Использование в коррекционно-логопедической работе здоровьесберегающих технологий на материале авторских стихотворных текстов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исаева, Е. В. Использование в коррекционно-логопедической работе здоровьесберегающих технологий на материале авторских стихотворных текстов / Е. В. Исаева, Г. А. Рябова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14375/ (дата обращения: 17.10.2024).



В современных условиях проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер, поэтому, при осуществлении коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи, возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент соматически ослабленных детей, у большинства из них имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения дыхания (поверхностное, ключичное дыхание), нарушения артикуляционной моторики. Также у детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а именно использовать здоровьесберегающие технологии, такие как: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, мимическая гимнастика, элементы логоритмики, физминутки.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Глубоко ошибочное мнение многих родителей и даже педагогов о том, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. Именно это ошибочное мнение часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие дефекты звукопроизношения.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности органов речевого аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических: процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Поэтому так необходимо обучать детей выполнению артикуляционных, дыхательных, мимических упражнений.

У детей с нарушениями в развитии речи также наблюдается недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

В дошкольном возрасте у детей с нарушениями речи выявляется отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации — согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

Учеными доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. Функция руки и речи развиваются параллельно. Это должно использоваться в работе с детьми и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи дошкольника. Поэтому очень важно развивать мелкую моторику, а учитывая, что ведущий вид деятельности дошкольника — это игровая деятельность, то и развивать мелкую моторику необходимо в игровой деятельности, организуя различные пальчиковые игры.

Таким образом, в дошкольном возрасте с детьми, имеющими различные нарушения речи необходимо использовать здоровьесберегающие технологии в общей системе коррекционно-логопедической работы не только специалистом — учителем-логопедом, но и всеми участниками педагогического процесса — воспитателями и родителями. Данные технологии можно включать в комплекс упражнений утренней гимнастики, в структуру занятий в качестве физкультминутки, в свободную деятельность детей в режиме всего дня.

Учитывая особенности протекания психических процессов у детей с нарушениями речи, здоровьесберегающие технологии необходимо использовать в игровой, занимательной форме.

Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы.

Проведение упражнений на материале стихотворных текстов — это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, но и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

В своей работе мы используем авторские стихотворные тексты для проведения гимнастики, упражнений в рамках изучения конкретной лексической темы при групповых и индивидуальных формах работы с детьми

В данной статье мы представляем в качестве примера авторскую сказку в стихах по лексической теме «Осень», на материале которой дети в занимательной форме выполняют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную, мимическую гимнастику, а также упражнения, направленные на развитие общей моторики:

Осень много нам чудес приносит:

Грибы нам дарит лес-

Это чудо из чудес!

Наш веселый язычок не спеша отправился в лесок

(дети выполняют упражнение «Улыбка»)

Язычок лукошко взял

(упражнение «Чашечка», язык перед зубами),

В лес тихонько зашагал.

Корзинок много мы возьмем-

В них грибочки соберем

(упражнение «Грибок»)

А грибов здесь много разных:

Полезных, съедобных и даже опасных!

Познакомимся мы с ними

И наполним все корзины

(упражнение «Чашечка» язык за зубами).

Вдруг язычок увидел ручеёк.

(дыхательное упражнение «Подуть на высунутый язык»).

Перешел через мосток

Потом вышел на полянку:

А на ней мухоморы и поганки!

(мимическое упражнение)

Собирать не надо их, ясно?!

Для здоровья они опасны!!!

(мимическое упражнение)

Нам съедобные нужны

И для нас они важны!

(мимическое упражнение)

Аромат грибной вдыхаем

И корзинки заполняем

(дыхательное упражнение)

Раз, два, три-аромат грибов вдохни,

Три, четыре, пять-через рот всем выдыхать!

Познакомимся с грибами — вместе пальчики сгибаем

(пальчиковая гимнастика: поочередно загибают и разгибают пальчики)

  1. На пеньках сидят ребята тонконогие опята.
  2. У сосны семья маслят или рыжики стоят?
  3. Белый гриб, он царь грибов! Смотрите, важный какой!
  4. Гриб — сморчок: вместо гладкой шляпки смятый колпачок!
  5. В рыжих шляпках 3 сестрички — это лисички.

Должен каждый из вас знать,

Как грибы в лесу собирать:

Мы грибочки не срываем!

Ногами на них не наступаем!

И как мячики не бросаем!

Ногой в футбол в них не играем!

Осторожно лишь ножом

Ножки им срезаем!

(выполняют движения в соответствии с текстом)

До свидания, осенний лес!

Много было здесь чудес!

Все дары твои важны!

Мы беречь тебя должны!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, дошкольный возраст, мимическое упражнение, нарушение речи, упражнение, дыхательное упражнение, занимательная форма, игровая деятельность, коррекционно-логопедическая работа.

Похожие статьи

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Применение метода интеллект-карт на логопедических занятиях как способ активизации высших психических процессов у учащихся начальных классов

Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Похожие статьи

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Применение метода интеллект-карт на логопедических занятиях как способ активизации высших психических процессов у учащихся начальных классов

Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры