Взаимодействие или сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников на современном этапе развития образования
Автор: Серова Екатерина Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 25.06.2018
Статья просмотрена: 4074 раза
Библиографическое описание:
Серова, Е. Ю. Взаимодействие или сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников на современном этапе развития образования / Е. Ю. Серова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14394/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье различаются понятия «взаимодействие» и «сотрудничество» ДОУ и семьи. Рассматривается современная и продуктивная форма взаимодействия — ведение сайте дошкольной организации.
Ключевые слова: детский сад, семья, взаимодействие, сотрудничество, сайт ДОУ.
Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70 % зависит, каким вырастает человек, какие черты характера формируют его натуру. Важно, чтобы на этом этапе жизненного пути, рядом с ребенком находились самые главные люди в его жизни. Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 44) «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». [8]
Я уже двенадцатый год работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дети приходят к нам на два года. На основе наблюдений за семьями воспитанников и анализа их активности в образовательном пространстве, можно условно разделить все семьи на три группы. «Пассивные наблюдатели» среди родителей составляют — 60 %, «заказчики» -15 %, «активные участники» — 25 %. Не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями, но при этом они не ищут причины в себе, своей семье, а всю ответственность возлагают на детский сад. Изменение такой позиции становиться задачей педагогов и руководителей дошкольного учреждения. Поэтому вопрос продуктивного взаимодействия ДОУ и семьи остается открытым. Необходимо прилагать большие усилия и придумывать новые формы созвучные с сегодняшним днём.
Признание авторитета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.
Согласно основной общеобразовательной программе «От рождения до школы», ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. [5, с.267]
По мнению Сычёвой Е. С., с позиции общения детского сада и семьи, взаимодействие подразумевает организацию такого воспитания, при котором педагоги и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей, то есть действия общие, связанные, обусловленные и дополняющие друг друга. [7]
Сотрудничество — это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, не учеников, где нет места научению, контролю, указке как надо сделать.
Наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия. Добрачева А. Н. выделила следующие характерные показатели:
– по взаимопознанию — объективность информации друг о друге;
– по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия;
– по взаимоотношениям — эмоциональная готовность к совместной деятельности;
– по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности;
– по взаимовлиянию — способность приходить к согласию в спорных вопросах. [2]
По мнению Саяниной А. Н., современный детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества, должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. [6]
Для продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи нужно пересмотреть роли и позицию педагога. Гринёва М. А. определила «портрет» педагога-партнёра:
- Опирается на инициативу родителя и предлагает своё.
- Узнает о ребёнке у родителя и вместе с ним оценивает ребёнка.
- Не даёт готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
- Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
- Помогает родителю создать для ребёнка успешную деятельность для самореализации личности.
- Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.
- Не поучает родителей, а даёт советы как дипломированный специалист.
- Высшая цель и содержание работы — ребёнок. [1]
Для продуктивного общения и более широкого распространения опыта взаимодействие детского сада и семьи должно строиться по определённой модели. Это общая модель, которую можно расширять дополнять и изменять с учётом особенностей группы.
Взаимодействие сродителями врамках информационного блока— просвещение родителей, передача им необходимой информации. На этом этапе совместно с руководителем учреждения и специалистами знакомим родителей с визитной карточкой дошкольного образовательного учреждения, паспортом группы, с нормативно-правовыми документами; с результатами диагностики состояния здоровья ребенка. На этом этапе начинается закладка фундамента для более продуктивного общения с семьями. Родителям раздаю ознакомительную анкету, веду наблюдение за особенностями семейного воспитания и взаимоотношениями с детьми. Стараюсь в адаптационный период больше хвалить ребёнка, рассказывать родителям обо всех успехах, даже мимолётных в течение дня. Доброжелательная атмосфера позволяет заложить эмоциональные и доверительные отношения с родителями. На основании полученных данных, планирую работу по взаимодействию. Выбираю наиболее удачные и продуктивные формы взаимодействия с родителями.
После сбора и обработки ознакомительных анкет формируются темы, которые интересуют родителей и по которым в дальнейшем ведётся просветительская работа.
Вот некоторые из заявленных тем на 2017–2018 уч.г.:
– Ребёнок и книга;
– Развитие связной речи;
– Укрепление и развитие памяти ребёнка;
– Оздоровительные методики;
– Готовность к школе;
– Охрана зрения детей;
Практический блок — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников.
При построении взаимодействия в рамках практического блока использую все формы, как традиционные, так и нетрадиционные, индивидуальные и групповые. В эту работу включаются все специалисты нашего учреждения. Только вместе, только с родителями можно добиться хороших результатов в образовании и коррекции детей. В работе с родителями хорошие результаты даёт организация проектной деятельности в детском саду. Проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. В группе проводила конкурсы семейных проектов, газет, фотоконкурсов, поделок: «Чудеса на грядке», «Символ наступающего года», «Мама, папа, я — спортивная семья», «Мое любимое домашнее животное», «Лучший спортивный уголок в семье», «Экология вокруг нас», «Моя семья», «Знай и соблюдай правила дорожного движения», «Государственные праздники».
Совместная работа с родителями дает положительные результаты. Для определения эффективности проведенных мероприятий существует третий блок модели— оценочный. Результативность проведенных мероприятий определяю через книгу отзывов, анкетирование, опрос родителей, наблюдения, собеседование с детьми.
Особо хочется остановиться на такой продуктивной форме взаимодействия с семьями воспитанников, как ведение сайта дошкольного образовательного учреждения, посколькуяявляюсь разработчиком сайта нашего ДОУ (http://www.umka.caduk.ru).
С 01.01.2011 года вступил в силу Федеральный закон № 293. Закон требует «создать и вести официальный сайт образовательного учреждения в сети Интернет». Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 29) «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Также в ст. 29 даётся перечисление той информации, которую необходимо размещать и оперативно обновлять в течение 10 рабочих после внесения изменений. [8]
Я согласна с мнением Концедайловой О. А., что современные родители мало стали обращать внимания на информационные папки-передвижки в группах, консультации, редко замечают объявления. Это во многом объясняется загруженностью родителей, отсутствием свободного времени, а также возрастными особенностями. В наше время становится больше молодых семей, которые идут в ногу со временем и используют современные и доступные способы получения информации. Интернет твёрдо и уверенно вошел в наш обиход. Интернет есть и в мобильном, и в компьютере. Поэтому, организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из современных, неформальных форм работы, показывающая качественные результаты и вызывающая в последнее время заслуженный интерес и у воспитателей дошкольных образовательных учреждений, и у родителей воспитанников. Сайт детского сада может стать для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. [4]
На сайте публикуются как необходимые разделы: сведения об образовательной организации, правовое и нормативное обеспечение, рабочие программы, так и дополнительные: достижения ДОУ, мероприятия, методические страницы специалистов ДОУ, информация для родителей, фотоальбом, RSS-новости, словарь, детская страница и т. д. Сайт доставляет информацию, как родителям, так и семьям будущих воспитанников, воспитателям, методистам из других детских садов.
Чтобы сайт отвечал современным требованиям, необходима работа всего коллектива. Информация на сайте должна быть разносторонней и информативной. Необходимо наполнять сайт объективно нужной информацией. Для родителей важна информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, о том, чем занимаются дети, в каких соревнованиях участвуют, конкурсах. Здесь я выкладываю крупные фотографии или презентации, видеоролики. Родители «видят» глазами, а не сухим текстом. Кроме этого, необходимы консультации, где четко прописаны теоретические и практические аспекты. Консультации должны быть содержательными и при этом не очень объемными, так как чтение с мониторами не всегда удобно. Любую консультации или рекомендацию можно будет сохранить на компьютере, распечатать и по мере необходимости использовать. Это гораздо удобнее, ведь вся информация оказывается под рукой.
На странице сайта есть детская страничка, из которой родители, а также дети могут узнать, в какие игры можно играть, найти загадки, речевой и картинный материал, поделки к разным праздникам. Всё это обогатит семейный досуг, а так же поможет в обучении ребёнка.
Для удобства родителей создана целая страница «Интернет-порталы» и «Полезные ссылки», где указаны многие сайты, порталы для развития, обучения, воспитания и развлечения детей; официальные сайты системы образования. Эти страницы экономят силы и время родителей в поисках нужной им информации.
На сайте создана гостевая книга и форум для свободного общения родителей и педагогов. Форум содержит разные разделы. Это и «новости», «детская кухня», «будем здоровы», «говорят дети», «скоро праздник», «вопросы специалистам детского сада». Форум позволяет узнать мнение посетителей сайта о работе детского сада, задать интересующие вопросы всем специалистам в д/с, получить профессиональную консультацию, а также воспользоваться опытом по воспитанию детей у других родителей. Во многих темам есть голосования, так что каждый может оставить своё мнение, высказать свои замечания, предложения, идеи, повлиять на работу детского сада. Такое неформальное общение позволяет сблизить всех участников образовательного и воспитательного процесса.
На сайте я установила счётчик посещений, который показывает, насколько популярен сайт среди посетителей (недавний показатель посещений 39208 раз).
Помимо сайта, активно в своей работе использую интернет-технологии. Множество фотографий, презентаций, видеороликов отправляю через электронную почту родителям. Информация, важные объявления, касающиеся работы детского сада можно с легкостью и за минуту отправить общей рассылкой всем родителям. Это экономит время и усилия педагога.
В результате взаимодействия родители стали проявлять искреннюю заинтересованность, готовность увидеть мир с позиции ребенка, пережить с ним вместе радости и неудачи. Освоенный опыт детского сада родители с успехом используют в домашних условиях, а педагоги — опыт семьи в своей работе.
Литература:
- Гринёва М. А. Создание новой модели взаимодействия ДОУ семьи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/sozdanie-novoi-modeli-vzaimodeistviya-dou-i-semi
- Добрачева А. Н. Взаимодействие детского сада с семьей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&ved=0CG4QFjAI&url=http %3A %2F %2Fedusladkovo.ru %2Fassets %2Ffiles %2FMasl %2Fdobracheva.doc&ei=wFVcUbP7CoqE4ATzzYDoAQ&usg=AFQjCNEU31qTjRZGVvcugofPzEOm8Odonw&sig2=1-bNQYXDOdv8KNXPG9nFQ&bvm=bv.44697112,d.bGE&cad=rjt
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко — М.: ЛИНКА-ПРЕССС, 2001. — 224с.
4. Концедайлова О. А. Использование ИКТ в работе с родителями: официальный сайт ДОУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://dohcolonoc.ru/2011–03–22–09–30–55/3108-ispolzovanie-ikt-v-rabote-s-roditelyami-ofitsialnyj-sajt-dou.html
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
6. Саянина А. Н. Сетевое взаимодействие родителей и педагогов как форма сотрудничества с семьями детей в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://kronnmc.ru/journal/101/167/168
- Сычёва Е. С. Применение компьютерных технологий во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/primenenie-kompyuternyh-tehnologiy-vo-vzaimodeystvii-pedagogov-s-roditelyami
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
9. Харченко О. О. Использование Интернет-сайта детского сада для информационного обмена между педагогами и родителями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/615802/
Похожие статьи
Инновационная форма работы ДОУ — школа для родителей
В статье рассматриваются современные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, направленные на повышение компетенций осознанного родительства.
Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи
Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьёй
В статье рассматриваются возможности установления продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в ходе формирования представлений ребенка дошкольного возраста о семье и роде, раскрывается содержание и особенности организации генеа...
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников
В статье рассматривается такой фактор эффективного полоролевого воспитания старших дошкольников, как взаимодействие с семьями воспитанников в процессе проектной деятельности.
Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей
В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.
Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ
В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.
Сотрудничество с родителями как условие продуктивного образовательного процесса в ДОУ
В статье авторы рассматривают актуальные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников. Описывают опыт своего учреждения в данном вопросе.
Трансформация открытости дошкольного образования в период пандемии (из опыта работы ДОУ)
В статье автор делится своим опытом преобразования дошкольного образования и воспитания в условиях пандемии и инструментами для взаимодействия с родителями через социальные сети.
Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.
Похожие статьи
Инновационная форма работы ДОУ — школа для родителей
В статье рассматриваются современные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, направленные на повышение компетенций осознанного родительства.
Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи
Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьёй
В статье рассматриваются возможности установления продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в ходе формирования представлений ребенка дошкольного возраста о семье и роде, раскрывается содержание и особенности организации генеа...
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников
В статье рассматривается такой фактор эффективного полоролевого воспитания старших дошкольников, как взаимодействие с семьями воспитанников в процессе проектной деятельности.
Семейное воспитание в контексте дошкольного воспитания детей
В статье рассматривается значимость взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между домом и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно достичь главной цели — воспитать настоящего человека.
Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ
В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.
Сотрудничество с родителями как условие продуктивного образовательного процесса в ДОУ
В статье авторы рассматривают актуальные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников. Описывают опыт своего учреждения в данном вопросе.
Трансформация открытости дошкольного образования в период пандемии (из опыта работы ДОУ)
В статье автор делится своим опытом преобразования дошкольного образования и воспитания в условиях пандемии и инструментами для взаимодействия с родителями через социальные сети.
Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.