Самообразование современного педагога как залог успешного учебного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гацаева, Р. Г. Самообразование современного педагога как залог успешного учебного процесса / Р. Г. Гацаева, Ю. А. Логинова, Е. А. Сокольская, Н. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14396/ (дата обращения: 17.10.2024).



Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться [1].

А. С. Макаренко

Что составляет основу профессии учителя? Знание предмета? Естественно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение слушать, понимать, и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Однозначно. А ещё учитель всегда должен оставаться молодым в своей работе — идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутых результатах, всегда быть в поиске новых методик обучения. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, учитель должен быть компетентен во многих вопросах. И поэтому современный педагог — это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового и желающая эти новые знания передавать своим ученикам. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам. «Уровень знаний современных школьников прямо пропорционален уровню самообразования учителя, который будет стремиться передать ученикам всё то, что узнаёт сам. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников» [2]. «Уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма». [7]

«Самообразование — это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него» [3]. Самообразование — один из добровольных путей повышения профессионального мастерства педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. И каждый педагог сам выбирает пути повышения мастерства, которые ему более близки и интересы. Готовность педагога работать в современных условиях определяется не только его умениями выполнять те или другие операции. [12]

«Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

– Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

– Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

– Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

– Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

– Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

– Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды — все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

– Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет

постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?» [4].

Мы провели опрос среди учителей нашего учебного заведения. И выяснили, какие мотивы преобладают в педагогическом коллективе нашей школы. «За основу были взяты общепринятые мотивы, побуждающие потребность самообразования». [8]

Таблица 1

Мотивы, побуждающие потребность самообразования

Название

Ежедневная работа синформацией

Желание творчества

Изменения, происходящие вжизни общества

Конкуренция

Общественное мнение

Материальное стимулирование

Интерес

Степень влияния в %

15 %

10 %

18 %

16 %

15 %

14 %

16 %

«Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

– Профессиональное (предмет преподавания)

– Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

– Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

– Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

– правовое

– Эстетическое (гуманитарное)

– Историческое

– Иностранные языки

– Политическое

– Информационно-компьютерные технологии

– Охрана здоровья

– Интересы и хобби

Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями». [9]

«Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

– Чтение конкретных педагогических периодических изданий

– Чтение методической, педагогической и предметной литературы

– Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

– Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

– Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

– Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

– Систематическое прохождение курсов повышения квалификации» [5].

«Так же нужно учитывать следующие виды деятельности

– Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

– Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

– Изучение информационно-компьютерных технологий

– Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

– Ведение здорового образа жизни, занятия спортом. Болезни — большое препятствие для профессионального роста» [10].

Каждая деятельность не имеет смысла, если в ее результате не создается определённый продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список планируемых результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои уникальные разработки, дидактический материал в сети позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами [13].

«Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

– повышение качества преподавания предмета;

– разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

– разработка новых форм, методов и приемов обучения;

– доклады, выступления;

– разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

– разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

– проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

– повышение престижа образовательного учреждения». [11]

По завершении работы необходимо написать отчёт, который будет состоять из подведения итогов проделанной работы, обобщения и систематизации опыта и перечня рекомендаций для других педагогов. Отчёт может быть представлен в форме доклада и презентации перед педагогическим коллективом (методическое объединение, педагогический совет).

«Стоит заметить, профессиональное самосовершенствование не сводится к заполнению отчётной документации, подготовке докладов и презентаций. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы стать плодотворным импульсом к повышению уровня профессионального мастерства педагога и совершенствованию его личностных качеств». [6]

Настоящий профессионал своего дела способен на проведение самоанализа, замечает не только позитивные, но и негативные стороны своей деятельности. Такой человек прислушается к здоровой критике, сделает выводы и попытается преодолеть слабые стороны характера, препятствующие дальнейшему развитию. Уважающий себя педагог старается освоить эффективные методы работы, повысить качество преподавания, пытается найти подход к каждому ребёнку. Важно, чтобы все участники образовательного процесса не забывали, что главная цель инновационных технологий, интерактивных уроков, профессионального роста и развития — это полноценное развитие детей в благоприятной и дружественной психологической атмосфере.

Литература:

1. Самообразование и ФГОС // Методическая копилка. URL: https://www.metod-kopilka.ru/samoobrazovanie_pedagoga_v_usloviyah_realizacii_fgos-27781.htm

2. Тарасова О. Г. Самообразование педагога — главная составляющая учебного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 5. — С. 156–159. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770129.htm.

3. Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего // Управление персоналом. 2001. № 4.

4. Самообразование учителя // Педсовет. URL: https://pedsovet.org/forum/topic302.html

5. Презентация «Самообразование современного учителя» // kopilkaurokov.ru. URL: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/presentacii/priezientatsiia-samoobrazovaniie-sovriemiennogho-uchitielia

6. Самообразование учителя начальных классов по ФГОС // Педагогика. URL: https://paidagogos.com/?p=18259

7. Совершенствование педагогического мастерства // kopilkaurokov.ru. URL: https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/meropriyatia/piedaghoghichieskii-soviet-soviershienstvovaniie-piedaghoghichieskogho-mastierstva-uchitieliei-chieriez-samoobrazovatiel-nuiu-dieiatiel-nost

8. Доклад на тему: «Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в области предмета и методики преподавания» // ИНФОУРОК. URL: https://infourok.ru/doklad-s-prezentaciey-na-temuneprerivnoe-sovershenstvovanie-urovnya-pedagogicheskogo-masterstva-uchiteley-v-oblasti-predmeta-i-m-435808.html

9. Презентация «Самообразование современного учителя» // kopilkaurokov.ru. URL: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/presentacii/priezientatsiia-samoobrazovaniie-sovriemiennogho-uchitielia

10. «Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность» // nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/01/24/sovershenstvovanie-pedagogicheskogo

11. Педагогический совет // kopilkaurokov.ru. URL: https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/meropriyatia/piedaghoghichieskii-soviet-soviershienstvovaniie-piedaghoghichieskogho-mastierstva-uchitieliei-chieriez-samoobrazovatiel-nuiu-dieiatiel-nost

12. Культура педагога // nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/07/13/papo-kultura-pedagoga

13. Культура педагога // Самообразование. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/609103/

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, профессиональный рост, вид деятельности, ежедневная работа, желание творчества, мастерство учителя, материальное стимулирование, общественное мнение, педагогический коллектив, профессиональное мастерство педагога.

Похожие статьи

Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога

Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога

Самообразование педагога как условие профессионального роста

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Самообразование как одно из условий повышения уровня квалификации педагога

Самообразование как ценность профессионального становления педагога

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Мастерство невербального педагогического общения как средство профессионального роста начинающих учителей

Формирование имиджа и авторитета в системе профессионального самообразования и саморазвития педагога

Похожие статьи

Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога

Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога

Самообразование педагога как условие профессионального роста

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Самообразование как одно из условий повышения уровня квалификации педагога

Самообразование как ценность профессионального становления педагога

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Мастерство невербального педагогического общения как средство профессионального роста начинающих учителей

Формирование имиджа и авторитета в системе профессионального самообразования и саморазвития педагога