Оценка удовлетворенности студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта»
Авторы: Шнейдер Ольга Леонидовна, Костина Ирина Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 15.06.2018
Статья просмотрена: 45 раз
Библиографическое описание:
Шнейдер, О. Л. Оценка удовлетворенности студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» / О. Л. Шнейдер, И. Н. Костина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 44-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14360/ (дата обращения: 16.11.2024).
Для подготовки специалиста компетентностный подход в обучении является актуальным в связи с модернизацией медицинского образования в России, направленным на обеспечение квалифицированными кадрами для выполнения трудовых функций. При этом появляется необходимость оценивания сформированности компетенций у обучающихся [3]. Выбор инструментов оценки развития компетенций составляет значительную трудность [1, 6]. В содержание компетенций входят не только знания, но также умения и навыки [1]. Современные требования подготовки врача в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образовании Российской Федерации формируются в соответствии со специальностью (направлением) подготовки в соответствии с государственной политикой и нормативно-правовым регулированием в сфере образования [3, 5].
При изучении дисциплины «Хирургия полости рта» основной целью является обучение врачебной деонтологии, развитие профессиональных компетенций, формирование начальных профессиональных мануальных навыков, а также готовности к реализации практической деятельности. Кроме того, учитывается персональная готовность студентов, а также их усилия в самостоятельной подготовке к итоговой аттестации (экзамену) [2, 4].
В соответствии с учебной программой студентами 3 и 4-го курсов стоматологического факультета изучается дисциплина «Хирургия полости рта» в течение 5, 6, 7 семестров обучения. Общая трудоемкость дисциплины «Хирургия полости рта» составляет 1241 час.
Анализ успеваемости студентов 4-го курса (табл.1) по результатам окончания обучения в осеннем 7-ом семестре по дисциплине «Хирургия полости рта» в 2017–2018 учебном году демонстрирует более низкий уровень теоретической подготовки обучающихся по сравнению с предыдущими годами. При этом процент студентов, не допущенных к сдаче экзамена, несколько снизился.
Таблица 1
Показатели успеваемости студентов по дисциплине «Хирургия полости рта» восеннем семестре вразные годы
№ п/п |
Показатель |
Количество студентов |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||
1. |
Студенты, набравшие к началу сессии 60 и более баллов |
42,9 % |
48,2 % |
22,5 % |
2. |
Студенты, набравшие к началу сессии от 40 до 59 баллов |
44,4 % |
43,3 % |
71,2 % |
3. |
Студенты, набравшие к началу сессии менее 40 баллов и не допущенные к экзамену |
12,7 % |
8,4 % |
6,3 % |
По окончании изучения дисциплины в период зимней сессии проводится итоговая аттестация (экзамен) [2, 4]. В 2017–2018 учебном году итоговая аттестация по дисциплине «Хирургия полости рта» включала три этапа: онлайн-тестирование, собеседование по ситуационной задаче, оценка практических навыков.
По завершении итоговой аттестации студентов 4 курса стоматологического факультета УГМУ по дисциплине «Хирургия полости рта»было проведено анонимное анкетирование 56 (70 %) обучающихся. Для изучения мнения студентов использована ранее разработанная преподавателями кафедры анкета, включающая первый блок вопросов по подготовке и самоподготовке к курсовому экзамену и второй блок вопросов по проведению курсового экзамена (всего 14 вопросов) [2, 4].
При самоподготовке к экзамену большинство студентов использовали учебники, лекционный материал, ситуационные задачи из сборника, дополнительные занятия с преподавателями (рис. 1).
Рис.1. Использование информационных ресурсов при подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену 55,4 % респондентов использовали учебный материал на электронных и бумажных носителях. 42,9 % студентов использование только бумажные носители информации. Только электронные ресурсы использовали 21,4 % респондентов. При этом большинство опрошенных студентов (96,4 %) указали значительную пользу лекционного материала при подготовке к экзамену. Все студенты (100 %) подчеркнули пользу практических занятий при подготовке к экзамену. Необходимо отметить не достаточное использование студентами электронного сборника задача для подготовки к итоговой аттестации.
При анализе длительности самоподготовки к экзамену установлено, что большая часть студентов (71,4 %) готовилась к экзамену перед началом зимней сессии (январские праздники). В тоже время 66,1 % студентов проводили самоподготовку в течение цикла обучения по дисциплине в осеннем семестре.
Важно отметить, что в ходе консультаций перед экзаменом 44,6 % респондентов получили разъяснения некоторых теоретические вопросы, 33,9 % студентов получили ответы на заданные вопросы, 16,1 % студентов получили разъяснения по практическим вопросам. 5,4 % студентов в ходе консультаций разобрали рентгенограммы (рис. 2).
