Микромир в руках ребенка
Автор: Вагина Татьяна Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2018
Статья просмотрена: 2949 раз
Библиографическое описание:
Вагина, Т. М. Микромир в руках ребенка / Т. М. Вагина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14411/ (дата обращения: 16.11.2024).
Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать.
П. П. Блонский
В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Широк спектр технических игрушек, созданных в последнее время для разных целей, в том числе и образовательных, но вся проблема в том, что сегодняшние дети — это явные потребители, и перенаправить ребёнка на использование всех этих технических новшеств в русло обучения и исследования не так-то легко!
Современное дошкольное образование отличается широким использованием интерактивного оборудования, информационно-коммуникационных технологий. В дошкольном детстве ребенок знакомится с возможностями использования компьютерных технологий для расширения представлений об окружающем мире, установления причинно-следственных связей в явлениях природы. Наш детский сад имеет свою детскую научно-исследовательскую лабораторию и для работы были приобретены комплекты разного лабораторного оборудования, обеспечивающий интерактивную информационно-развивающую среду и способствующий развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и особое место в ней занимают цифровые микроскопы.
В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Образовательный процесс сегодняшнего дня в дошкольном учреждении необходимо конструировать на исследовательской основе, где ребенок становится первооткрывателем и экспериментатором. Актуальной задачей является создание в образовательном процессе современного детского сада педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка.
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию окружающего мира? Как способствовать развитию творческой активности? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. Чтобы поддержать исследовательские способности ребенка и сделать эксперимент более интересным и запоминающимся в нашем детском саду используется электронный микроскоп. С помощью данного оборудования занятия для детей стали проходить более интересно и насыщено. Работу с микроскопами в нашем детском саду мы начали с небольшой группой детей 4–5 лет, так как данном возрасте ярко выражено исследовательское поведение. К концу учебного года дети самостоятельно уже могли проводить свои эксперименты и исследования.
С целью обобщения всего наработанного материала, мною была разработана мини — программа «Загляну я в микромир».
Основной целью программы является:
Использование микроскопа для исследования объектов живой и неживой природы
Задачи программы:
‒ научить детей пользоваться цифровым микроскопом
‒ развивать интерес к практической познавательно-исследовательской деятельности;
‒ формировать научное мировоззрение;
‒ удивить дошкольников микромиром, окружающим нас
‒ обогащать словарный запас, развивать речь детей
‒ воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Новизна заключается в том, что ребенок впервые прикасается к микромиру, видит его изнутри, понимает его сущность.
Использование информационных технологий детьми позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка, позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать.
Дети получают практические знания по использованию микроскопа, умение анализировать, вести сбор и обработку информации, делать выводы.
Таким образом, использование электронного микроскопа в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т. п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.
Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.
Ожидаемый результат программы:
‒ Научаться самостоятельно владеть лабораторным оборудованием
‒ Будет уметь устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства
‒ Будет уметь получать информацию об объекте в процессе его практического преобразования
‒ Научится действовать по алгоритму
‒ Научаться самостоятельно владеть экспериментальными навыками и навыками наблюдения, находить новые конструктивные решения при выполнении заданий
‒ Будут уметь выделять причинно-следственные связи.
Программа рассчитана на 1 год. Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно пользоваться микроскопом и прилагающийся к нему программой, мыслить и рассуждать.
Мы знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А экспериментирование напоминает детям «фокусы», они необычны, а главное — дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий — экспериментирований у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Для ответов на такие вопросы приходит на помощь электронный микроскоп, который еще больше открывает детям завесу тайн микромира. Дети имеют возможность не просто рассмотреть объект, а увидеть его увеличенным х10, 60, 200 крат. Для подтверждения своих слов, у детей имеется возможность сделать фото- и видеосъёмку с помощью веб-камеры, встроенной в микроскоп. При создании презентационного материала микроскоп дает возможность создавать небольшие исследовательские фильмы.
Работа в течение года с исследователями проводилась во вторую половину дня 2 раза в неделю. Исследовательская деятельность свою работу не прекращала и продолжалась дома совместно с родителями. В работе применялись следующие компьютерные технологии: разработка презентаций для занятий, работа с электронным микроскопом, интерактивной песочницей и т. д.
В рамках мини-программы были разработаны и реализованы 3 исследовательских проекта. Тематики занятий и проектов подбирались и разрабатывались по интересам детей. В ходе исследовательской деятельности «Разлив нефти — экологическая катастрофа», юный исследователь вместе с мамой участвовал в детско-родительской научной конференции приуроченной к неделе науки в детском саду.
В итоге данной программы дети участвовали участие в ежегодном конкурсе исследовательских проектов и творческих работ «Я — исследователь»на базе НОШ.
На защиту были выбраны следующие проекты: «Жидкие камни» и «Разлив нефти — экологическая катастрофа».
Каждый ребенок выступал со своим докладом индивидуально и отвечал на вопросы жюри. Каждый исследователь получил навык публичного выступления.
