Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петрова, Н. В. Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников / Н. В. Петрова, Р. Г. Гацаева, Е. А. Сокольская, Л. К. Салимова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14451/ (дата обращения: 16.11.2024).



Живая, пытливая, творческая мысль формируется у воспитанника тогда, когда по отношению к знаниям он занимает свою личную жизненную позицию [1].

В. А. Сухомлинский

В наше время происходит изменение требований образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося, и главной целью образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, продумывать пути их реализации, вести контроль и оценивать свои достижения, т. е. формирование умения учиться. Стандартный урок т. е. традиционный урок построен по принципу: “Делай как я — и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу сейчас нужна молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. «Нужны инициативные люди! И системно — деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. Сейчас у многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, поэтому главная задача в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения». [2] Таким образом, на первое место выходит проблема активизации познавательной активности учащихся в процессе обучения.

Познавательный процесс является важным фактором учения и в то же время это жизненно-необходимый фактор становления личности.

«Познавательная активность — это черта личности, которая проявляется в отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком знаний, накопленных человечеством. Под познавательной активностью детей школьного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе: принятие информации, самостоятельный поиск ответов, уточнение и углубление знаний, умение сравнивать и задавать вопросы, применение способов познания на другом материале, проявление элементов творчества». [3] Выражается познавательная активность в стремлении к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, готовность ребёнка к учению и желание процесса обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Уровни познавательной активности можно рассматривать по-разному.

Например, Г. И. Щукина выделяет:

‒ репродуктивно-подражательную,

‒ поисково-исполнительскую

‒ творческую активность,

Тем самым предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует из классификаций методов обучения. В первом идёт речь о репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна; во втором — о поисково-исполнительской, при которой ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи; и, наконец, в третьем — о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником. В самих названиях для учителя как бы даны рекомендации по поводу тех или иных методов обучения, которые обеспечивают достижение соответствующего уровня познавательной активности.

«Т. И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образцу действия:

‒ воспроизводящая

‒ интерпретирующая

‒ творческая активность.

Находясь на первом уровне познавательней активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя; уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ». [4]

И в той, и в другой классификации речь идет о младшем школьнике, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс дознания.

С целью выявления уровня развития познавательной активности у младших школьников была проведена диагностика на базе МБОУ г.Астрахани «СОШ № 1». В эксперименте приняли участие обучающиеся 1 В (34 ч.), 2 Г (33 ч.), 3 Д (28 ч.), 4 Д (28 ч.) классов.

«Методика исследования познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская).

Цель: Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Материал: Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения: Школьнику даётся бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.

Обработка данных: Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) — об умеренной; ответы в) — о слабой выраженности.

Познавательная активность младшего школьника (А. А. Горчинская)

1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получить готовый ответ от других.

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.

4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?

а) всегда нахожу на них ответ;

б) иногда нахожу на них ответ;

в) не обращаю на них внимания.

5. Что ты делаешь, когда узнаёшь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать». [5]

После проведенного анализа ответов «а» (свидетельствующих о сильно выраженной познавательной активности) всех участников мы составили диаграмму, которая показывает сравнение познавательной активности учащихся 1, 2, 3 и 4 классов по каждому отдельному вопросу.

Рис. 1. Оценка степени выраженности познавательной активности.

После проведения диагностики были сделаны выводы по каждому классу отдельно. Результаты приведены в процентном соотношении ниже в таблице.

Таблица 1.

вопрос / класс

1 «В»

2 Г»

3 «Д»

4 «Д»

1 (%)

А) 19

Б) 35

В) 46

А) 31

Б) 21

В) 27

А) 45

Б) 28

В) 27

А) 72

Б) 15

В) 13

2 (%)

А) 25

Б) 45

В) 30

А) 30

Б) 54

В) 16

А) 49

Б) 30

В) 21

А) 60

Б) 29

В) 11

3 (%)

А) 52

Б) 31

В) 17

А) 44

Б) 34

В) 22

А) 45

Б) 32

В) 23

А) 55

Б) 15

В) 30

4 (%)

А) 15

Б) 62

В) 23

А) 25

Б) 54

В) 21

А) 38

Б) 40

В) 22

А) 50

Б) 23

В) 27

5 (%)

А) 80

Б) 15

В) 5

А) 60

Б) 36

В) 4

А) 58

Б) 29

В) 13

А) 62

Б) 33

В) 5

В 1 классе у учащихся познавательная активность больше проявляется в изучение нового с помощью обмена информацией и изучения дополнительной литературы. Преобладает умеренная познавательная активность.

Во 2 классе так же учащиеся с удовольствием обмениваются новыми знаниями, но не проявляют большого интереса к сложным задачам и вопросам на сообразительность. Чт говорит об умеренной выраженности познавательной активности.

В 3 классе высокий уровень познавательной активности. Учащимся нравятся сложные задачи, самостоятельный поиск ответов на вопросы.

В 4 классе так же высокий уровень познавательной активности. Много читают, обмениваются новыми знаниями.

Мы сделали вывод, что познавательная активность развита хорошо, в соответствии с возрастом учащихся, с их возможностями.

Литература:

  1. Избранные цитаты из книг В. А. Сухомлинского // pycode.ru. URL: http://pycode.ru/2014/01/syhomlinskij/
  2. Семинар практикум «Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности // Город мастеров. URL: https://www.ggorodmasterov.ru/korneeva-l-a/
  3. Доронина Н. Н., Чернова О. А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2018. — № 4. — С. 176–178. — URL https://moluch.ru/archive/190/48075/
  4. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения. // nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/30/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh
  5. Диагностики учебной мотивации и познавательной активности обучающихся // nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/09/27/diagnostiki-uchebnoy-motivatsii-i
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, класс, младший школьник, возможный вариант ответов, выраженная познавательная активность, высокий уровень, дополнительная литература, познавательная активность учащихся, творческая активность, учебная задача.

Похожие статьи

Комплексный подход в развитии познавательной деятельности дошкольников

Ценностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания учащихся начальной школы

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Ресурсный подход к решению задачи индивидуализации профориентационной деятельности в школе

Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательных потребностей обучающихся в режиме деятельностного подхода

Похожие статьи

Комплексный подход в развитии познавательной деятельности дошкольников

Ценностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания учащихся начальной школы

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения старших школьников

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Ресурсный подход к решению задачи индивидуализации профориентационной деятельности в школе

Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательных потребностей обучающихся в режиме деятельностного подхода