Взаимодействие музыкального руководителя с другими специалистами при решении коррекционных задач в рамках ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Купальная, Е. В. Взаимодействие музыкального руководителя с другими специалистами при решении коррекционных задач в рамках ФГОС / Е. В. Купальная, Е. И. Шкатула. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 22-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14391/ (дата обращения: 16.11.2024).



Если говорить вам сложно — музыка всегда поможет!

Проблема педагогического взаимодействия специалистов и музыкального руководителя в ДОУ — одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.

Для того, чтобы успешно решать задачи по преодолению у детей с ОНР нарушения памяти, внимания, мышления, расстройства эмоционально-волевой и двигательной сфер, поведенческого негативизма, необходима скоординированная работа всех специалистов: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя инструктора по физической культуре и педагога — психолога.

Музыка, речь и движения должны быть тесно взаимосвязаны и дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Давно доказано, что для детей с патологией в развитии особое место имеют упражнения, тренирующие мозг, подвижность нервных процессов для этой цели идеально подойдут музыкально-ритмические, танцевальные и общеразвивающие движения. Но особое место по доступности в развитии личности ребенка занимает коррекционная музыкально-игровая деятельность, которая включает ряд постоянных элементов: игры на закрепление знаний об окружающем, упражнения на дыхание, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие чувства ритма, упражнения на релаксацию, упражнения на обучения эмоциям. Чем разнообразнее формы работы с дошкольниками, тем успешнее преодолеваются отклонения в их развитии. Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а его первый помощник — это воспитатель. Работа с воспитателями заключается в подготовке к совместной музыкальной деятельности, проведению праздников и развлечений. Воспитатель разучивает с детьми стихи, сценки, закрепляет песни, игры, хороводы. Он помогает детям лучше усвоить программный материал. Знания, умения и навыки, полученные детьми в ходе музыкально — образовательной деятельности, воспитатели умело применяют в других видах образовательной деятельности в повседневной жизни детей. Например, наблюдая осенью за природой и убирая опавшие листья на участке, воспитатель обращает внимание на то, что ветер кружит листья и, напевая хорошо знакомую воспитанникам песню «Листопад» музыка С. Ранда — предлагает детям легко и плавно покружиться вместе сними (как листочки). А если идет дождь уместно послушать и воспроизвести хлопками в ладоши — его «песенку», тем самым развивая чувство ритма, внимание и память. Зимой, наблюдая за птицами у кормушки — хорошо будет вспомнить песню «Всем нужны друзья» музыка Л. Компанейца, тем самым побуждать детей заботиться о птицах, когда им очень необходима помощь, а при хорошей погоде дети могут ее подпеть и т. д. Воспитатели не только используют в повседневной жизни детей те песни, игры и хороводы, которые разучивались в ходе совместной музыкальной деятельности, но и предлагают выучить с детьми песню, необходимую для совместной деятельности (к собранию или совместному театрализованному развлечению для малышей). Дети разучивают ее с большим удовольствием. Вот где раздолье для работы над произношением, мимикой, движениями и т. д. В конце каждого месяца можно предложить воспитанникам совместную деятельность по рисованию. По этим рисункам легко определить любимую песню, а проиграв вступление к ней, можно спросить у ребенка, угадала, или нет песню. Такая форма работы будет интересной и полезной для всех.

Ежедневная музыкальная деятельность с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и музыкальному руководителю осуществлять полноценное музыкальное развитие всех детей.

Чтобы работа логопеда и музыкального руководителя была эффективной, подбирается репертуар так, чтобы в распевках и песнях решались задачи по развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциации тех звуков, над которыми работает логопед. Так совместная работа с логопедом помогает быстрее сделать речь детей правильной и понятной. — развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместная работа с инструктором по физической культуре помогает отрабатывать и совершенствовать простейшие танцевальные движения (боковой и прямой галоп, подскоки, перестроения в круг, из круга, перестроение парами, тройками…), тем самым помогая музыкальному руководителю в подготовке к праздникам и развлечениям. Таким образом, навыки, формируемые в процессе музыкального воспитания, совершенствуются на физкультурных занятиях и утренней гимнастики.

Только в тесном взаимодействии инструктора по физической культуре и музыкального руководителя возможно успешное формирование личности ребенка, воспитание нравственно — эстетического отношения к окружающему, развивает творческую инициативу, содействует его социализации и адаптации в обществе чего и требует от нас ФГОС.

Давно известно, что нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии, поэтому психолог и музыкальный руководитель должны стремиться осуществлять свою работу, используя разнообразные методы и формы. Детям сложно понимать и выражать свои чувства, эмоции, говорить о своих ощущениях, выстраивать диалог и партнерские отношения друг с другом, выступать перед зрителями. Поэтому необходимо создать для воспитанников комфортную психологическую атмосферу. И в этом главный помощник — психолог.

Взаимодействие с родителями в нашем ДОУ строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Сотрудничество с семьями воспитанников по музыкальному образованию осуществляем через разные формы работы:

Необходимые совместные консультации и советы, оказание необходимой помощи, обсуждение образовательной деятельности и индивидуальной работы — залог успеха по преодолению речевых и двигательных недостатков. Все это помогает создать для всех детей ситуацию успешности.

Литература:

  1. И. Лопухина. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. — С-П.: Дельта, 1997г.
  2. Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. Фонетическая и логопедическая ритмика. — М.: Айрис Пресс, Айрис дидактика, 2005г.
  3. М.И. Чистякова. Псих гимнастика. — М.: Просвещение, 1995г.
  4. О. В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. — М. Генезис, 2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный руководитель, ребенок, воспитатель, образовательная деятельность, физическая культура, форма работы, особое место, совместная деятельность, совместная музыкальная деятельность, совместная работа.

Похожие статьи

Взаимодействие медиков и педагогов как условие коррекционно-развивающей работы в домах ребенка

Методические основы оптимизации по современному требованию организационного процесса при профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров

В данной статье обсуждается организационная методология обучения трудовому образованию в общеобразовательных школах, в соответствии с действующим государственным стандартом образования и учебными планами 5–9 классов, посредством научного и методическ...

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационный подход формирования ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности у старшеклассников

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Личностно-ориентированный подход как основа реализации ФГОС в деятельности дошкольной организации

Универсальные творческие действия студентов в ситуациях технологических решений: элементы концептуального подхода к работе над курсом «Окружающий мир» в начальной школе

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Современные подходы по формированию информационной компетентности учащихся на уроках математики

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции

Похожие статьи

Взаимодействие медиков и педагогов как условие коррекционно-развивающей работы в домах ребенка

Методические основы оптимизации по современному требованию организационного процесса при профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров

В данной статье обсуждается организационная методология обучения трудовому образованию в общеобразовательных школах, в соответствии с действующим государственным стандартом образования и учебными планами 5–9 классов, посредством научного и методическ...

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационный подход формирования ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности у старшеклассников

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Личностно-ориентированный подход как основа реализации ФГОС в деятельности дошкольной организации

Универсальные творческие действия студентов в ситуациях технологических решений: элементы концептуального подхода к работе над курсом «Окружающий мир» в начальной школе

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Современные подходы по формированию информационной компетентности учащихся на уроках математики

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции