Методологические проблемы обучения компетенциям разговорного стиля (сокращений и аббревиаций) в контексте современного высшего образования Украины
Автор: Берлинский Юрий Витальевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.08.2018
Статья просмотрена: 72 раза
Библиографическое описание:
Берлинский, Ю. В. Методологические проблемы обучения компетенциям разговорного стиля (сокращений и аббревиаций) в контексте современного высшего образования Украины / Ю. В. Берлинский. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14459/ (дата обращения: 19.12.2024).
На сегодняшний день система высшего образования в Украине переживает процесс основательных реформ, который начался в 2014 году после принятия новой редакции Закона Украины «Об образовании» и закрепления положений данного закона с их расширением в редакции данного закона в 2017 году.
Кроме прочих изменений, высшие учебные заведения получили автономию в научно-образовательном плане, что послужило основой для написания авторских программ, которые уже нет необходимости согласовывать с Министерством образования и науки Украины, а, значит, характер и содержимое курса английского языка в каждом вузе может варьироваться от педагога к педагогу.
Вместе с тем, актуальным остается вопрос об обучении студентов современных высших учебных заведений основам и особенностям разговорного стиля английского языка как достаточно сложной функциональной единице, отличающейся особой динамичностью, изменчивостью, нестабильностью и сглаживанием норм литературного языка по своим законам.
Проблема образования, по нашему мнению, заключается в том, что студенты без труда могут цитировать отрывки произведений Шекспира, но теряются, когда речь идет об элементарных бытовых делах, таких как «подмести пол» («swipe the floor») или ершик («pipe-cleaner»). А их познания в разговорных формах современного английского остаются крайне недостаточными, что и объясняет актуальность данной работы.
Рассмотрим понятие разговорного стиля речи. Разговорный стиль — это функциональный стиль речи, который обслуживает неформальное общение, происходящие в неформальной обстановке чаще всего — по бытовым вопросам. Для такого стиля характерным является использование разговорных элементов речи и просторечия.
Формой реализации данного стиля в процессах коммуникации выступает диалог: адресат и адресант в попытках достижения коммуникационного эффекта по бытовым вопросам вступают в процесс вербального информационного обмена, который реализуется набором особой лексики (сокращений и аббревиаций — в частности) и отдельной системой построения предложений, особенностями которых выступают предложения с эллиптическими конструкциями.
Сокращения являются примерами эллипсиса, но на лексическом, а не морфологическом уровне. Под сокращением лингвисты подразумевают специальное сокращение буквенно-звукового состава слова или выражения с целью упрощения его произношения или убыстрения этого процесса.
Сокращения являются общеобусловленной тенденцией современной эпохи, когда процесс коммуникации продолжает играть существенную роль, однако, ускорение темпов человеческой жизни вынуждает сокращать время, которое тратится на все эти процессы.
Особенностью современного разговорного стиля стало то, что его традиционная устная природа уже не является обязательной: коммуникация, осуществляемая через мессенджеры и системы СМС-сообщений, стала достаточно распространенной и представляет собой диалог между пользователями по схеме «адресант-адресат» или «адресант-адресаты» [3, 133].
Процесс аббревиации особенно характерен для сообщений, когда экономия символов и времени, затраченного на печать, становится синонимом экономии жизни.
Под аббревиатурой в традиционном понимании воспринимается слово, которое образовано путем сокращения двух или более слов. Сокращение может происходить путем сложения частей слова или же написания слова по заглавным буквам. Пример в современном разговорном английском — это слово-фраза «Mind your own business», которое сокращается до аббревиатуры «MYOB».
И если в устной речи произношение по буквам будет затруднительным, то письменная разговорная речь (СМС-сообщения, общение в социальных сетях, неформальных электронных письмах) содержит высокую концентрацию таких выражений.
Исходя из таких реалий современного развития языка, кажется важным уделить должное внимание развитию у студента как профильных, так и нефилологических вузов умения воспринимать, понимать и воспроизводить элементы разговорной речи.
Современная формула образования в Украине в языковой сфере заключается в освоении студентами навыком грамматической, речевой и аудиативной компетенциями в рамках установленных модулей в соответствии с будущей специальностью. Сюда же включена необходимость изучения как узкоспециальной терминологии (если имеется), так и общих понятий языка.
Но в виду сжатия количества часов, выделяемых на освоение такой компетенции, складывается тенденция неполного охвата материала (все большие его части выносятся на самостоятельную обработку студентом), не принимая во внимание уже и тот факт, что на развитие сугубо элементов разговорного стиля времени просто не остается.
Как следствие, данный пласт лексики просто упускается, что позже приводит к серьезным последствиям: студент-выпускник, у которого в дипломе указывается прослушивание курса практики устной и письменной речи английского языка «на отлично», не в состоянии адекватно коммуницировать в реалиях современного развития языка, а его словарный запас имеет высокий процент морально устаревшей лексики.
Такая тенденция является крайне отрицательной, но, увы, присутствует в образовательном процессе высшей школы Украины. Безусловно, преодолеть ее можно только комплексным подходом, направленным как на новую формацию организации учебного процесса, так и на подбор инновационных методов, средств и приемов, которые будут эффективно соответствовать данному учебному процессу.
По нашему мнению, первым этапом достижения эффективности овладения разговорным стилем в контексте современной подготовки студента в Украине является этап введения разговорного английского как обязательной самостоятельной дисциплины.
При таком изменении у современных студентов появится возможность осваивать именно компетенции разговорного стиля в отдельном дискурсе, дополняя и практикуя при этом свои навыки по общему английскому языку, что, безусловно, послужит мотивацией для овладения английским языком дополнительно.
Однако, при изучении разговорного английского языка у большинства педагогов возникает вопрос об источниках, формах и методической базе организации такого обучения. Вопрос «как учить?» — это ключевой вопрос, который задается в дидактике.
Мы полагаем, что лучшей формой освоения компетенций разговорного стиля остается диалог как основная форма данного функционального стиля, а сама организация учебного процесса в таком случае должна происходить по примеру методики Ньюкаслского университета.
Методика Ньюкаслского университета базируется на теории профессора Шугата Митры, преподавателя Ньюкаслского университета из Индии, который доказал ее действенность с помощью педагогического эксперимента «Дыра в стене».
Эксперимент «Дыра в стене» был впервые проведен в 1999 году в трущобе Калкаджи в Дели, Индия. Профессор Митра со своими коллегами установил там компьютер с доступом к сети интернет и позволил всем желающим детям учиться с помощью этого компьютера.
И дети, и компьютер оставались без присмотра на длительное время (более месяца), а формальные признаки обучения, такие как определенная продолжительность урока, наличие учителя с определенным методикам, наличие учебников и другого оборудования, структурное межевания элементов урока — игнорировались. После установки компьютера детям задавался сложный открытый вопрос (например, «почему глаза плачут?» Или «когда и как появилась музыка?»), на который они должны были дать исчерпывающий ответ во время следующего визита профессора [1, 78–83].
Следует также отметить дополнительные условия, которые влияли на процесс обучения: дети не имели даже базовых навыков работы с компьютером и не знали английского языка.
Предположением профессора Митры был тезис, что роль учителя в образовательном процессе значительно преувеличена, и дети, при условии наличия в них возможности, способны самостоятельно учиться и самостоятельно мотивировать себя на учебу. Такую форму образования профессор Митра назвал минимально инвазионное обучение.
Эксперимент подтвердил предположение профессора: через месяц дети не только научились использовать компьютер, но и дали ответы на поставленные им вопросы. Эксперимент повторялся. Профессор Митра разместил около 23 компьютеров в сельской Индии. В 2004 году эксперимент проводился в Камбодже.
Эта работа продемонстрировала, что группы детей, независимо от того, кем они являются и где находятся, учатся самостоятельно использовать компьютеры и Интернет на открытых пространствах, таких как дороги и игровые площадки, даже не зная английского языка; способны к поиску необходимой информации и могут самостоятельно ею обучаться.
Безусловно, такая система обучения нашла как своих сторонников, так и критиков. В частности, среди критики выражалось сомнение о долговечности системы компьютеров со свободным доступом (по Дональду Кларку, Великобритания) без их поддержки в надлежащем виде и программно-аппаратном обслуживании как в школе.
