Подготовка педагога к личностному развитию младшего школьника и необходимые образовательные технологии
Авторы: Герман Милана Яновна, Кузьмина Инна Вячеславовна, Шабанова Ирина Михайловна, Полётова Татьяна Анатольевна, Колениченко Наталья Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 28.06.2018
Статья просмотрена: 326 раз
Библиографическое описание:
Подготовка педагога к личностному развитию младшего школьника и необходимые образовательные технологии / М. Я. Герман, И. В. Кузьмина, И. М. Шабанова [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14388/ (дата обращения: 15.11.2024).
За последнее время в связи с изменившейся социальной ситуацией в Российской Федерации, в которой и происходит развитие личности ребёнка, а также предпринятого в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) начального образования, через обновление, перед современными учителями встают особые новые задачи в воспитании и обучении младших школьников.
Системы модернизации начального образования, на первый план выдвигает особую подготовку педагога к работе по стандартам второго поколения, через овладение им опыта реализации деятельностного метода в воспитании и обучении личности младшего школьника; необходим нестандартный опыт решения поставленных в области управления развития личности младшего школьника профессиональных задач через формирование у него УУД, а также оказания всяческой необходимой педагогической поддержки; средствами внеучебной и учебной деятельности организации пространства духовно-нравственного развития школьников; самовыражения и самоопределения, самореализации в профессиональной, а также в самостоятельной деятельности.
В методических письмах и нормативных документах, которые непосредственно относятся к начальному образованию, особо выделяются такие факторы повышения эффективности педагогического процесса, как оптимальное количество учеников в классе, содержание программ, степень или характер ответственности учителя. Несомненно, всё это, влияет на результаты воспитания и обучения. Внедрение всех этих новых педагогических технологий обучения однако требует, на наш взгляд, больших усилий, чем простое изменение или использование новых форм урока или учебников. Проблема модернизации начального образования тесно связана с вопросом о потенциалах профессионального и личностного развития учителя как участника и организатора личностно развивающего взаимодействия в социально образовательной среде. Анализируя содержание профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования, важно отметить, что направленность этой подготовки на овладение предметны ми образовательными областями, как правило, не оказывает существенного влияния на становление личности са мого учителя, на формирование его профессиональной культуры.
Согласно ФГОС НОО второго поколения, в основу обучения и воспитания младших школьников должно быть положено сознательное принятие базовых ценностей (гражданственность, социальная солидарность, труд, искусство, здоровье и др.), которые не локализованы в содержании отдельного учебного пред мета, формы или вида образовательной деятельности, но пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина [2].
Впрочем, сам по себе уклад школьной жизни формален. Придать ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу способен именно педагог. Решающим условием обучения, обеспечивающим развитие личности младшего школьника, является личность учителя, его позиция по отношению к ребёнку. В условиях реализации ФГОС НОО второго поколения учителю предстоит проявлять следующие позиции в профессиональной деятельности: — позиция учителя-профессионала (демонстрация культурных образцов действий, побуждение детей к пробным действиям, консультации, коррекция действий, поиски способов включить в работу каждого); — позиция воспитателя (создание условий для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных ценностей); — позиция педагогической поддержки (оказание адресной помощи ребёнку, не избавляя от проблемной ситуации, но помогая её преодолевать). Отсюда, на наш взгляд, следует необходимость в процессе профессиональной подготовки учителя начальных классов создать организационно педагогические и психологические условия для овладения опытом управления индивидуальным развитием личности младшего школьника.
Между тем профессиональная подготовка студентов по-прежнему строится на предметно-методической основе, «поэлементном» обучении, которое направлено на формирование отдельных профессионально значимых качеств будущего учителя, при обретение определённой суммы знаний по отдельным основам наук, и необходимого инструментария педагогической деятельности. Аспекты личностно-профессионального развития рассматриваются при таком подходе в качестве резервов совершенствования профессионального образования.
Мы полагаем, что нужно разрабатывать образовательные стратегии, позволяющие построить образовательное пространство подготовки современного учителя начальных классов в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Поскольку методологическими основаниями ФГОС НОО выступают системно-деятельностный, аксиологический и развивающий научные подходы, образовательные стратегии и технологии должны способствовать овладению будущими педагогами опытом реализации парадигмы личностно развивающего обучения младших школьников. Согласование результатов, полученных в исследованиях по проблеме совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов и повышения его квалификации, может осуществляться на основе создания интегративных образовательных технологий. Они связывают и объединяют не конфликтующие между собой идеи личностно ориентированного, личностно развивающего, индивидуально творческого, субъектно-деятельностного обучения, изложенные в работах ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Принципами таких технологий, согласно анализу раз личных исследований по профессиональному образованию, являются активное и самоуправляемое обучение; опора на жизненный опыт и исследовательскую практику студента или слушателя курсов; ориентация на рефлексивность; интерактивность и кооперация в учебном процессе [4].
Под технологиями обучения мы понимаем совокупность разнокачественных процедур (дидактических, общепедагогических, психологических и др.), обусловленную соответствующими целями, содержанием обучения и воспитания, которая призвана осуществить требуемые изменения форм поведения и деятельности обучающихся (вплоть до возникновения новых форм). Процедуры, из которых складывается технология обучения, с нашей точки зрения, нельзя интерпретировать как звенья алгоритма, детально описывающего путь достижения того или иного педагогического результата. Скорее эти процедуры следует рассматривать как опорные дидактические средства, обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям [3].
В рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов» при Волгоградском государственном социально-педагогическом университете разрабатываются и апробируются субъектно-деятельностные и коммуникативно-личностные технологии обучения студентов — будущих учителей начальных классов и уже работающих педагогов. Субъектно-деятельностные технологии предполагают такую организацию обучения, когда педагог получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе проблемно организованного учебного занятия; овладевает опытом творческой деятельности через разработку творческих, исследовательских проектов, авторских микротехнологий обучения и воспитания младших школьников; усваивает технологии деятельностного метода их обучения. В результате происходит развитие способности педагога к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального способа решения той или иной профессиональной задачи, осуществляется стимулирование его творческой активности.
В условиях внедрения ФГОС НОО второго поколения важно сделать акцент на овладение педагогами опытом тематического планирования учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на определённый этап этого процесса; опытом проектирования учебных ситуаций; опытом организации работы обучающихся в группах и парах, в мобильных группах; опытом оказания индивидуальной поддержки детей; опытом организации проектной деятельности; опытом осуществления оценочной деятельности. Коммуникативно-личностные технологии реализовывались через про ведение психолого-педагогических тренингов, использование на занятиях дискуссионных методов обучения, что способствовало развитию позитивного самоотношения у педагогов, овладению опытом саморегуляции эмоциональной сферы, осознанию собственной компетентности в профессии; позволяло активизировать мотивационно-ценностную и интеллектуальную сферу, осваивать способы решения профессиональных задач в области педагогической техники, технологии педагогического общения.
С целью подготовки педагогов к личностному развитию младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО нового поколения специалисты научно-исследовательской лаборатории апробировали технологии обучения, разработанные в гуманистической психологии: технологии самоуправляемого обучения, технологии обучения на основе жизненного и профессионального опыта, технологии обучения «с опорой на опыт коллег», технологии обучения планированию карьеры, технологии обучения с использованием метода кейсов, технологии имитационного игрового моделирования и др.
Одно из направлений работы состояло в апробировании различных форм сопровождения профессиональной деятельности учителей начальных классов и студентов в ходе педагогической практики. Сюда входила научно-методическая помощь и психолого-педагогическая поддержка учителя в проблемных ситуациях, связанных с обеспечением благополучного развития личности ребёнка. Хотелось бы обратить особое внимание на такую форму сопровождения педагога, как групповая педагогическая консультация. Она представляет собой важное дополнение к индивидуальной работе преподавателя и студента в ходе педагогической практики, теоретическим семинарам в рамках школьного методического объединения, работе творческих и проблемных групп при институте повышения квалификации. Консультантом может выступать приглашённый специалист (психолог, опытный учитель, методист по начальному образованию). Можно ли таким образом помочь учителю? Ведь каждый случай исключителен и общие советы обычно не способны помочь. Или они должны быть настолько неопределёнными, чтобы каждый сумел выбрать для себя то, что ему больше нравится.
Стержнем педагогической консультации является разъяснение устоявшихся педагогических заблуждений. В ходе таких консультаций педагог чувствует, что он не одинок. Если он сумеет что-то распознать в себе, если информация, полученная от коллег и консультанта, заставит его задуматься над своими действиями, над собой, то он может решиться на изменения в своей профессиональной и личной деятельности, у него может пробудиться желание узнать больше. Наш опыт проведения подобных консультаций показывает, что учителя часто делают «открытие»: оказывается, другие воспринимают то или иное событие или педагогические отношения не так, как они. Учителя начинает понимать, что в педагогических проблемах, с которыми они сталкиваются, большую роль играет их собственная доля участия.
