Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье
Автор: Захарова Оксана Григорьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.07.2018
Статья просмотрена: 2061 раз
Библиографическое описание:
Захарова, О. Г. Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14421/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена наиболее востребованному в современном обществе понятию «креативность». На основании исследований ученых данного понятия, дается общее определение креативности. Представлены основные критерии, которые необходимы для развития креативности. Отмечено, что особое значение в развитии креативных способностей у дошкольников имеет семья. Описаны основные условия, необходимые для того, чтобы ребенок-дошкольник в семье вырос креативной личностью.
Ключевые слова: креативность, беглость, гибкость, оригинальность, семья, условия.
Современный ХХI век. Век прогресса и новых технологий. Век творческой и креативной личности. Изменчивость мира делает представления о креативности не роскошью, которой обладают только избранные, а жизненной необходимостью любого человека. Во всех сферах жизни необходим креативный, творческий подход. В образовании, промышленности, банковском деле без творческих людей — никуда. Всегда нужны те, кто способен взглянуть на проблему под другим ракурсом и найти оригинальное решение, которое до этого времени не предлагалось. Соответственно, в соответствии с потребностями государства в творческих людях, необходимо развивать творческие способности уже с детства, когда ребенок наиболее открыт, любознателен, интересующийся всем вокруг и первыми кто закладывает основы творческого потенциала является семья.
Креативность — это умение создавать что-то новое и необычное, способность импровизировать и решать по-новому задачи. Это индивидуальность, которая проявляется у каждого человека по-разному. Креативность рассматривается как творческие способности, которые есть у всех, только их необходимо развивать.
Изучению понятия креативности посвящено большое количество работ, зарубежных (Дж. Гилфорд, Э. П. Торранс, С. Медник, Р. Стернберг, Дж. Рензулли и др.) и отечественных (Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, М. А. Холодная, Т. Н. Тихомирова, А. И. Савенков и др.) ученых, где рассматривались разные концепции, подходы и точки зрения. Остановимся на общем определении креативности, которая рассматривается учеными как способность к творческому (дивергентному) мышлению. Дивергентное мышление — альтернативное мышление, отступающее от логики, оно проявляется в решении задач, имеющих одно условие и бесконечное множество правильных ответов [4, c.33].
Также были определены основные критерии для оценки и развития креативности:
– беглость мышления;
– оригинальность мышления;
– гибкость мышления;
– разработанность (способность разрабатывать идею) [5; с.99].
Согласно данному подходу, развивать необходимо творческое (дивергентного) мышление, с помощью следующих качеств, которые бы обеспечивали успех в проявлении творчества: беглость, она же способность предлагать большое количество идей; гибкость, то есть тенденцию к генерированию непохожих друг на друга идей; оригинальность идей, способствующей к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо устаревших; показатель разработанности, то есть проявляющийся в способностях к изобразительной и конструктивной деятельности. Все эти качества присутствуют в каждом ребенке дошкольного возраста.
Дошкольный возраст ученые определяют, как наиболее благоприятный для развития творческих способностей.
Бесспорен тот факт, что все зарождается с детства… Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, познавательных и творческих способностей, проявление интереса к всему окружающему. Известный педагог, ученый Юрий Азаров, который посвятил свои труды воспитанию детей в семье, очень точно отметил, что «детство — особое психическое состояние. Оно — синоним творчества и энергии … постоянные открытия, неуемная энергия … пытливость … решения приходят мгновенно, увлечения и интересы накатываются, как волны в шторм»... [1, с.248].
В этом отношении все дети любят и могут творить. Исследование окружающего пространства — это творчество, детская игра — это творчество, дети рисуют — это тоже творчество. Дошкольники творят, создают, придумывают что-то новое непрерывно, иначе они просто не смогли бы развиваться и познавать мир. Главное не разрушить эту способность к познанию, которая стимулирует к развитию креативности.
Развиваться ребенок начинает с самого рождения, как только он попадает в этот мир. И первой микросредой, где он оказывается, является семья. В семье его окружают любящие взрослые, которые постепенно и закладывают основы всех сторон развития ребенка. Именно семья заботится о сохранении и укреплении здоровья ребенка и его физической формы, определяет успешность интеллектуального развития и детской любознательности, помогает раскрыться способностям дошкольника.
Креативность начинается с любопытства и интереса. Что же такое любопытство? По мнению ученых (А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др.), любопытство определяется как потребность в «умственных впечатлениях», когда пытаешься узнать что-то новое, подмечаешь необычное в обычном, постоянно ищешь новые стимулы, ситуации и возможности для новых впечатлений, и такая характеристика поведения свойственна каждому ребенку [4]. Дети дошкольного возраста очень любопытны, их привлекает внимание все новое — облака, жук, дедушкин кашель или кривой гвоздь. У них появляется интерес почему происходит то или иное явления, из чего состоит предмет, развиваются способности к умственной познавательной активности, которая постепенно трансформируется в познавательную потребность.
В. С. Юркевич, изучающая способности, утверждала, что они не даются от природы никому, но проявление познавательной потребности «… от природы…в достаточной степени дается всем без исключения детям» [7, с.27].
Главным условием к проявлению познавательной способности являются положительные эмоции, ребенок должен радоваться, получать удовольствие в процессе любой деятельности. Вовремя этих сильных эмоций развитие познавательных способностей происходит практически незаметно, легко и быстро. Если эмоциональный всплеск отсутствует, то развить такие способности невозможно даже за годы усиленного умственного труда. Ребенок, задавая вопросы взрослому, проявляет познавательную активность. Вопросы помогают расширять у детей представления о окружающей действительности и осваивать новые способы взаимодействия с ней [6]. Семья — это первые близкие люди, к которым ребенок обращается, спрашивает, не стоит игнорировать вопросы, которые очень часто задает ребенок, а стараться понятно давать на них ответы. Общение — суть жизни любого человека. Если взрослые обращают внимание ребенка на различные вещи, развивают его собственное восприятие, учат его видеть, слышать и чувствовать, для того чтобы открыть ему доступ к окружающему миру, то ребенок вырастит более развитым во всех областях.
Согласно такому подходу, успешность в развитии ребенка будет только в том случае, если все члены его семьи общаются с ним. Тем самым расширяют его знания и опыт, которые являются предпосылками к креативности.
Исследования Дина Кейта Симотона показали, что ключ к успешной креативности — это количество выдвигаемых идей. Выдающиеся, гениальные личности непрестанно творили — они выдавали одну идею за другой, чтобы прийти к чему-то новому. Дети — в этом тоже гениальны, они могут выдвигать большое количество идей в разных направлениях своего опыта и знаний, поэтому необходимо расширять кругозор ребенка. Способность выдвигать большое количество идей учеными называется беглостью. Это всего лишь один из критериев креативности, овладение которым недостаточно, необходимо чтобы эти идеи отличались своей оригинальностью.
Оригинальность — еще один компонент креативного мышления. По оригинальности дети очень сильно отличаются от взрослых. Они легко могут придумать необычное название изображаемому персонажу, сюжет к сказке или название постройки. Они постоянно ставят эксперименты и создают самые немыслимые комбинации. То соединят стеклянные шарики с пластилином, то начнут играть в мяч с помощью машин. Они могут нарисовать фиолетовую траву, деревья с руками, пингвинов в шляпах, при этом не бояться выглядеть глупо. У них нет стереотипов и ограничений в проявлении воображения и фантазии. При этом фантазия способствует развитию воображения, которое необходимо для проявления творчества, новых идей, появлению различных мыслей. Великий ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Я верю в интуицию и вдохновение… Временами я ощущаю полную уверенность в том, что прав, хотя и не знаю, на чем это основывается…Воображение важнее, чем знания, так как знания ограничены, а воображение охватывает весь мир, способствуя прогрессу и порождая эволюцию» [2,c.43]. Человек не может жить сохранять и воспроизводить только прежний опыт, он также комбинирует, творчески перерабатывает и создает из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность делает человека смотрящим в будущее, развивающим его и видоизменяющим настоящее. Именно такую творческую деятельность психологи связывают с проявлением воображения и фантазии. Уже в раннем детстве проявляются творческие процессе, которые лучше всего выражаются в играх детей. Когда ребенок играет с палкой и воображает, что это пистоле, когда в процессе игры он превращается в доктора, машиниста — все это не обходится без творчества. Процесс воображения и фантазии для ребенка, который происходит естественно, непринужденно, формирует в нем самостоятельность, которая дает предпосылки к исследовательской деятельности, к экспериментам, что тоже положительно влияет на проявление творческого потенциала. Основы самостоятельности закладываются в дошкольном возрасте взрослым, который создает определенную атмосферу для творчества. Важно давать ребенку творить. Отпускать его вперед и лишь слегка страховать его. Например, родители подарили ребенку новую игрушку, необходимо дать возможность ребенку самостоятельно изучить её, а не показывать сразу как в неё играть. Только тогда прийти на помощь, когда ребенок сам попросит, но не полностью показать все действия с данным предметом, а только немного подсказать. И дальше ребенок уже начнет сам придумывать, фантазировать и воображать разнообразные варианты игры с данной игрушкой. Чем больше идей у ребенка будет возникать в процессе любой деятельности, тем выше уровень креативности.
Есть вероятность, что идей могут быть похожи друг на друга. Поэтому необходимо развивать еще одно качество у ребенка — гибкость, которая проявляется в способности генерировать как можно больше идей и выходить за рамки какой-то одной категории. Для этого можно использовать технику свободных ассоциации, когда загадывается одно слово и вместе с ребенком можно создавать ассоциативные связи с этим словом. Например, загадываем слово «морковь», необходимо подумать над тем, с чем ассоциируется морковь, кроме еды. В итоге может получится: огурец, морковь (и то, и другое овощи), зрение (полезна для глаз), земля (растет на земле), палка, оружие, и т. д.
В педагогике принято считать, что ребенок опосредованно учится у взрослых, которые находятся рядом с ним. При этом в нашем случае при развитии творческих способностей, взрослый сам должен быть хоть чуть-чуть креативным и умело, ненавязчиво, показать ребенку, те оригинальные, нестандартные, творческие проявления в различных действиях, чтобы ребенку захотелось подражать взрослому, но не дословно, а по подобию, внося свое. Большое значение имеет совместная деятельность взрослых и детей: игры (дидактические, развивающие, спортивные и т. п.), художественное творчество, трудовая деятельность также является хорошим стимулом в развитии творческих способностей. Главное не быть лучше ребенка, а всегда на шаг отставать от него, чтобы дать ребенку проявить себя.
Еще одним условием для раскрытия творческого потенциала у ребенка служит вовлечение его в любой процесс деятельности, в котором бы он с удовольствием мог заниматься творчеством и исследованием предметов и явлений: это и рисование рисунков, и конструирование постройки, и детские эксперименты, опыты и т. п. Семье только необходимо предоставить необходимые условия и материалы для проявление творческих способностей, а также поддерживать желание ребенка создавать что-то новое, необычное. Главное показать ребенку, что творить — это увлекательно, и очень скоро творчество станет важным элементом его жизни.
Таким образом, креативность у дошкольника развивается в той семье, в которой придерживаются следующих условий:
- Решающей для развития в ребенке креативности является психологическая атмосфера семьи, взаимоотношение между членами семьи и их отношение к ребенку. Он должен себя чувствовать в семье комфортно, а также только с помощью общения ребенок может накапливать и расширять свой жизненный опыт, необходимый для проявления творчества.
- Благоприятно влияет на развитие креативности принцип свободного воспитания т. е. предоставление ребенку право на выбор деятельности, которой он хочет заняться, не ограничивать во времени, способствовать в проявлении воображения и фантазии. Задача взрослых помогать ребенку развиваться, организовывая содержательную среду.
- Для развития творческих способностей у ребенка-дошкольника рядом должна находиться творческая личность как образец для подражания.
Ребенок, в процессе наблюдения за образцом креативного поведения, не только берет пример, повторяет взрослого, но и в дальнейшем уже может создавать свои, интересные вещи творческой деятельности.
- Развитию творческих способностей ребенка способствует его самостоятельная, исследовательская деятельность. Задача взрослого находиться рядом, и если ребенку понадобится помощь, слегка направить его в нужном направлении, не выполняя полностью все за него.
- В семье должны стимулировать ребенка к творчеству; если у него происходят неудачи, то проявлять сочувствие; терпеливо относится к необычным идеям, несвойственным к реальной жизни; исключать в оценке деятельности ребенка замечания и осуждения [3].
Любой ребенок — это «особый мир», и помочь ему развиться в этом огромном мире может только тот, кто знает его лучше всех, кто сумеет разделить вместе с ним огорчения и тревоги, радости и успехи. А кто ближе всех? Конечно, семья!!!!! Именно члены семьи самые близкие люди, которые находятся рядом, всегда помогут, все объяснят и все поймут. Именно внимание взрослого к ребенку — это самое главное условие, которое придает ему силы, способствует развитию и становлению креативной личности.
Литература:
- Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю. Азаров. — М.: Эксмо,2015. — 496 с.
- Бьюзен, Т Умные родители — гениальный ребенок / Т. Бьюзен; пер. с англ. С. Э. Борич. — 3-е изд. — Минск: Попурри, 2017. — 464 с.
- Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие. — М.: Издательство АСТ,2015. — 528 с.
- Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания / А. И. Савенков. — 2-е изд.,доп. И перераб. — М.: Национальный книжный центр,2017. — 240 с.
- Савенков, А. И. Психология детской одаренности / А. И. Савенков. — М.: Генезис, 2010.- 440 с.
- Тихомирова, Т. Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т. Н. Тихомирова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — 230 с.
- Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. Иллюзия и реальность / В. С. Юркевич. — М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
Похожие статьи
Роль семейного воспитания в развитии креативности ребенка-дошкольника
Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — роли семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. В ситуации значительных перемен в мире и обществе меняются и дети, которые должны быть креативными, уверенными в себе. Раск...
Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях
Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве
В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы
Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы. Авторы рассматривают основные принципы здоровьесбережения, а также приводят примеры успешных практик, которые могут быть использованы в работе учите...
Перечень личностных качеств младших школьников
В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Для этого представлены характеристики, обозначенные в документах образ...
Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...
Развитие креативности у студентов колледжа
В статье рассматривается вопрос о развитии креативности у студентов колледжа в условиях реализации ФГОС. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода к развитию креативности, включающего использование в образовательном процессе новых ...
Эффективные методы повышения мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой
Данная статья посвящена проблеме мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой. Данная проблема считается актуальной, в связи с тем, что на данный момент укрепление и сохранение здоровья детей является одной из важнейш...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве
В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...
Похожие статьи
Роль семейного воспитания в развитии креативности ребенка-дошкольника
Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — роли семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. В ситуации значительных перемен в мире и обществе меняются и дети, которые должны быть креативными, уверенными в себе. Раск...
Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях
Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — развитию креативной личности. Период дошкольного детства является благоприятным для развития в ребенке творческих способностей. Раскрываются подходы отечественных и зарубежных исследоват...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве
В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы
Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы. Авторы рассматривают основные принципы здоровьесбережения, а также приводят примеры успешных практик, которые могут быть использованы в работе учите...
Перечень личностных качеств младших школьников
В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Для этого представлены характеристики, обозначенные в документах образ...
Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...
Развитие креативности у студентов колледжа
В статье рассматривается вопрос о развитии креативности у студентов колледжа в условиях реализации ФГОС. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода к развитию креативности, включающего использование в образовательном процессе новых ...
Эффективные методы повышения мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой
Данная статья посвящена проблеме мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой. Данная проблема считается актуальной, в связи с тем, что на данный момент укрепление и сохранение здоровья детей является одной из важнейш...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве
В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...