективных творческих проектов (с использованием всех возможностей ИКТ и справочной литературы).

Во время процесса формирования универсальных учебных действий учитель обучает правильной постановке цели и поиску путей её достижения, сравнительному анализу своих творческих результатов раннего и более поздних периодов деятельности; привлекает к открытию новых способов (техник) художественной деятельности; обучает приемам индивидуальной работы в группах; обучает самопроверке и самоконтролю; знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом; обучает самостоятельно выбирать необходимые критерии для оценки; учит формировать, анализировать и отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; организует групповые формы деятельности, в рамках которых обучающиеся могут проявить свою самостоятельность и индивидуальность; учит сотрудничеству.

Личностные универсальные учебные действия: умения эмоционально искренне рассказывать о своем настроении, соотносить, выделять, видеть прекрасное в окружающей действительности; умение отражать представления о природных объектах в различных видах художественной деятельности, передавать эмоциональное отношение при помощи цвета, слова, звука, движения; развивать композиционное мышление и воображение, осознание устойчивых эстетических предпочтений, умение понимать образный язык объектов природы и т. д., умение узнавать характерные черты ярких самобытных культур мира, уметь соотносить героизм и нравственную красоту подвига защитника Отечества, умение откликаться на красоту народного искусства, промысла, умение сохранить познавательные мотивы, интерес к новому — формируют гражданскую идентичность (патриотизм, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее своего многонационального народа), уважение к другому человеку и его культуре, развивают моральное сознание, формируют нравственные чувства, ответственность и помогают освоению сокровищницы изобразительного искусства, способствующей развитию учащихся.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что целенаправленное, серьёзное обращение к предметам образовательной области «Искусство» («Изобразительное искусство», «Музыка», «Хореография», «Театр» и т. д.) в начальной школе будет способствовать целенаправленному формированию универсальных учебных действий обучающихся, а через это и умение учиться.

Литература:

  1. Бехтерев В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства./В. М. Бехтерев Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. –М.-Воронеж; 1997,-416с.
  2. Зись А. Я. Искусство и эстетика.-М.,Искусство,1974,-447с.
  3. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. — M.: Просвещение, 1982. — 191 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная область, действие, начальная школа, умение, Изобразительное искусство, процесс сотрудничества, развитие мышления, справочная литература, художественная форма, художественно-творческая деятельность.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности

Статья посвящена актуальной проблеме организации процесса проектной деятельности, направленного на формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Специфика формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка

В статье рассматриваются требования современной образовательной программы к обучению, которая нацелена на то, чтобы «научить учиться» учащихся, также рассматривается важность личностных УУД и методы их формирования согласно ФГОС второго поколения.

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках эстетического цикла

В статье представлен опыт работы учителей музыки, технологии и изобразительного искусства по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в начальной школе.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности

Статья посвящена актуальной проблеме организации процесса проектной деятельности, направленного на формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников.

Специфика формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка

В статье рассматриваются требования современной образовательной программы к обучению, которая нацелена на то, чтобы «научить учиться» учащихся, также рассматривается важность личностных УУД и методы их формирования согласно ФГОС второго поколения.

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках эстетического цикла

В статье представлен опыт работы учителей музыки, технологии и изобразительного искусства по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в начальной школе.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...