Нередко работа над «чужим» случаем затрагивает собственную проблемную ситуацию и, таким образом, приводит в движение процесс познания и само познания. Продуктивной формой подготовки педагогов к личностному развитию ребёнка является также педагогическая студия. Её занятия могут проводиться в рамках заседаний школьных методических объединений, курсов повышения квалификации, научно-практических семинаров при городских и районных методических центрах. Суть студийных занятий состоит в обучении, но это обучение специфично. Оно построено на фундаменте приобретаемых педагогических знаний, получающих своё профессиональное воплощение тут же, на занятиях, на основе реального педагогического опыта и при уже сформировавшихся профессиональных привычках, умениях и взглядах. Работа в студии включает в себя не только приобретение новых умений и знаний, но и ломку профессиональных стереотипов и преобразование индивидуальной системы педагогических взглядов учителя.
Педагогические студии представляют собой комплексные занятия, направленные на полное и всестороннее овладение какой-то определённой, вычлененной проблемой в условиях реализации ФГОС НОО. Поэтому студии могут иметь такие названия, например, как «Способы формирования универсальных учебных действий младших школьников», «Портфолио младшего школьника», «Специфика работы с гиперактивными детьми». Организация педагогической студии — дело чрезвычайно тонкое и сложное. Это могут быть занятия, ориентированные на освоение современных педагогических моделей, технологий обучения в начальной школе или программы эпизодического плана, углублённое ознакомление учителей с педагогическим решением какого-либо вопроса, который представляется педагогам трудным или даже неразрешимым.
Групповые педагогические консультации, педагогические студии позволяют оказать психолого-педагогическую и методическую помощь учителю начальных классов, но они предполагают участие в них специалистов: психологов, педагогов, социальных педагогов, методистов по начальному образованию.
А что же делать учителям из сельских школ, из далёких районов, где нет таких специалистов и учителя вынуждены «вариться в собственном соку»? Эту проблему, на наш взгляд, помогут решить учителя тьюторы или учителя модераторы, т. е. учителя консультанты, наставники, которые прошли подготовку на специальных курсах повышения квалификации. Эти курсы направлены на знакомство педагогов с современными тенденциями развития начального образования и овладение техниками и приёмами конструктивного педагогического общения с начинающими педагогами. Так, например, большим спросом у учителей начальных классов пользуются курсы «Основы личностно профессионального развития педагога», организованные нами при Волгоградской академии повышения квалификации работников образования. Особый акцент мы делаем на развитие у педагогов позитивного отношения к себе, на овладение способами самопознания, саморазвития, на освоение техник саморегуляции психического состояния, на овладение опытом формирования основ самовоспитания у младших школьников. Чем более позитивным является отношение педагога к самому себе, тем большую гибкость проявляет он в общении с учащимися, тем более велика вероятность того, что он сможет и у детей воспитать стиль творческого учения, основанного на самостоятельном мышлении.
С другой стороны, чем меньше педагог уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипам, формальному мышлению и соответственно к догматическому, авторитарному стилю преподавания. Надо сказать, что почти каждый учитель в ходе профессиональной под готовки и самостоятельной педагогической деятельности привыкает думать о себе как об источнике информации, хранителе порядка, эксперте, который выставляет оценку, а не как о человеке, который способен проявлять свои чувства, желания и готов поделиться ими с детьми.
Изменить данные установки мы помогали с помощью занятий психолого-педагогического тренинга. Подчеркнём, что освоение педагогики развития должно осуществляться в режиме самоизменения педагога. Нельзя заставить педагога заниматься развивающим обучением — это может привести к дискредитации методов развивающего обучения. Апробированные нами направления и формы работы показали, что они способствуют формированию у учителей начальных классов субъектной профессиональной позиции, овладению опытом проектирования личностно-развивающего обучения и воспитания детей. Важно отметить, что обеспечение процесса личностно-профессионального развития учителя предусматривает моделирование целевой, содержательной и технологической базы научно-исследовательских проектов и коррекционно-развивающих практических разработок; создание системы учебных курсов по теоретическим и прикладным вопросам начального образования, по основам профессионального саморазвития учителя начальных классов на различных уровнях его профессионального становления.
Литература:
- Зеер, Э. Ф. Практикум по психологии профессионального образования: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. — М.: Изд. центр «Академия», 2010. — 164 с.
- Николаева, М. В. Профессионально-личностное развитие учителя начальных классов в системе высшего профессионального образования: проблемы, опыт и перспективы / М. В. Николаева // Известия Волгоград. гос. университета: Серии «Филологические науки», «Педагогические науки», «Социально экономические науки и искусство». — 2015. — № 7. — С. 75–86.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения)