Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС
Автор: Томова Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 20.07.2018
Статья просмотрена: 408 раз
Библиографическое описание:
Томова, Е. В. Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС / Е. В. Томова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14445/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: предметно-пространственная среда, лэпбук, дошкольный возраст, творческое мышление.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные требования (ФГОС ДО) диктуют работникам дошкольного образовательного учреждения направления на достижение у детей целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности; сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для общества качества, как креативность, способность к поиску знаний [1].
В связи с этим педагоги находятся в постоянном поиске новых подходов, идей, способов обучения. Одним из них является включение в совместную деятельность как воспитателя и ребенка, так и родителя и ребенка — лэпбука.
Лэпбук(от англ. «lapbook»— «наколенная книга») — тематическая папка (книжка) с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению [2]. Как элемент пространственной предметно-развивающей среды, он информативен (представление информации по определенной теме), полифункционален (способствует художественно-эстетическому развитию при индивидуальной работе с ребенком и групповой работе с подгруппой в целом), вариативен (существует несколько способов использования каждой его части).
Главной особенностью лэпбука является отражение итогового результата совместной партнерской деятельности взрослого с ребенком (детьми) по той или иной теме, а также свободное общение и перемещение во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе); и самостоятельной деятельности ребенка (детей).
Содержание лэпбука зависит от психолого-возрастных особенностей ребенка и задач, поставленных программой и воспитателем. Работая над его изготовлением совместно с воспитателем (родителем), ребенок проводит наблюдение, выполняет задания, изучает, обобщает, сравнивает и закрепляет информацию, т. е. у него развивается наглядно-образное и творческое мышление, память, внимание, воображение [4]. Благодаря нестандартному оформлению — множество кармашков, книжек раскладушек, по-разному раскрывающихся, происходит развитие мелкой моторики.
Примерный материал по теме «Домашние животные» для детей младшего дошкольного возраста может быть следующим:
картинки с изображением домашних животных и их названием и описанием;
раскраски;
загадки в картинках;
дидактические игры «Найди пару», «Пазлы»;
мини-книжечки о домашних животных и т. д.
Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста по данной тематике может включать в себя следующие упражнения:
согласование числительных с существительными;
составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин;
собери картинку (собрать картинку, разрезанную на 5–6 частей по диагонали), обведи, дорисуй;
загадки.
Лэпбук — психологическое зеркало, отражающее эмоциональное состояние ребенка, его желания и стремления. На основе полученных знаний при работе с ним возможна организация сюжетно-ролевых игр.
Для определения уровня развития творческого мышления детей дошкольного возраста, при использовании лэпбука в учебно-воспитательном процессе было проведено экспериментально-диагностическое исследование в старшей дошкольной подгруппе на базе МБДОУ № 27 г. Химки Московской области. Исследование осуществлялось в четыре этапа в течение трех месяцев: подготовительный, констатирующий, формирующий и контрольный. Для диагностики первоначального и контрольного показателя уровня развития творческого мышления использовалась методика «Использование предметов» (таблица 1).
Таблица 1
Результаты диагностики по методике «Использование предметов»
Уровень развития творческого мышления |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Высокий уровень |
20 % |
47 % |
Средний уровень |
35 % |
24 % |
Низкий уровень |
45 % |
29 % |
Из результатов следует, что благодаря использованию лэпбука как одного из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в течение месяца уровень развития творческого мышления вырос. На контрольном этапе большинство детей справились с заданием полностью, проявив оригинальность, нестандартность ответов, при этом отмечается повышение грамотности речи детей.
Лэпбук не только формирует и развивает познавательную активность детей, укрепляет взаимоотношения родителей с детьми, но и способствует профессиональной и творческой реализации воспитателя, как педагога: изучение нового материала и систематизация всех знаний по теме лэпбука, выделение нужной информации с учетом особенностей детей, нестандартное и красочное оформление, подбор интересных и развивающих приемов и средств обучения, применение в педагогической деятельности.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей с взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — это лэпбук. Он дает огромную возможность для детей думать, пробовать, творить, а самое главное самовыражаться.
На сегодняшний день в необъятных просторах сети Интернет можно встретить многочисленные примеры готовых интерактивных папок, которые можно брать за основу или приобретать готовые, подходящие по вашей теме и соответствующие возрасту детей и использовать в работе. Но для достижения более эффективного результата в развитии детей стоит изготавливать лэпбук самостоятельно, не ограничиваться рамками существующего шаблона, опираясь на индивидуальные, психолого-возрастные особенности ребенка.
Литература:
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. — М.: Омега-Л., 2014. — 125 с.
- Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
- Лубовский, Д. В. Диагностика креативности дошкольников / Д. В. Лубовский // Психология обучения. — 2005. — № 8. — С. 82–87.
- Слепцова, О. Г. Лэпбук как средство организации учебного проекта [Электронный ресурс] / О. Г. Слепцова. — Электрон. ст. — URL: https://infourok.ru (13. 07. 2018).
Похожие статьи
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...
Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются феноменологические характеристики и развивающие возможности ТРИЗ-технологии в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования ТРИЗ технологии описываются подходы ...
Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.
Игровые технологии и художественная литература как средство познавательного и всестороннего развития дошкольников
Статья посвящена исследованию возможностей игровых технологий и художественной литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития дошкольников. Авторами разработана модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования ...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Особенности обучения графическому дизайну в подростковом возрасте
Рассмотрено понятие графического дизайна и сделаны выводы о том, что он отражает возможности комплексного подхода к проблеме развивающего обучения основам изобразительной деятельности подростков. Раскрывается специфика использования методов творческ...
Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов
Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...
Развитие перцепции цвета у школьников на уроках технологии
Статья посвящена исследованию развития перцепции цвета у школьников образовательных организаций. Рассматривается методологический подход к проблеме исследования, приводятся различные точки зрения на проблему исследования. Анализируются данные исследо...
Похожие статьи
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...
Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются феноменологические характеристики и развивающие возможности ТРИЗ-технологии в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования ТРИЗ технологии описываются подходы ...
Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.
Игровые технологии и художественная литература как средство познавательного и всестороннего развития дошкольников
Статья посвящена исследованию возможностей игровых технологий и художественной литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития дошкольников. Авторами разработана модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования ...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Особенности обучения графическому дизайну в подростковом возрасте
Рассмотрено понятие графического дизайна и сделаны выводы о том, что он отражает возможности комплексного подхода к проблеме развивающего обучения основам изобразительной деятельности подростков. Раскрывается специфика использования методов творческ...
Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов
Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...
Развитие перцепции цвета у школьников на уроках технологии
Статья посвящена исследованию развития перцепции цвета у школьников образовательных организаций. Рассматривается методологический подход к проблеме исследования, приводятся различные точки зрения на проблему исследования. Анализируются данные исследо...