Приложение №1
Перспективно-тематическое планирование
№занятия |
Тема занятия |
Цель занятия |
Форма занятия |
1 |
«Знакомство смикроскопом» |
Познакомить детей с микроскопом; формировать навыки обращения с микроскопом; учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; развивать любознательность и интерес к исследованиям; обогащать словарный запас детей. |
беседа |
2 |
«Прибор, открывающий невидимое» |
Познакомить с историей открытия увеличительных приборов; познакомить с устройством ручной и штативной лупы, светового микроскопа; продолжать учить работать с микроскопом. |
Беседа, экспер-ние |
3 |
«Рассматривание готовых образцов» |
Закреплять умение обращать внимание на структуру приготовленных образцов, сравнивать их и делать выводы |
Беседа + работа с микроскопом |
4 |
«Из чего что состоит» |
Познакомить детей с понятием «клетка» и показать клеточное строение на примере фруктов и овощей |
Беседа + работа с микроскопом |
5 |
«Соль— какая она?» (пищевые кристаллы) |
Расширить представления о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы и электронного микроскопа. |
Беседа, экспер. + работа с микроскопом |
6 |
«Камни природные икамни искусственные» |
Показать красоту и неповторимость камня в окружающей природе; воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе; дать знания о том, что песок состоит из мелких камней-песчинок. |
Беседа + работа с микроскопом |
7 |
«В какой земле лучше вырастить цветы» |
Дать знания о том, что песок состоит из мелких камней-песчинок; |
Беседа + работа с микроскопом |
8 |
«Зеленые друзья вкомнате» |
Познакомить детей со строением клетки листа комнатного растения. |
Беседа + работа с микроскопом |
9 |
«Вода волшебница» |
Узнать, что происходит с веществами при смешивании друг с другом? |
Беседа, игра — эксперим. + работа с микроскопом |
10 |
«Кто живет вцветочном горшке» |
Продолжить формировать представление детей о комнатных растениях и насекомых, живущих в почве в цветочных горшках; учить делать фото живых существ с помощью микроскопа |
Беседа + работа с микроскопом |
11 |
Проект «Разлив нефти — экологическая катастрофа» |
||
«Влияние нефтяных загрязнений на жизнь птиц, животных ирыб» |
Расширение знаний детей о нефти, её свойств и влиянии на окружающую среду посредством экспериментальной деятельности |
Беседа |
|
12 |
«Влияние разливов нефти на жизнь растений» |
Формировать умение рассуждать, делать выводы, используя опыт, полученный в познавательно- исследовательской деятельности |
Беседа, эксперим. + работа с микроскопом |
«Очистка воды от последствий разлива «нефти»» |
Познакомить детей с процессами очистки воды разными способами; рассмотрение воды после каждой очистки через микроскоп |
Беседа, эксперим. + работа с микроскопом |
|
13 |
Создание презентационной работы кзащите исследовательских проектов |
Учить подбирать по порядку фото, сделанных с помощью микроскопа для презентации; формировать умение и навыки самостоятельно анализировать полученные результаты. |
Беседа, работа с микроскопом и компьютером |
14 |
Проект «Живые ровесники мамонта» |
||
«Почему животным тепло?» |
Закрепить знания детей о волосяном покрове кошек и его свойствах, рассмотрение шерсти |
Беседа, эксперим. + работа с микроскопом |
|
15 |
«Для чего нужна кожа человеку?» |
Определить значимость кожного покрова для человека; развивать познавательный интерес в области «знания о человеке» |
Беседа, эксперим. + работа с микроскопом |
16 |
«Для чего рыбе чешуя?» |
Формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; продолжить формировать навыки работы с микроскопом при рассмотрении рыбьей чешуи. |
Беседа, эксперим. + работа с микроскопом |
17 |
«Мир ткани» |
Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление. |
Беседа, эксперим. + работа с микроскопом |
18 |
«Одежда иобувь» |
Познакомить детей с появлением одежды и рассмотреть структуру разных тканей |
Беседа, эксперим. + работа с микроскопом |
19 |
«Мир бумаги» |
Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. |
Беседа, игра — эксперим. + работа с микроскопом |
21 |
«Почему всем тепло?» создание презентационного пособия |
Формирование у детей представления о кожном и шерстяном покрове живых существ; продолжить учить детей рассматривать кожу, мех, рыбью чешую с помощь. Микроскопа; создание фото для презентаций. |
Беседа + работа с микроскопом |
22 |
«Создание папки сподборкой фото исследовательских образцов» |
Развивать познавательные способности детей, способствовать развитию исследовательских качеств; закреплять умение работать с микроскопом и фото — подборкой. |
Беседа + работа с микроскопом и компьютером |
23 |
«Насекомые» |
||
«Знакомьтесь, насекомые» |
Рассмотрение строения насекомых: крыльев, глаза, лапок |
Беседа, + работа с микроскопом |
|
24 |
«Майский жук» |
Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука |
Беседа, + работа с микроскопом |
25 |
«Мед ипчелы» |
Познакомить детей с насекомым — пчелой, ее пользой и продуктом пчелиной работы — медом |
Беседа, эксперим. + работа с микроскопом |
26 |
«Муравейник иего обитатели» |
Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое |
Беседа, + работа с микроскопом |
27 |
Дождевой червь |
Закрепить знания детей о живой природе, расширять представления о взаимосвязях человека с ней; развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас. |
Беседа, эксперим. + работа с микроскопом |
28 |
Создание фильма «Мир насекомых» |
Развивать познавательные способности детей, способствовать развитию исследовательских качеств; закреплять умение работать с микроскопом и фото — подборкой. |
Беседа + работа с микроскопом и компьютером |
Приложение №2
Мониторинг
№ |
Ф.И. ребенка |
Умение видеть ивыделять проблему |
Умение принимать иставить цель |
Знание строения электронного микроскопа |
Умение анализировать объект или явление |
Умение выделять существенные признаки исвязи |
Умение самостоятельно работать смикроскопом |
Умение выдвигать гипотезы, предположения |
Умение делать выводы |
Умение создания презентационного материала |
Итог |
|||||||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|