Майкл Тручано подверг сомнению возможности такой методики обучению математике, ведь, по его словам, измерительных результатов работы такой образовательной программы в селах не остается.
Однако в статье «Wired Magazine» утверждалось, что 12-летний ребенок — Палома Лойола Буэно, которая жила в мексиканской трущобе, победила на общем экзамене в Мексике после того, как ее учитель школы Серхио Хуарес Корреа совершил учебный эксперимент профессора Митры в классе.
В мае 2013 года к эксперименту вернулись снова — на «TED Talk» вышла серия «Создайте школу в облаке», в которой профессор Митра рассказал о своем эксперименте еще раз. Он доказал его практичность и сказал, что такую систему обучения будет уже невозможно остановить из-за «глобальной облачности» — возможности детей самостоятельно объединяться где-либо для целей обучения.
В Украине реализация идей профессора Митры началась сравнительно недавно: две организации — общественная организация «Свободная образование» и благотворительный фонд «Caritas Ukraine UGCC» — начали создавать самоорганизующиеся ученические пространства (СОУП) [2, 407–426].
По состоянию на 2018 год, в Украине зарегистрировано более 13 СОУП-ов, большая часть из которых находится в Одесской области. Главной целью существования СОУП-ов является предоставление бесплатных образовательных услуг детям в возрасте от 6 до 18 лет по методике Ньюкаслского университета.
Методика профессора Митры здесь получила вид «больших вопросов»: ментор (преподаватель) задает вопросы учащимся, те делятся в команды. Количество команд и количество участников в каждой нерегламентированные — ученики могут менять команды в ходе занятия, подслушивать идеи друг у друга и тому подобное.
После этого у учащихся есть 45 минут, чтобы найти ответ на вопрос. Для этого они могут использовать Интернет на компьютерах в СОУП-е или на своих телефонах. Результаты собственного исследования ученики подают в свободной форме, после чего идет краткое обсуждение того, что было достигнуто.
Задачей ментора (преподавателя) в такой форме является лишь следить за работой группы, хвалить за результаты, которые были достигнуты и помогать ученикам лучше понять тему.
Преимуществами такого занятия является большая самостоятельность учащихся, их персональная ответственность за принимаемые решения, необходимость мыслить креативно, высокий уровень самостоятельной работы.
Недостатками такого урока является сложность количественного и качественного измерения усвоения темы, невозможность индивидуальной работы студента, необходимость высокого уровня подготовленности преподавателя.
По нашему мнению, такая форма работы позволит студентам обучаться английскому в двух формах: общаясь между собой за время подготовки ответа на поставленный вопрос и выступая публично с презентацией проведенного исследования.
Резюмируя, можно отметить, что современное ослабевание интенсивности обучения разговорному стилю речи английского языка в украинских вузах является закономерным явлением реформ в системе образования, что пагубно влияет на степень подготовки студентов, снижая их лингвистические показатели и не позволяя достигать коммуникационного эффекта.
Вместе с тем, значимость именно разговорного стиля в английском языке сложно переоценить в виду его вездесущности как форме бытового общения, базирующейся на диалоге.
Исходя из этого, предлагается введение разговорного английского языка как самостоятельной дисциплины высших учебных заведений Украины, используя при этом методику профессора Шугата Митры, которая заключается в деформализации роли преподавателя и образовательного процесса в целом; становлении основной единицы преподавания информационные технологии и метод открытой коммуникации студентов между собой и с преподавателем.
Литература:
- Hemelryk, Simon (June 2009). «The Hole In The Wall». Reader's Digest India. The India Today Group. pp. 78–83;
- Mitra, Sugata, Ritu Dangwal, Shiffon Chatterjee, Swati Jha, Ravinder S. Bisht and Preeti Kapur (2005), Acquisition of Computer Literacy on Shared Public Computers: Children and the “Hole in the wall,” Archived 23 May 2008 at the Wayback Machine. Australasian Journal of Educational Technology, 21(3), 407–426;
- Richard West, Lynn H. Turner. Understanding Interpersonal Communication: Making Choices in Changing Times, 2nd Edition. Wadsworth Cengage Learning, 2009. p. 133.