Рис. 2. Значимость консультаций перед курсовым экзаменом
При прохождении итоговой аттестации наиболее сложной для студентов (44,6 %) оказалась сдача онлайн-теста (рис. 3). 33,9 % студентов испытывали сложности при собеседовании по ситуационной задаче. Ряд студентов (16,1 %) испытывали сложности при чтении рентгенограмм. Трудности при сдаче практических навыков испытали 7,1 % студентов.
Рис. 3. Трудности при прохождении студентами этапов итоговой аттестации
Большинство студентов (75 %) удовлетворены взаимоотношением «студент — экзаменатор», частично удовлетворены — 17,9 % студентов, не удовлетворены — 5,4 % студентов (рис. 4). Полностью удовлетворены полученной отметкой на экзамене 60,7 % студентов, частично удовлетворены — 7,1 % студентов, затруднились ответить — 21,4 % студентов.
Рис. 4. Удовлетворенность отношением студент-экзаменатор при сдаче экзамена
По мнению 37,7 % студентов отметка, полученная на экзамене, полностью отражает полученный ими уровень знаний по дисциплине, частично отражает — 26,8 % респондентов.
50 % студентов, указали что дисциплина «Хирургия полости рта» им очень нравится (рис. 5). У 37,7 % отношение к указанной дисциплине не изменилось, лишь 7,1 % респондентов указали, что данная дисциплина трудна для изучения. Ряд студентов (5,4 %) после прохождения итоговой аттестации решили углубленно заниматься хирургической стоматологией и посещать СНО кафедры.
Рис. 5. Отношение студентов к дисциплине «Хирургическая стоматология» после сдачи экзамена
В анонимных анкетах, предложения по улучшению качества подготовки и проведения итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» опрошенные студенты не указали.
Рис. 6. Результаты итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» в 2017–2018 учебном году
Средний балл по результатам итоговой аттестации (экзамена) студентов 4 курса стоматологического факультета по дисциплине «Хирургия полости рта» составил 4,2 в 2017–2018 учебном году. Успеваемость студентов по дисциплине составила 85,5 %. Количество повышенных отметок составило 70,4 %, удовлетворительных отметок — 21,2 %, неудовлетворительных отметок — 8,4 % (рис. 6).
Результаты анкетирования студентов 4 курса стоматологического факультета выявили определенные проблемы при подготовке и сдаче итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта», а также сформулировать возможные корректирующие мероприятия для улучшения самоподготовки и результатов аттестации студентов (табл. 2).
Таблица 2
Проблемы икорректирующие мероприятия
Недостаточно активное использование студентами электронных ресурсов в процессе обучения по дисциплине и при подготовке к экзамену |
Проведение анкетирования студентов в осеннем семестре для оценки возможных причин более редкого использования электронных ресурсов. Отработка навыков использования электронных ресурсов на практических занятиях (навык входа на educa, teleclinica, знание логина, пароля студентами, контроль навыка работы с тестами, электронными учебниками, пособиями, сборником задач). |
У студентов вызывает сложность решение ситуационных задач и собеседование с экзаменатором |
На каждом практическом занятии по дисциплине выделить 40 мин. на решение ситуационной задачи, при выполнении домашнего задания студенту рекомендовать прорешать одну ситуационную задачу из электронного сборника ситуационных задач на учебном портале educa, teleclinica. Проводить обсуждение клинических ситуационных задач с использованием методик ролевой игры, круглого стола и клинической конференции. |
Сложность при сдаче онлайн-теста |
На последнем практическом занятии цикла проводить репетиционное онлайн-тестирование студентов в течение 40–50 мин. в компьютерном классе кафедры. |
Проведение корректирующих мероприятий по улучшению самоподготовки студентов к итоговой аттестации позволит улучшить их владение информационно-коммуникационными технологиями в процессе обучения, приобрести алгоритм решения ситуационных задач, заданий в тестовой форме. Все это позволит повысить качество обучения студентов по дисциплине «Хирургия полости рта», повысить интерес к профильной дисциплине.
Литература:
- Белкина В.Н, Моисеева Ю. А. Подходы к оценке уровня развития профессиональных компетенций у студентов // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2014. — Т.20. — С.100–102.
- Дрегалкина А. А. Удовлетворенность студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта» // Вестник УГМУ. — 2017. — № 4. — С.8–10.
- Замятин А. М. Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор достижений и нерешенных задач //Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С.418–420.
- Костина И. Н. Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине «Хирургия полости рта» через анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета // Материалы VIII Международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». — Краснодар, 2016. — С.249–250.
- Останина С. А. Организация самостоятельной работы студентов творческих ВУЗов в условиях реализации ФГОС ВО третьего поколения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. — № 6. — С.68–72.
- Протасова Т. В. Проблемы и перспективы инновационных технологий оценивания образовательных результатов // Материалы VII Учебно-методической конференции Кемеровской государственной медицинской академии «Технологии оценки сформированности компетенций у обучающихся медицинского ВУЗа». — Кемерово, 2015. — С.138–141.